Сказка о чудесном мальчике ч. 1

Предисловие

Вайнахи - самоназвание чеченцев и ингушей, которые с незапамятных времен живут в юго¬восточной части Северного Кавказа, занимая северные склоны Кавказского хребта и южную часть Терско-Кумской низменности по правому берегу Терека и на восток до реки Аксай. Интерес к фольклору вайнахов был проявлен тогда, когда началось интенсивное изучение истории, этнографии и языков кавказских горцев. Устное народное творчество вайнахов включает мифы, легенды, предания; героико-эпические и исторические песни, народную лирику, пословицы, обрядовую поэзию. В сказочном эпосе, легендах и преданиях нашли отражение мировоззрение, нравы, обычаи, социальный быт вайнахов в прошлом, их взаимоотношения с народами Кавказа и с пришлыми кочевыми племенами. Многие сюжеты уходят вглубь веков, и в них отражены пережитки анимизма, магии, тотемизма и мифологии. Эти древние сюжеты и мотивы в измененной форме сохранились в фольклоре до настоящего времени. Многие сказочные мотивы и сюжеты перекликаются с древними сказаниями о нартах, которые широко бытуют среди народов Северного Кавказа.

В том селе неладно было,
Там семья однажды жИла.
Ругань часто через край,
Хоть все уши затыкай.

Мачеха – всему венец,
Удержать не мог отец.
Зло повсюду, всё не мило,
Дочерям его грубила.

Больше года, как-то раз,
Мужу выдала приказ:
«Или я - иль непокой!
Прогони всех с глаз долой!
А иначе, не тая,
Жить с тобой не буду я!»

Делать нечего, табу,
Посадил их на арбу,
Чтоб не грыз домашний бес,
Свёз детей в соседний лес.

Их под яблонькой оставил,
Чуть всплакнул, он не лукавил,
Не согласен был душой,
Но пора ему домой…

Вот и ночь уже, тревоги,
На опушке, у дороги,
Где берёзок белых строй,
Девицы стоят гурьбой.

Встреча с князем

Ехал мимо местный князь,
Войско с ним, земля трясясь
От копыт в тяжелом свете.
Ладны всадники все эти:
Молодцы как на подбор,
Шестьдесят их, каждый горд.
В том, что служит в войске князя,
Тем, что с ним в служебной связи,
Тот всегда, красноречив,
И в решеньях справедлив.

Видит князь, то право, диво,
Девы белые строптиво,
Трое средь берёз стоят,
И задумчиво молчат.

«Люди ль вы, иль может Джинны,
Почему в лесу зверином,
Ночью здесь среди берёз,
Вы стоите в море рос?!
И белее приведений,
Среди мокрых трав, растений
Вы пугаете людей,
Вашим взглядом без затей?!»

«Мы - не Джинны, мы – девицы,
Здесь стоять – не веселиться, 
Нас привёз сюда отец,
Подведя судьбе венец.
Волю мачехи защёлкнуть,
Нас в лесу оставил волгнуть».

«А, скажите, для примера,
Обходя судьбы манеры,
Что вы можете за ночь,
Сделать девицы, точь-в-точь?!»

«Если надо, то за ночь,
Вот, что сполню я точь-в-точь!», -
Молвит старшая из них,
Всё, услышав, Князь притих.

«Я для всех твоих эздиев*,
Хоть поверь мне, князь, впервые,
Боевую сшить одежду,
Крепко накрепко с надеждой,
Что в бою ему удобно,
И вольготно и свободно,
И тепло, не просто так, 
Будет это добрый знак!»

«Ну, скажи, а ты что можешь?», -
К средней князь, глядит построже.

Та, смущаясь, говорит,
Взгляд уверенный, горит:

«Я для всех твоих эздиев,
Хоть поверь мне, князь, впервые,
Из пшеницы, что в напёрстке**,
Медном, ладном, нашим горском 
Приготовить всем еду,
Как положено в роду,
И за ночь то всё свершить,
Войско князя накормить!»

«Ну, а ты за ночь что сможешь?
Удивишь, иль потревожишь?!», -
Ласково в глаза глядясь,
К младшей обратился Князь.

«Не пугайся, так скажу,
Я – наследника рожу,
Всё пройдёт без сильных схваток.
Месяц будет меж лопаток,
А во лбу засветит солнце,
Ликом в сотни волоконца.
Среди гор и их вершин,
Будет первым тот батыр!»

Князь решенье принял мерно,
Речь последней благоверна.
«Я беру тебя с собой,
Будешь ты моей женой,
И роди батыра мне,
Как сказала при Луне!»

Подлость сестёр

Двух сестёр он тут же выдал,
За своих друзей визирей.
Только зависть у сестёр,
Жжёт их души, взгляд хитёр.

Извести сестру решили,
Гама*** в том оповестили.
Чтоб подставил тот сестру,
Перед Князем наяву.

Всё свершилось в ту же ночь,
Как сказала – то, точь-в-точь.

Мальчик, сын, без сильных схваток.
Месяц ясный меж лопаток,
А во лбу то светит солнце,
Ликом в сотни волоконца.
Среди гор и их вершин,
Будет первым он - батыр!

Увидала Гам всё это,
Что ж пора сестру к ответу.
«Ей урок я преподам», -
Усмехнулась злая Гам.

Когда младшая спалА,
Гам младенца унесла.
А на место, где лежал,
Два щенка теперь визжат,
И скулят и голосят,
Князь взбешён, глаза горят,
Он кричит: «Ну, всё! Пора!
Прочь, гоните со двора!»

*) Эздий, уздень - сподвижник, соратник, дружинник князя.
**) Напёрсток – горский котёл.
***) Гам - оборотень у вайнахов

Продолжение следует…


Рецензии
Игорь, читаю улыбаюсь - какая перекличка (по крайней мере в первой части) со сказкой А.С. про князя Гвидона. В этом нет ничего удивительного - это говорит о том, что рождались похожие сюжеты в душах людей, которые в древние времена были чисты в помыслах, ясны в мыслях и добры в сердцах. Буду читать дальше. Больно свет дарят ваши творения. С теплом и пожеланием здоровья.
Помните похожий сюжет у меня по мотивам армянской сказки "В поисках Азаран-Блбул"...Я очень рада читать вашу интерпретацию.

Евгения Грекова 2   21.07.2020 23:17     Заявить о нарушении
Прекрасно помню, Евгения! И что интересно - эти сюжеты возникли задолго до пушкинского произведения! С улыбкой, Игорь

Игорь Апрельский   22.07.2020 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.