5 пониманий, сделавших меня преподавателем

          Доводилось ли вам когда-нибудь писать мотивационные письма? Возможно, кому-то из моих читателей не знакома такая эпистолярная форма. Но давать развернутое объяснение я сейчас не буду. Скажу лишь, что главное в ней - ответить на вопрос: "Почему вам следует выбрать меня?".
          10 лет назад, будучи студенткой и участвуя в программе мобильности Эразмус, в своем мотивационном письме я указала, что хочу перенять опыт европейского образования, поскольку собираюсь работать преподавателем паразитологии. И эта строчка помогла мне выиграть стипендию на полугодовое обучение в Европе. Жизнь в кампусе, постоянное общение с преподавателями и студентами из разных стран, отсутствие многих ограничений, другие взгляды на жизнь - всё это открыло мне глаза на метапредметное понимание сути обучения. Это первое понимание, которое помогает мне в моей деятельности. Нет, теперь я не преподаватель паразитологии, хотя и этот этап был в моей практике. Но я до сих пор уверена, что есть что-то "над", и система ЗУНУУДОКПК - это далеко не всё, а развитие креативности - одна из частиц этого "над".
          Практически в любом деле творческие умения создают конкурентоспособного специалиста. Статистика международного чемпионата Worldskills гласит, что тот участник, который показывает хорошо развитые творческие способности, но пока не достаточные профессиональные навыки, в следующем году может подняться выше, а тот, который показывает себя с высоких профессиональных позиций, но не проявляет творческую сторону, - не может, это его потолок. Это второе понимание, которое лежит в основе многих моих методических приемов.
          Но на одной методике не удержаться. Надо всегда задаваться вопросом: кого я учу, с кем я работаю? Понимание самих студентов, их интересов и наклонностей, их сильных сторон и особенностей, пожалуй, самое важное в преподавании с гуманистической точки зрения. И это третье понимание, которое располагает ко мне порой даже замкнутых ребят, а значит, способствует более успешному их обучению.
          Известно, что процесс обучения в разноуровневых группах довольно сложен, а процесс обучения иностранному языку - порой нереален. Это проблема огромной страны, в которой возможность практиковать другой язык ограничивается парой часов в неделю и, к сожалению, воспринимается не как привилегия, а как повинность. И после 9 лет изучения английского студентами, пришедшими в колледж, но не говорящими по-английски, свою роль я вижу в том, чтобы показать будущим специалистам лингвистические возможности, и потому учу посредством языка. Это понимание я получила, когда сама изучала язык, когда сама была на месте студентов, когда английский помогал мне исследовать паразитов и других ненужных, но всё же существующих в нашей жизни организмов.
          И вот оно пятое - понимание самой системы образования. И я не про вопрос: "Зачем?", который здесь скорее риторический, а про вопрос: "как..., чтобы...". Постигнув ответ на него, можно работать в существующих реалиях. Не всегда удовлетворённо, но всегда по меньшей мере удовлетворительно.


Рецензии