Фаусту

Движение к Горе Волшебной,
Незнаемой… ну а пока
Без воздуха, в несовершенной
И несвершённой – на века –
Такой короткой этой жизни
Земной… продлить –
Хоть за строку…
Любовь не склонна к укоризне,
Пусть по волнам, пусть по песку,
Пусть – повторяясь, (слово – то же,
вас мало, чувства и слова!)
А всё-таки, как много может
Любовь, которая жива!
Само ведь слово – в окончаньи
Бемоль, печальный мягкий знак.
И оттого-то всё печальней,
Чем дальше, и всё дальше – так.

Не потому мы продлеваем,
Что есть неправильное в ней.
А потому, что прибываем:
Чем больше жизни – тем сильней.
А жизнь и склонна – к продолженью:
Остановился – там и смерть.
Не стой, Мгновенье! Без сомненья:
Остановиться – умереть.

29. 06. 2020

Финал "Фауста", уже по второму кругу изучения, мне кажется непонятным и притянутым за уши. Возможно, Гёте, просто не зная ничего о духовных надземных мирах, решил повторить идеи Данте. Но, для того, чтобы убедиться, мне нужно побольше узнать о самом Гёте. Зачем ему, язычнику, в конце эти христианские идеи?
Хотя всё это звучит очень ярко-театрально. я давно вообще мечтаю увидеть фильм! Ведь с такими спецэффектами можно всё сделать! И чтоб обязательно герои говорили стихом, как написано.
И почему же в конце снова нет, как в Прологе, встречи Бога и Мефистофеля и их окончательного разговора? Герой растворяется в Вечной Женственности, а до Бога будто не долетает... Так ведь небесная женственность - всё равно, что земная: только поглощает. Растворяет. Такова её природа. У Гёте дома висела копия картины Тициана "Любовь небесная и земная", видимо, он мыслил только в этой парадигме. Он и сам жил женскими любовями постоянно. Что он всё время в них искал? Или они были просто развлечениями в научной и творческой деятельности? Сам Гёте - где, душа его? Если я не полюблю его, узнав как следует, как человека, я не пойму.
Вот, первым шагом в понимании стала "Лотта в Веймаре" Т. Манна. Спасибо Манну! Наслаждалась всю дорогу, читая.


Рецензии