16. Дубоссары. Значения цвета воды и донов

Для большинства из нас белый цвет символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость, невинность, правду. Белые животные в ряде культур считались священными (лошади - в Греции и Риме, слоны - в юго-восточной Азии). Черный - это печаль, смерть, мрак, безысходность и т. п.
В Китае черный цвет символизирует власть, деньги, перспективы, а в Японии - радость. В христианстве отношение к черному цвету противоположное: скорбь, горе, траур, зло.
В Григориополе, в Рыбницком районе есть речки и поселения с именем Черная, или Чорна. Черные топонимы считаются русскими или украинскими. Но могли они так называться славянами, если в их мировосприятии черный цвет представляется негативными силами и печальными событиями. Черного цвета персонажи ада, появляющиеся в виде черного животного или предмета. В мифологии эпитетами чёрного цвета обозначали: «Чёрная рать» – вражеское войско, «Чёрная река» – несущая смерть, «Чёрный камень» – вход в пекло (ад), «Чёрный ворон» – предвестник смерти и т.п. Но у ряда народов черный конь (вороной) священный.
У кочевников старики, больные, калеки, неимущие не ходили за стадами. Они занимались земледелием по влажным балкам в поймах рек, на их берегах. Их труд считался «черным», не достойным особого уважения, чуть ли не греховным, поскольку влажная почва имела черный цвет, а ее возделывание, якобы, способствовало выходу темных сил. Посмотрите на сапоги русских сказочных героев или национальную обувь монгола. Она с задранными вверх носками, чтобы не царапать землю, не будить злые черные силы. Так было при многобожии у язычников.
И вдруг… речка Черная. Что-то здесь явно не вяжется.
Ознакомьтесь с татарской топонимией восточнее Волги и Урала, например, Челябмнской области. Там реки Карасу, Аксу, Сарысу, где су – это вода, или река, а кара, ак, сары – вовсе не обозначение цвета воды (черный, белый, желтый).
Этими цветами обозначаются типы питания водных источников и их режим в течение года.
Ак характеризует снеговое питание, сары – дождевое. Сарысу может быть отражением наличия ржавчины, желтой глины, а ак – щелочности, известняка.
Что касается Карасу, то это река с родниковым (подземным) питанием, то есть не пересыхающая летом и не замерзающая зимой, поэтому в Черной (карасу) кочевник мог всегда напоить скот. Для кочевника – это река жизни, а не смерти, как может быть понято нами, формально переведя слово «кара», как черный. Можно предположить, что ранее речка Черная называлась Карасу.
Белый цвет у славян – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть, светлое время суток, время благих дел, абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей, разрешение проблем, новое начало. А у кочевника аксу (белая река) не обеспечит его водой круглогодично. Это почти смерть.
Вопреки одной из основных версий значения топонима Дубоссары (татарский желтый холм), татары не могли придумать такое, они не знают, что значат Чебоксары и Дубоссары.
«Сар» в значении «желтый» у тюрок может стоять только в начале слова, в конце слова «сар» раньше имело значение «племя», «народ», «голова», «глава», «начальник», «величие», «божественность», «ум», «запад», «деньги» и даже английское обращение «сэр!».  Сармат в иранских языках означает умная, управляющая голова, тот, кто повелевает.
Сарматы изгнали из Причерноморья скифов и готтов. Предполагается, что сарматы - это одно из племен скифов, создавших крепкую лошадь и стремена, позволившие управлять лошадью не руками, а ногами, а потому сарматы могли стрелять на скаку. У сармат девушка могла выйти замуж, только принеся голову поверженного врага. Осетины считают себя их потомками. На карте в Западной Европе показаны места, где сегодня понимают осетинский язык, хотя сами осетины туда не ходили. Они укрылись в ущельях. Мигрировали близкие им племена, говорившие на сходном языке.
Говоря о Дубоссарах, нельзя не остановиться на топониме реки Днестр, Днепр, Дон, Донец, известные под греческими именами.
Для начала отметим, что разные "дон"ы известны всей Европе, начиная с города Лондона, что в переводе с осетинского означает пристань. Значения других европейских "дон"ов также понятны осетинам.
Прежде чем продолжить речь о Днестре, автор советует познакомиться хотя бы в общих чертах с книгой Тамары Т. Райс «Скифы – строители степных пирамид» http://www.bibliotekar.ru/skify/1.htm
Вы узнаете о происхождении народа, его имуществе и быте, кругозоре, художественном вкусе и искусстве, религии, церемониях, захоронениях в представлениях археологов, историков, антропологов, лингвистов.
В настоящей работе, в первую очередь исходя из современных представлений и методов биологии, критически уточняются, корректируются описанные представления. Новые методы исследований – это двигатель науки. Здесь многие вопросы будут рассматриваться с позиций новой науки ДНК-генеалогии, вулканологии, изменений климата и др.
В Европе многие гидронимы и топонимы имеют суффикс или префикс «дон», что по-осетински – «вода», «река». Не помешает познакомиться с путями миграций носителей скифо-сарматского языка и германского – готов. В Осетии, называемой сегодня Аланией, подавляющее большинство названий рек пишутся с «дон», например, Ар-Дон, Фиаг-Дон, Урс-Дон, Гизель-Дон, Карма-Дон, Хатал-Дон, Хобби-Дон, Хазни-Дон, где "дон" - река.
Считается, что на севере Англии имена рекам-«донам» дали сарматы(аланы), будучи наместниками Римской империи по союзному договору об охране северных границ Империи. О былом влиянии этих народов можно судить по тому, что у западноримского императора Максимилиана отец был гот, а мать – аланка. Король Артур в Англии был сарматом.
Кое-кто возражает, говоря, что Лондон, например, происходит от древнеанглтйского. В Германии и Великобритании изучают осетинский язык, называя его древнегерманским или древнеанглийским. Во многих населенных пунктах Европы прекрасно понимают осетин. В самой Осетии три языка иранской группы. До поражений Персии от греков во времена геродота, она была властелином не только в степях за Волгой.
У северных иранцев до 25% гаплогруппы R1a-Z93 (субклады Z2422, Z2424, Z2423). R1a-Z2423 возникла 3,9 тыс. лет назад. Так язык персов стал "индо-европейским". У нас Др. Иран начинают изучать с середины II тысячелетия до н. э., то есть с момента образования этой гаплогруппы. Интересно, у осетин почти нет гаплогруппы "восточных славян" - R1a. У них R1b. Но язык у них "индоевропейский".
Еще в VI в. до н. э. в Европе  были реки-«доны». Их принесли, видимо, предки скифов-сармат при заселении Европы, начиная с носителей гаплогрупп R1a или R1b.
Вот топонимы и гидронимы-доны Великобритании и Ирландии:

1. С суффиксом -дон-:
а) города: Ашингдон, Базилдон, Бовингдон, Коулсдон, Лонгдон Хилс, Лейндон, Лондон-Колни, Лонг-Крендон, Молдон, Пелдон, Райдон, Реттендон, Невендон, Стандон, Саут-Оксендон, Уодсдон, Уорплесдон, Уэст-Кландон, Фарингдон, Тейдон-Батс, Хамблдон, Ходсдон, Хендон, Хордон-он-вэ-Хилл, Шеффилд-апон-Лон-дон (район Лондона) Билсдон, Грейт-Оксе-ндон, Даддон, Ийдон, Кливдон, Колдон, Лонгдон, Лондон (кельтское название, как отмечает Ф. Е. Холлидей в книге «История Англии»), Суиндон, Уидон-Бек, Уэст-Хаддон, Хелмдон, Бейлдон (в Англии), Абингдон (графство Беркшир), Бандон (на южном побережье Ирландии), Бадон (в 500 году здесь произошло сражение между англичанами и романизированными кельтами во главе с Амбросиусом Ауреллианусом), Инвергордон, Уэст-Гордон (в Шотландии), Карндона (на севере Ирландии). Уимблдон (под Лондоном, знаменит своими теннисными кортами) Хантингдон (графство Хантингдоншир).
б) реки: Калмдон в Северной Ирландии), Кройдон (под Лондоном), Ледон (в Англии), Лоддон (р-н Лондона), Литл-Дон (р-н Англии).
в) горы: Сноудон (наивысший пик Кембрианских гор в Северном Уэльсе).

2. С префиксом –дон–:
а) города: Донгегол (в заливе Донегол в Ирландии), Донкастер (на р. Дон в Англии) Донсон-Бридж (в Англии).
б) реки и залив: р. Дон (бас. Хамбер, в Англии), р. Дон в Шотландии), залив Донегол (на северо-западе Ирландии).

3. С основой – дон –
а) города: Лондондери (в Сев. Ирландии у залива Лох-Файл), Лондоналд (в Шотландии).
б) графство: Хантингдоншир (в Англии).

Название Дон происходит от арийского, авестийского или др.-инд. danu. Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова danu.
Осетинский язык, наследник скифо-сарматского, содержит однокоренное слово дон («река, вода»).
В Осетии, которая является одной из частей исторической Алании, по сей день все реки пишутся с морфемой -дон в постпозиции: Ардон, Фиагдон, Урсдон, Кармадон и т. д.
Реки Днепр, Днестр, Донец и, возможно, Дунай, имеют схожую скифо-сарматскую этимологию, так как находились на территориях, населённых скифами.
Донец — уменьшительно-ласкательная форма названия Дон.
Это название имеют несколько рек, большинство из которых впадают в Дон или в его приток Северский Донец, или являются их рукавами: Северский Донец, Липовый Донец, Мёртвый Донец, Сажной Донец, Сухой Донец. Донец — древнерусское (X—XIV века) название реки Уды.
Авестийский язык — один из древнейших представленных письменными памятниками иранских языков, язык письменного памятника «Авеста», представляющего собой свод религиозных текстов зороастризма. Уже в конце IV — начале VI веков авестийский язык был мёртвым и использовался только как язык богослужения. Он используется и современными зороастрийцами – парсами в Индии и гебрами в Иране.
Вот скифские реки из IV книги «Истории» Геродота (стр. 47-48), которые легко переводятся на скифо-алано-осетинский язык:
Борисфен (Бар-ис-фен) – река Скифии (р.Днепр);
Гипанис – река в Скифии (р. Южный Буг);
Данапр – река Днепр (Ды-не-на-пр) имеет скифское название. «Дана» по-скифски – река. Греки называли Днепр Борисфеном, а скифов «борисфенитами», т. е. «днепрянами».
Данастрис – река Днестр, или Ды-нестыр – по-осетински. Дор стыр – большая река (вода), по-гречески р. Тирас.
Дановис – река Дунай, по-гречески река Истр.
Напарис – река, протекающая в Скифии, приток Истра (осет. И-стр – есть большой).
Оарос – ар-ос-аз-ас, наименование скифо-аланских племён – река, протекающая в Скифии. Современная река Сал. Птолемей применял это название к реке Волге. Интересно – «орос» по-монгольски – русский. Волга – русская река задолго до появления в истории славян и русских?
Ордесс – река, протекающая в Скифии, приток Истра.
Пантикап, или Пантикапа – река в Скифии – созвучно с Пантикапей. Сейчас это река Ингулец. Странно! Везде пишут (переписывают друг у друга), будто бы об этом ничего не известно.
Сиргис (искаженная форма Сар-Гас осет. живая голова) – река в Скифии, приток Дона – Северский Донец . Вот вам один из многочисленных примеров того, как «сар»(«сары») даже в начале слова переводится не «желтый», а «голова».
Сарматы - общее название кочевых ираноязычных племён (Аланы, Роксоланы Роксолане, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная на западе (Сарматия).
По свидетельствам древних историков, сарматы (сарматы — родственное скифам кочевое племя) «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие в разное время лидирующее положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Танаис – река в Скифии, в настоящее время – река Дон.
Обратите внимание на карту миграции аланов, вспомнив тот факт, что наряду с именем города Дубоссары в форме греческого топонима Tombasar, где побывали аланы, там есть местные названия, произошедшие от других греческих языков. Они связаны понятиями: убийство, смерть, погребальная яма, склеп, могила, страх мерти, угроза смертью и т.п.
Где аланов не было, там для Дубоссар (Tombasar), что возможно лишь в том случае, если Дубоссары существовали до прихода гуннов (хуннов) в V веке н.э., подвинувших скифов (сарматов) и гуннов в Европу.
Топонимисты обычно копают до начала тюркского времени. Уместно задать вопрос... а в иранское время на языке иранцев (персов) ничего не называли?
У тюрок есть слова, похожие на описанные выше, отражающие смерть, отрицательные рельефы, а у тюрок они положительные.
Можно утверждать, что тюрки позаимствовали бывшие топонимы. Они у них ассоциировались с желтыми возвышениями, легко выговаривались и запоминались. Но тюрки, создавая топоним, не могли поставить "сары" (в смысле "желтый") после "дубо". Татары не переводят Дубоссары, как "желтые холмы". Поэтому эту версию нужно отбросить.
Версия с дубасами уже была многократно опровергнута ранее.
Нам следует опуститься в более чем 300-летний период эллинов (греков), когда было принято изобретать топонимы, исходя из греческих языков. Это эпоха Александра Македонского и "Отца истории" Геродота. На это указывают также курганы в городе Дубоссары и его окрестностях, которым 2,4-2,6 тыс. лет.
Дубоссары - это TOMBASAR (скотобойня), где tom - "режу" + Bos(Bus, Bas) - "бык". Топоним связан с жертвоприношением 100 быков Зевсу во время праздника Гекатомба в месяц гекатомбеон (конец июля - начало августа) в Древней Греции, гекатон - это 100.
Место убоя жертвенных животных называлось TOMBASAR (скотобойня). В Дубоссарах (TOMBASAR) тоже была скотобойня с массовым забоем скота, прибывшего на зимовье.
Что означает гекатомба в переносном смысле (массовое уничтожение обычно невинных), говорилось ранее. Ниже дана ссылка на сайт, где представлено много информации об аланах, в том числе западных ученых.
http://historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.com
От Малого Фонтана в Днестр течет ручей под названием Серебряный. Его имя знают не многие. Как уже говорилось, у тюрок цветные названия чаще всего обозначают не цвет или металл, а водный режим источника. Чтобы подчеркнуть красоту воды, используют слово золото (алтын). Слово, похожее на кумыс (кюмюс, кумыш и т. п.) сходно со значением "серебряный", "белый" используется в качестве эпитета к слову "девушка".
Скорее всего, ручей при тюрках называли просто "вода", то есть "су". Затем "су" слвянские чиновники превратили в "серебряный". Но это только версия.
Возможна и другая версия.
Около 40 лет назад старики, ссылаясь на своих дедов, утверждали, что ниже автодороги Тирасполь-Рыбница ручей был углублен на 10-12 м, на его правом берегу был рынок. Под уже почти незаметным, но солидным мостом по улице Кирова, на лодках приезжали на рынок, а также по этому каналу с верховий Днестра пригоняли лес. Торговали на серебряные монеты. Занимались этим евреи, проживавшие поблизости. Их численность приближалась к 45%. Но это версия.
Улица Кирова раньше называлась Базарной.
Восток - дело тонкое, в том числе о значении и использовании цвета. У монголов, например "зеленый" - цвет травы; "белый" - цвет творога, молока, кумыса; "синий (голубой)" - цвет неба или женского соска. Впрочем, у нас "светлокрасный" - цвет розы, или розовый; "светлозеленый" - цвет яблока. Когда-то люди в радуге называли не семь цветов, а четыре; желтый, зеленый, годубой считали одним цветом. А у молдаван, например, "апэ дульче" при дословном переводе означает "вода сладкая", а на самом деле - это питьевая вода.
Как можно заметить, у них прилагательное стоит после существительного. Возможно, поэтому Дубоссары посчитали "дубо+сары", забыв напрочь о греческом tombasar (tom+bas+ar).
Часто бывает так. Кто-то выскажет предположение, а потом перепишут, преподнося его в качестве утверждения. Так произошло с "желтым холмом". У уважаемого В. Кочергина делается лишь вероятный перевод топонима Дубоссары, оказавшийся ошибочным, но теперь везде ссылаются на него, будто бы В. Кочергин это утверждал.
А самыми большими сторонниками этой точки зрения являются те, кто книгу В.Кочергина в руках не держал. Дубоссарским краеведам следовало бы для начала самим прочитать книжку В.Кочергина "Молдавские этюды" 1936 года издания, а не переписывать подделки политиканов, не заниматься плагиатом лжи.


Рецензии