Итоги 33 конкурса ЛС. Проникновение в хайку
В конкурсе из серии «Лепестки сакуры» по теме «Проникновение в хайку» мы работали над тем, чтобы показать ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ПРОНИКНОВЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «НАРИИРУ».
У нас было 8 участников и 24 работы. Все участники активно приняли участие в голосовании. Всем огромное спасибо за терпение и прекрасную работу, все старались и были искренни! Получились прекрасные работы, разные и многогранные. На этот раз можно отметить, что работы некоторых авторов стоят в списке итогов рядом, это говорит о стабильности уровня автора. Мы можем не всегда понимать и соглашаться друг с другом. Ведь у нас разный жизненный опыт, включая навыки и способности в творчестве, и поэтому не стоит расстраиваться, что кого-то не дооценили. Мы ценим мнение каждого, потому что иначе как узнать реакцию на картину, которую мы изображаем в хайку, особенно когда речь идёт о восприятии чувств? По этой причине здесь приводятся все основные комментарии к работам в процессе голосования наших участников. Интерес к столь сложному и изящному жанру восточного минимализма не угасает, и даже растёт, что радует. Надеюсь, всех вас увидеть снова и снова в дальнейших конкурсах нашего проекта. Благодаря вашим обсуждениям и комментариям рождаются новые темы.
Напоминаю, что ко всем оценкам прибавлено по 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5.
Ниже приведены ваши работы с комментариями и оценками – согласно полученным итоговым оценкам. Все - молодцы! Всем спасибо огромное:
1 –е МЕСТО:
6) закат на реке
колышется от ветра
цветущий кипрей (автор Марианна Заигралина)
*
очень красивая картинка, хочется наблюдать, но второй смысл притянуть сложно. Разве что, река жизни...
8-4 Хорошо когда тишь да гладь, да божья благодать. К ночи глядишь и ветерок стихнет.
красиво, но два предлога
Очень хорошая зарисовка. Но и только. Особых смыслов я не увидела. Позже вернулась к этой работе и повысила отметку, потому что рассмотрела глубокий философский смысл: и в момент заката можно быть завораживающе красивым.
- -стройная картинка. всё увидела, настроение почувствовала, хотя автор - тот же наблюдатель
- - располагает к покою. И к созерцанию. Значит, на душе у автора умиротворение. Это всё, что надо для пейзажной лирики. Однако, напряжения нет между частями. Просто красивая картинка. Или я чего-то не поняла. Волнение, трепыхания кипрея. Цвет кипрея похож на закат - это да! Но, лично я, у реки кипрея не видела. Там другие травы и растения. Это луговое растение. Луг переходящий в береговую линию? Ну, может быть. Но тростник, рогоз, камыш, осока, водяные лилии... По технике: 1-3 строки в рифму! И 2 строка с ними надстроечная! Аллитерация Т и К. И это хорошо. Но где человек?
- умиротворённо - здесь и сейчас
Оценка: 9+4, 0+0, 8+4, 7+2, 8+4, 10+5, 7+3, 10+5= 59+ 27+5=91
2-е МЕСТО:
11) заброшенный сад
рядом с цветущим тёрном
сухой абрикос (автор Михаил Юшманов)
*
- прилагательных многовато, но образ великолепен. Жизнелюбивый, дикий терн и, засохшее без ухода человека, культурное растение, молодость и старость...
- По смыслу мне понравилось, но по исполнению есть шероховатости (заброшенный, цветущий, сухой – все слишком понятно).
- проникновение есть: неравный брак, свадьба старика с девушкой. Грустно.. жизнь заставила, наверное. Чувство неуюта мешает. Но кто сказал, что это плохо?
- Много недостатков в виде прилагательных: заброшенный, сухой, цветущий. Но смысл увиделся, и очень глубокий: жизнь и смерть всегда рядом, даже в заброшенном саду есть жизнь и противопоставление состояний.
- - грустная картинка. умершее дерево в заброшенном саду, где жизнь еще есть, цветёт, но...
- 1 строка лишняя. Она поясняет последующие. А зачем? это должен домыслить читатель.
Аллитерация засушенности С весьма кстати. Присутствие наречия - это лишнее и оценочное. Если одна картинка - значит рядом. Насколько - неважно. И как понять, что сухое дерево - это абрикос? Или это плод сухой? Состояние заброшенности наводит грусть.
- многовато прилагательных, и первая строка кажется лишней,
потому что сухой абрикос и цветущий сорняк сами по себе указывают на это;
вот и в жизни - нежное вянет, а сорнякам море по колено...
Оценка: 9+3, 8+3, 0+0, 9+5, 8+3, 10+5, 7+3, 7+3=58+25 +5=88
3-е МЕСТО:
14) озерный тростник
клонится к самой воде
удочка деда (автор Марианна Заигралина )
*
- ещё одно шикарное. Двойное прочтение. Природа и человек в единстве. Гибкость тростника, удочки и незыблемость фигурки деда...
- Связь между тростником и удочкой слабовата. Оба клонятся, оба тонкие и длинные. Но одно от другого могут прекрасно существовать и клониться.
- проникновение есть, разночтение тоже и настроение - тихое умиротворение.
Работа за работой удивляют и радуют. Мои любимые «перевертыши»: читается 1+2,3 и 1,2+3 Один источник радости у тростника и деда, но разные пути достижения. Класс!
- удочка деда - вроде бы озеро, тростник, рыбак, а картинка не совсем сложилась из-за "клонится"...
- Глагол на -ся это минус. Сама удочка не может клонится. Но разночтение имеется 1-2, 2-3. Самой - оценка автора, это зря. Мужчину не называют дедом, обычно. Первое впечатление - чей-то дед. Но, что я увидела... я увидела возможность достраивать и другие мосты. Сам дед клонится, клюя носом и т.д. Далеко уходящая мысль. Автор проникся. Но сезона не вижу. Но м.б. осень. Тростник вырос - клонится. Но сомнительно.
- дед, вероятно, задремал,
а даже золотая рыбка ему уже не нужна...
Оценка: 10+5, 0+0, 7+3, 9+5, 9+4, 7+2, 8+3, 6+4=56+26 +5=87
4-е МЕСТО:
8) за днище лодки
цепляются травинки
озёрная гладь (автор Иррациональное Число)
*
очень красивая, с глубоким подтекстом хайку.
Симпатично, но я бы с удовольствием поменяла местами 1 и 3 строки, чтобы картина была, на мой взгляд, более цельной. Но это только мое мнение.
- То же Что и 6. на травинки можно внимания не обращать. А если отойти от берега, и их не будет.
если бы поменять местами первую и третью строки, было бы лучше: не люблю, когда начинается хайку с предлога. Очень прочувствовано и всё, что нужно, есть.
- Хорошо. Почувствовала настроение. Понравилось
- начало с предлога, да ещё и с сомнительной фонетикой "заднище...". Вот как я тогда должна прочувствовать автора? Что он чувствует - что что-то там цепляется? Заднище... Сезон? Но, согласна в одном, ощущение скольжения по воде в лодке передано. Но этого показалось мало. Нет напряжения между частями.
- лодка плывёт по озеру и как разглядеть,
что там - под днищем?
но если в переносном смысле - тогда понятно,
что кто-то плывёт самостоятельно, а кто-то просто цепляется.
Оценка: 9+4, 7+4, 8+4, 8+4, 0+0, 10+5, 4+3, 6+3= 52+27 +5=84
4-е МЕСТО:
24) лаванда цветёт
за дощатым сараем
жужжание пчёл (автор Иррациональное Число)
*
- Франция просто! Торжество жизни.
-Очень симпатично написано, только не совсем поняла: если и лаванда и пчелы за сараем, как вы это увидели? Хотя, если сарай дощатый, явно щели есть!:). С улыбкой!!
- Сарай как привязка к населённому пункту, значит это не поле и не горный склон. Как минимум пасека. Но что это даёт, непонятно.
- Символизм французского шансона и сельского комфорта. Проникновение, киго, тепло, запах, звук - всё это люблю и всё это есть. Техника на высоте, как я понимаю. Мой фаворит.
- - нет напряжения между частями: 1 часть поясняет вторую. Как нарисовать жужжание? которое где-то за сараем...
- летняя картинка, ощущается жара -
можно спрятаться в тень за сараем,
но там пчёлы...
нет в мире совершенства...
на мой взгляд, слово "дощатый" - лишнее,
сарай говорит сам за себя
Оценка: 10+5, 8+4, 0+0, 6+3, 10+5, 7+3, 5+2, 7+4 =53+26 +5=84
5-е МЕСТО:
22) ясное небо
горсточка риса на дне
треснувшей чашки (автор Марианна Заигралина )
*
- Два прилагательных. Слишком сильное и не слишком связанное противопоставление, на мой взгляд. Тема для философских погружений присутствует. Великое в малом...
-Это по теме "лишь бы не было войны"? Но вот в жизни если горсточка риса на дне треснувшей чашки, то она там будет и при ясном небе, и в дождь.
-Мне нравится минимализмом и надломом. Ощущаю приближение конца жизни - философия и проникновение. Время года?
-Я очень не люблю восточные стилизации. Прошу меня простить, возможно, остальным участникам понравится произведение.
- а наоборот было бы лучше Ясное небо - это надежда!
- очень выигрышный приём - треснувшая чашка. 1 строка - оценка. Написано по-восточному. Придумано...
- хонкадори - Басё
"Я - прост. Как только
Раскрываются цветы,
Ем на завтрак рис."
Оценка: 7+3, 0+0, 8+3, 8+5, 4+4, 9+4, 7+4, 7+4=50+27 +5 =82
6. 10) чайная роза
закрывает бутоны
вечерний сумрак (автор Татьяна Шадуя)
*
- Этот стих мне показался чем-то похож по манере написания на номер 8... Тут все логично и ясно. Констатация факта.
- А они правда закрывают бутоны? Никогда не видел. Обычно раскрываются, кто быстро, кто медленно, потом блекнут и осыпаются. Ну ладно, раз автор пишет, значит знает.
проникновение есть, даже запах чайной розы чувствую - он вечером сильнее
Зарисовка и только, особых смыслов я не увидела.
- вечерний сумрак - нет тайны. уже глагол "закрывает"указывает на вечернее время.
- нет напряжения между частями - 3 строка поясняет 1, 2-ые. Розы цветут и летом и осенью. И кстати, как могут розы закрывать бутоны? Бутоны могут только раскрываться. Исчезать в сумраке? Для меня осталось неразрешимой загадкой. 1-2 строки ассонансная рифма
- роза не увяла, а всего лишь заснула,
чтобы утром раскрыться опять во всей красе -
ощущается спокойный, позитивный настрой.
Оценка: 0+0, 6+4, 8+4, 10+5, 5+4, 6+2, 5+3, 8+4= 48+26 +5=79
7. 9) ночные огни
вспыхивают внезапно
на окне кошка (автор Мария Абазинка)
*
- кошка следит за вспыхивающими огнями...или просто сидит. За окном движение, на окне затишье. Огни и глаза, интересно.
- Мысль автора понятна. Глаза кошки вспыхивают порой в темноте, как ночные огни и так же внезапно. Хайку желательно доработать (3 строку) . Может быть:
ночные огни
вспыхивают внезапно
кошачьи глаза
- Вообще не вижу связи между огнями и кошкой. И что это за огни, мы сами должны догадаться что ли?
- Попытка написать хайку с несколькими смыслами. Огни могут быть и огнями, и глазами кошки, но попытка эта, кмк, не дотянута. Поработать бы еще.
- на окне кошка - понравилось тем, что картинку можно рассматривать как изнутри, так и снаружи. Ночные огни - фонари. Ночные огни - глаза кошки, сидящей на окне.
- Сезон? Картинка передана ярко. Части взаимодействуют. Нет плавности ритма. Одним предложением читается 1 и 2 строки. И потому между ними стык ударений. 3 строка - тоже стык ударения, но посередине. Наречие "внезапно" - это нежелательно. Вспыхивать ещё можно как-то? Перед нами автор-полуночник. И любитель кошек.
- внезапно - оценочно;
что-то о черной кошке в темной комнате,
которой там нет... или всё-таки есть?
располагает к размышлению...
Оценка: 7+4, 7+3, 4+2, 0+0, 6+4, 10+5, 8+2, 7+4= 49+24+5=78
7. 18) гнездо ласточки
на оконном карнизе
поросль берёзы (автор Арина Шик)
*
- Перевёртыш. Если гнездо и поросль березы на одном карнизе, не тесновато ли там? Живое тянется к живому. За ласточками очень интересно наблюдать, было у меня такое гнездо. Тепло идёт от вашего хайку.
- Так. Оконный карниз. Гнездо ласточки прикрепляется снизу, а не «на». Вполне такое возможно… Поросль березы должна быть сверху, если рассуждать логически. Но вряд ли она там появится! Дождями смоет семечки! Я часто видела на крышах старых гаражей, сараев с плоскими крышами маленькие березки. Но, только если есть хоть немного земли и воды, тогда прорастет.
Мысль интересная, но.. Простите, автор, если я что-то «недоуяснила»
- Я не против перевёртышей, но нужна общая гармония, мостик между двумя частями. А он есть ли? На оконном карнизе гнездо ласточки и поросль берёзы. Размера 5-7-5 нет, зато всё чётко и понятно. Перечисление это.
Ощущение запустения, да. Проникновение есть, разночтение тоже.
Перевертыш не получился, кмк, потому что на карнизе поросль березы расти не может, хотя… Если честно, двойного смысла я не уловила. Как связаны части этого произведения? Хорошо бы автора послушать.
- грустно, но автор молодец - совсем без глаголов обошелся...
- если честно - не поняла,
и гнездо и береза - на оконном карнизе?
гнездо допускаю - если высокий этаж,
но вот березу на карнизе представить никак не могу
Оценка: 8+4, 6+4, 5+3, 7+4, 5+4. 10+5, 0+0, 5+3=46+27 +5= 78
8. 1)яблоневый цвет
уносятся лепестки
порывом ветра (автор Татьяна Шадуя)
*
- Симпатичная и слегка грустная картинка. Но жизнь продолжается. Завязи остались, значит . Все так, как и;и яблоки поспеют и должно быть.
- Яблоня процвела, лепестки опадают. Что может добавить порыв ветра? Упадут чуть ближе, чуть дальше, не вижу разницы. Мы же должны увидеть скрытый смысл, картинку второго плана.
- тоскливо как-то..
- Чувство тревоги рождает хайку, нет человека, хотя яблоня – это где-то рядом с человеком. Возвратный глагол «уносятся» упрощает произведение. Нравится.
- автор- наблюдатель. Своеобразная констатация факта.Весна,конец мая, ветреный день. И яблоневый цвет и лепестки яблонь одно и то же. Значит, первая строка хромает.
- мир мечтателя. Автор думает куда-то уехать. Мыслями где-то далеко. По хайку: нет напряжения между частями. Две об одном. Внимание на яблоневый цвет и... что с ним происходит - лепестки уносятся. Провал ударения 1 строка.
- прекрасно и коротко время цветения - и у людей,
и у цветов; как не вспомнить Омара Хайяма
"Поутру просыпается роза моя,
На ветру распускается роза моя.
О, жестокое небо! Едва распустилась —
Как уже осыпается роза моя."
Оценка: 0+0, 7+3, 5+3, 6+4, 7+4, 7+3, 7+2, 8+4=47+23 +5=75
8. 12) бассейн усыпан
лепестками черешни
кружат мотыльки (автор Арина Шик)
*
прекрасная работа. Лепестки и мотыльки, бесконечен поток мыслей
Симпатично. Но тоже только по замыслу. Цельности недостает, простите, автор. И глаголы мешают: усыпан, кружат…
- Может кто-то и видит связь между частями, а я нет. Просто картинка. Бассейн сам по себе, мотыльки сами по себе.
красиво, глубоко. Есть разночтение и проникновение. Всё испортило два глагола, один из которых в прошедшем времени "усыпан".
Как много нынче отличных работ. Вот эта зарисовка мне очень нравится – строили бассейн для человека, но дали жизнь чему-то большему: бассейн превратился в водоем, необходимый для жизни природы.
- кружат мотыльки - увидела пустой бассейн и не хватило. А ещё мотыльки у меня не вписались - все-таки, мотылек - ночная бабочка. усыпан - краткое причастие, выполняющее роль сказуемого, сов.вид.
- красиво - лепестки похожи на мотыльков,
а мотыльки - на лепестки,
всё переменчиво, взаимосвязано и недолговечно...
Оценка: 10+5, 7+3, 4+2, 7+2, 8+4, 6+2, 0+0, 7+3=49+21 +5=75
9. 23) облако в небе
надвигается тучей
мокрое бельё (автор Татьяна Шорохова)
*
- Очень интересное. Смущает, если читать первые две строки - получается , облако - тучей, не уверена, можно ли так говорить. Туча мокрого белья - великолепно.
- Что на что надвигается тучей?? Облако все-таки еще не туча. Значит туча – мокрое белье!:) Исполнение заставило улыбнуться.
- Это перевёртыш, или не хватает режущего слова? Хотя не могу представить, что это означает, ни в варианте 1+2, ни в варианте 2+3.
- Есть всё, что нужно. Единственный минус, нмв - чувство беспокойства, чего в хайку не люблю. Несколько раз прочитала и постепенно прониклась смыслом. Иногда вот такой тучей кажется мокрое бельё. В небе ясно, а на земле «туча» мокрого пододеяльника. Но бельё высохнет и «ясная» погода установится повсеместно.
- Это как, если читать 2-3 строки? Надо бы разделить... Провал ударений. Вот не прониклась и не поняла, что хотел показать автор... Ну никак. Какое-то искажённое впечатление: мокрое бельё на теле тучной женщины, простите. Но такая картинка. Сезон?
- нравится!
без стиральной машины стирка - сущее бедствие,
тучи белья, которые надо развесить,
а здесь ещё и дождь надвигается...
Оценка: 9+4, 5+3, 4+2, 7+5, 7+4, 0+0, 4+2, 9+4=45+24 +5= 74
10. 3) девушка в реке
согревается солнцем
розовый лотос (автор Мария Абазинка)
*
- девушка уподобляется лотосу, и если включить символику - то, возможно, тысячелепестковому, со множеством качеств, готовых раскрыться. Красиво. Розовый - указание цвета.
- И лотос и девушка согреваются солнцем, но лотосу все-таки привычнее это делать в реке, я думаю. Или это сравнение? Осталось ощущение тепла от этого хайку, хотя что в реке делает девушка, не совсем понятно. Купается? Как-то бы немного перефразировать стих, чтоб яснее был смысл.
- Зачем девушка залезла в воду, если ей холодно? И вообще согревается в реке это домысливание. Если картинка первого плана вызывает вопросы, тут уже не до второго...
Зримый образ. Не нравится упоминания цвета и возвратный глагол. Еще хорошо бы написать, что девушка делает в реке (плывет, стоит, утонула)
- Думай, как хочешь и что хочешь. У меня сложилось так Девушку в реке сравнивают с розовым лотосом= это девушка так на солнышке загорела...
- Если автор не девушка - тогда кто? Созерцатель и в душе художник. Очевидно. Очень красивая картинка. Части взаимодействуют. Люблю плавать, согласна, что солнце греет, когда плывёшь. Не люблю плавать, когда пасмурно. Рифма. Провал ударения в 1 строке.
- умом понимаю, что настрой хайку позитивный, но ничего не могу поделать - вижу Офелию
"В пруду заката белые венки...
Офелия! Зачем ты утонула?.."
Оценка: 8+4, 6+3, 4+2, 0+0, 6+3, 6+2, 9+3, 8+4= 47+21 +5=73
11. 4) солнце на траве
поседели к вечеру
одуванчики (автор Елена Графская)
*
Два предлога. Поседели - прошедшее время и олицетворение. Несмотря на солнце, к вечеру жизни мы тоже поседеем...
А почему солнце на траве, или это блики солнца? Как-то мне первая строка не очень ясна. Простите, автор. Хотя идея стиха симпатичная, дооформить бы только.
- Солнце на траве олицетворение, и вообще как это? Трава освещена солнцем, так тогда и всё остальное освещено. Как эту ситуацию примерить на себя? Разве что "низкокаллорийное питание залог здоровья",но слишком буднично.
олицетворение, два предлога
Автор философ. И хотя «поседели» - это явная оценка, мне очень нравится смысл, точнее, несколько смыслов: две стороны одной медали и быстротечность нашей жизни.
-поседели - прошедшее время. Солнце на траве - это что? Куча желтых одуванчиков? Не соединилось...
- возраст не скроешь. Жизнь пролетела как один день. Да... Прочувствовала автора. Разделяю... Меня смущает вторая строка - она вытягивает хайку во времени, а не в пространстве. 1, 2 строки метафора и олицетворение. Где человек?
Оценка: 6+3, 7+3, 5+3, 6+2, 9+4, 6+2, 9+2, 0+0 = 48+19 +5=72
12. 13) костёр на даче
превращается в золу
охапка листьев (автор Елена Графская)
*
- на даче - мне не очень симпатично, 2 предлога. Бренность существования всего живого, стихия огня - замечательно.
- А вот это, по-моему, очень хорошо написано. И связь между частями и исполнение. Мое почтение автору.
- во первых, костры ближе 50 метров от построек разводить нельзя, а листья сжигать только вред природе, они прекрасно перепреют, пи этом питательные вещества не только вернутся в почву, но и живущие на органике бактерии усвоят атмосферный азот. Плюс дождевые черви покушают. Превращаются в золу - домысливание.
- два предлога, хотя проникновение есть, разночтение тоже.
- Еще одна блестящая философская работа. Уходит вчерашнее цветение, но зола принесёт новый урожай. Так было и так будет всегда.
- охапка листьев -весна или осень? Скорее, весна, раз дача.. зола -удобрение.Этакое трудовое хокку без миросозерцания.
- что я вижу об авторе? Если проникновение - костёр? Пугаете... неужели всё так мрачно? 2 части об одном. Нет напряжения. Конечно, зола - полезна, но это поэзия. Последнего мне не хватило.
- "И нет лекарства в мире лучше
от страха стать золой в золе,
чем уяснить, что ты лишь случай,
прекрасный случай на земле."
А.Дольский
Оценка: 7+4, 9+4, 4+2, 6+2, 8+4, 7+2, 4+3, 0+0=45+21 +5 = 71
13. 2) тень от коттеджа
на подпорную стенку
ползёт улитка (автор Арина Шик)
*
- предлоги не украшают, коттедж совсем не впечатлил, мне он кажется слишком инородным для хайку, подпорная стенка тоже не очень. Многовато строений для 3 строк, улитка прекрасна, как символ постоянного движения, живое среди искусственного.
- Вроде бы все просто, зримо. Хотя связь между тенью и улиткой для меня как-то не очень ясна. Или тень от коттеджа наползает на подпорную стенку как улитка, потихоньку??:) Может, я что-то не уяснила в мысли автора?
- Тень со стенкой как-то разошлись по смыслу и в пространстве. Если тень, значит стенка подпирает не коттедж, зачем тогда знать, от чего тень.
напомнило "На гору Фудзияма ползи улитка" и два предлога
Прекрасная картинка солнечного дня, переданная через тень и улитку. У каждого из нас своя (свой)Фудзияма.
- автор-наблюдатель. Только про тень непонятно. Не состыковалось.
- хонкадори - Исса
"Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!"
Оценка: 7+3, 6+3, 5+2, 5+2, 8+4, 7+3, 0+0, 6+4=44+21 +5=70
14. 5) высокий гребень
собрал под землёй в кулак
листья картофель (автор Михаил Юшманов)
*
с точки зрения русского языка - фраза читается коряво, подлежащее картофель в конце путается с листьями и не сразу поймешь, кто главный, при наличии гребня.
т.е. принцип простоты нарушен. А философский подтекст интересен. Видя препятствие, мы собираемся в кулак. Кулак - метафора здесь.
А вот тут мне понравилось. Действительно, у картошки листики бледные и в кулачок сжаты, пока из земли не вылезет. А потом расправляется, как бутончик. Знакомая картинка.
- запутанно как-то, два предлога. Кулак картофеля под землёй? Как это увидеть?
Мой фаворит. И конечно же, можно предъявить автору претензию, откуда он это увидел, с какого ракурса, но не будем это делать, потому как здорово написано. И смысл философский: высокий гребень не исключает кулака в кармане. Ах, какая работа. Специально для меня написана.
- Образность, сравнение,которое в хокку мешает. Высокий гребень - хорошо. Это картофель окучили повыше, поэтому некоторые листья в земле..но разве они собрались там в кулак?
- Чтобы понять автора, надо представить. Но я никак не могу представить что к чему... Клубень - кулак? Но вот вопрос к автору: "А как увидеть, что там под землёй, пока не копнёшь картошку?" А вдруг копнёшь, а там никаких "кулаков"? А? Э... Не верю я. Автор хотел кулак показать исподволь. Показал... Но мне не по себе. Как чай пить будем. Уйти, хлопнув дверью))) 1 строка - оценка (а если ещё выше показать?), метафора, 2 строка - олицетворение. Остаётся 3 строка... но здесь инверсия, ибо мы говорим: " картофель собрал в кулак листья под землёй." А вот теперб ещё одно: как это листья можно собрать в кулак? Съёжились после нападения колорадского жука. Ой! Что-то у меня с этой хайку ничего не складывается... А у вас?
- кулак - это зажиточный крестьянин, который собрал
в свои закрома весь картофельный урожай
Оценка: 7+3, 8+3, 0+0, 4+2, 9+4, 7+2, 4+2, 6+3= 45+19 +5=69
15. 7) солнце садится
кружка кофе на столе
где вдохновенье (автор Татьяна Шорохова)
*
- трехчастное. Ощущение разорванности. Где вдохновенье - меня сбивает явная эмоция.
Да, вроде все есть: и закат, и кофе для бодрости, а вдохновение пропало . Что-то не хватает мне в этом стихе, тоже вдохновения,;куда-то наверное.
5-3 Или автор не то на ночь пьёт, или я чего не понимаю. Хотя кофе вообще не люблю. Вдохновение предмет невещественный, и если это вопрос, то значит его нет, а говорить в хайку о том, чего нет, не особо принято
три части, слова "вдохновенье" нет
Строго говоря, это не хайку. Это симпатичный маленький верлибр. Для хайку нежелательны размышления о вдохновении. Хайку – это про другое.
- дело к закату))) Понимаю автора, прочувствовала. По технике: Олицетворение, наречие, невещественное, нет сезона - всё это в минус. И тогда хайку ли это?
- первая строка как-то сама по себе,
вопрос о кофе и вдохновении может возникнуть в любое время суток;
или солнце садится в кружку - и где же кофе?
солнце садится в кружку кофе - и получается кофе с лимоном;
автор увлечен вдохновением и не замечает кружку кофе -
"кружка кофе на столе - где?"
автор нашёл кружку кофе, но потерял вдохновение - "где вдохновение?".
в целом - нравится
Оценка: 6+3, 5+2, 5+3, 5+2, 4+2, 0+0, 8+1, 8+3=41+16 +5 =62
15. 19) божья коровка
поднимает надкрылья
путь в неизвестность (автор Мария Абазинка)
*
Ни надкрылья, ни путь в неизвестность (оценка) меня не впечатлили.
- Почему в неизвестность?? Помчится искать пропитание себе – тлю, например или еще какую живность. Она ведь хищник, хоть и коровка!:) Связи между 1-2 и 3 строками нет, да и выражение «путь в неизвестность» для хайку не очень подходит, по-моему.
- Это для нас неизвестность, а у неё планы на ближайшее будущее. А мы да, даже не знаем, вдруг она и лететь передумает.
- Не надо домысливать за божью коровку, она знает, куда летит. Данное произведение нельзя, кмк, отнести к жанру хайку. Хотя мысль и хороша, надо доработать форму.
- неизвестность разве? Даже дети знают "Божья коровка, полети на небко..." Да и божьи коровки в неизвестность не летают. Они же не космонавты...
- 3 строка - лишняя, домыслы автора. А оно нам надо? Хайку, начавшись хорошо, не состоялась. Где человек?
- "путь в неизвестность" - невещественно,
автор навязывает своё мнение
Оценка: 5+3, 5+3, 8+2, 0+0, 5+2, 8+3, 4+2, 5+2=40+17 +5=62
15. 21) укрыл от дождя
цветок марьина корня
спит луговой шмель (автор Михаил Юшманов)
*
- Интересно, как автор узнал, спит он там или не спит?) Инверсия не удачная, можно легко её избежать. Начало с глагола в прошедшем времени... В самом цветке в дождь шмели прячутся? - - - - Сомневаюсь, слишком хлипкое убежище и слишком сильный аромат, под цветком...вряд ли. - - Ощущение недодуманности.
- Тоже стих явно просит доработки… особенно с технической точки зрения…
- Два глагола, один из них в прошедшем времени. Но красиво и ощущение покоя. Проникновение есть.
- Всё-всё нам рассказали. И только. А жаль.
- укрыл от дождя - прошедшее время, два глагола
цветок марьина корня
спит луговой шмель
- Пион уклоняющийся... 2 глагола, да ещё 1 прош. времени. во всех строках стыки ударений. Нет напряжения между частями.
- хонкадори - Басё
"Воробей, не тронь
Душистый бутон цветка.
Шмель уснул внутри."
Оценка: 5+3, 4+2, 0+0, 6+2, 5+4, 7+2, 6+2, 6+3= 39+18 +5=62
16. 17) капельки дождя
на облетевших листьях
ветка яблони (автор Татьяна Шадуя)
*
- Что-то тут не сложилось для меня. Связь между облетевшими листьями и веткой яблони понятна, но исполнение оставляет желать лучшего. Простите, автор!
- Если листья облетели, то про ветку можно забыть. Не, ну ветки с яблонь бывает и падают, во время хорошего ветра, но вместе с листьями.
- Осень? Причастие от глагола в прошедшем времени.
- То есть ветка яблони потеряла листья и на них капли дождя. Смысл ускользает от меня. Почему именно яблоня? Не нравится уменьшительное «капельки».
- ветка яблони - на облетевших листьях ветка яблони? Или как можно увидеть капельки на облетевших листьях с яблоневой ветки? Или дождь на одну ветку лишь капал?
- а здесь я увидела сразу разночтение 2-3 строк. Интересно... Капли дожди (капельки это лишнее) здесь играют ключевую роль. В них поэзия. 1 строка провал ударения.
- облетевшие листья упали на землю,
на них упали капли дождя и ветка яблони -
вот такая рисуется картинка - все упали,
а что хотел сказать автор?
Оценка: 0+0, 5+3, 4+2, 5+2, 5+4 , 4+2, 9+3, 5+2=37+18 +5= 60
17. 16) макушки в шапках
расправили пионы
закончился дождь (автор Иррациональное Число)
*
- Инверсия не оправдана. Макушки в шапках - странный образ. Обожаю пионы. Если это бутоны, то шары, если распустившиеся цветы - то шапки, какие макушки, где? У цветов верхушки обычно.
- Хм…макушки в шапках… Понятно конечно, но как-то очень уж тяжеловесно. . Хотя цветы пионов впечатляют,;Сразу этакие папахи горцев представила конечно. Особых раздумий стих не вызвал.
- Всё что понял, так это пионы и закончился дождь. Обычно пионы после хорошего дождя клонятся, цветы воды набирают. Вода вытечет, они поднимутся. Если про это, то мысль выражена не точно.
- два глагола в прошедшем времени. Пионы расправили свои макушки, да ещё в шапках? Какой-то сюр.
- макушки в шапках - олицетворение
расправили пионы - прошедшее время
закончился дождь- 2 глагола
1 строка - явная метафора! 2 глагола прошедшего времени. И причём не отражающие качественную характеристику,а именно действие! Это категорически нельзя делать. какая-то искусственность в обороте речи: макушки в шапках расправили пионы.
Что расправили? И где? Макушки расправили? Да ещё и в шапках? Вот тебе и дождь! Аллитерация Ж-Ш.
- я бы вместо шапок предложила панамки -
дети после дождя гуляют в цветнике
Оценка: 5+3, 6+3, 5+3, 3+1, 0+0, 5+2, 5+2, 6+3=35+17 +5= 57
18. 20) облако в небе
череда метаморфоз
вот и старуха (автор Елена Графская)
*
- череда метаморфоз воспринимается как скороговорка. вот и - тоже не нравится. Идея очень интересная, другими бы словами обыграть.
- Как-то не очень дошла до меня связь облака в небе и старухи. Облако, оно, конечно, очень легко и быстро трансформируется, но все-таки… Простите, автор!
- Рассказана предыстория, да ещё и возраст. Тут бегемота от слона поди отличи, да и попробуй увидеть хоть раз в жизни. Искусственное построение.
- Два предлога, три части, есть философия и проникновение.
- Не отнесла к жанру хайку, это вот такая милая поэтическая загадка.
- облако в небе
череда метаморфоз
вот и старуха -сравнение.
3 части. Сезон? О чём это? О жизни. А надо бы писать о природе, а в ней увидеть жизнь. А здесь одно одблако, да ещё в небе. А где оно д.б.? Значит, остаётся одно слово - ОБЛАКО. И именно в него проникся автор. Я поняла, о чём он хотел сказать.
Оценка: 5+3, 4+2, 4+1, 7+2, 2+2, 7+2, 6+2, 0+0= 35+14 +5=54
19. 15) банка с червями
упала на дно реки
рыбак без ухи (автор Татьяна Шорохова)
*
- банка с червями - не очень поэтический, хотя и вполне жизненный образ. Извините, но у меня мысли о том, какая банка - консервная или стеклянная, и что делают черви, упавшие на дно, выживут или помрут. За рыбака не переживаю почему- то. Если черви там расползутся(отличный прикорм), то рыбы приплывут их есть, и можно чем-нибудь другим их поймать (сачком или ...рыбаки знают.)) Предлогов слишком много.
- Улыбнуло, спасибо!! Представила огорчение рыбака. А рыбки наелись без подвоха! Но это на сэнрю больше похоже.
- И опять отрицание. Список "без чего рыбак" бесконечен.
- дискомфорт какой-то, три предлога
- А вот здесь хорошая задумка, но подкачало исполнение: и прошедш. Время глагола и вердикт в последней строке.
Ой! Глагол прошедшего времени! Кто знает, что банка упала. Это вообще не пейзажная зарисовка, полностью оценочно, да ещё и с выводом. Интересно, как-будто продолжение предыдущей хайку! Рифма: реки-ухи. Причём, весьма приличная, а её и в помине не должно быть. Сезон?
- последняя строка поясняет первые две - поэтому,
что нежелательно;
рыбак без ухи - ассоциации с ухом Ван Гога
Оценка: 6+3, 5+2, 4+2, 4+2, 5+3, 0+0, 4+2, 4+2=32+16 +5=53
===============================================
ИТОГИ 33 КОНКУРСА "Проникновение в хайку":
1-е место: №6 - 91 балл (Марианна Заигралина)
2-е место: №11 - 88 баллов (Михаил Юшманов)
3-е место: №14 - 87 баллов (Марианна Заигралина)
4-е место: №8 и №24 - по 84 балла (Иррациональное Число)
5-е место: №22 - 82 балла (Марианна Заигралина)
Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:
1-Е МЕСТО ( 500 премия)
6) закат на реке
колышется от ветра
цветущий кипрей (автор Марианна Заигралина)
*
2-Е МЕСТО (400 премия)
11) заброшенный сад
рядом с цветущим тёрном
сухой абрикос (автор Михаил Юшманов)
*
3-Е МЕСТО (300 премия)
14) озерный тростник
клонится к самой воде
удочка деда (автор Марианна Заигралина )
*
4-Е МЕСТО (по 200 премия)
8) за днище лодки
цепляются травинки
озёрная гладь (автор Иррациональное Число)
*
24) лаванда цветёт
за дощатым сараем
жужжание пчёл (автор Иррациональное Число)
*
5-Е МЕСТО (100 премия)
22) ясное небо
горсточка риса на дне
треснувшей чашки (автор Марианна Заигралина )
*
Замечательный конкурс! Всех поздравляю с прекрасной работой! Призёры отличились высоким уровнем своих работ, что вызывает восхищение! Поздравляю от всей души всех!
За прекрасный поэтический обзор награждается Елена Графская! (200 стихобаллов премия вручена)
159 10.07.2020 13:05 Перевод автору Михаил Юшманов -408
157 10.07.2020 13:04 Перевод автору Иррациональное Число -408
156 10.07.2020 13:04 Перевод автору Елена Графская 4 -204
155 10.07.2020 13:03 Перевод автору Марианна Заигралина -918
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №120070809461
1- Е МЕСТО:
6) закат на реке
колышется от ветра
цветущий кипрей (автор Марианна Заигралина)
*
+ 1)Через колыхание на ветру кипрея удалось показать состояние умиротворения и созерцания окружающей красотой. Хайку дышит и живёт самостоятельно, в сей картинке хочется пребывать долго. Вечно... И в этом залог успеха 2) Аллитерация К, Ш-Щ райских кущей 3)без указывания на цвет представляется возможность видеть розовый закат во всех его проявлениях - на берегу от цветения кипрея, на воде - отражение заходящего солнца. Картинка просто обволакивает и поглощает нас своей цветовой гаммой. 4) хороший ритмический рисунок
- 1)два предлога, достаточно близко расположенные друг к другу 2)отсутствие человека полностью. Однако картинка созерцания спасает положение. Кто может так любоваться? Природа поглотила его и нас заодно. 3) Рифма РеКЕ-КипРЕй, а её не должно быть и в помине
2-Е МЕСТО
11) заброшенный сад
рядом с цветущим тёрном
сухой абрикос (автор Михаил Юшманов)
*
+ 1)заложен очень глубокий смысл в 2 строках. Очень верно подмечено сменяемость жизненных циклов. Что-то засыхает, а рядом уже цветущее 2) И ещё: дикость выживает, а созданное человеком приходит в упадок. Глубокая философия жизни. 3) Аллитерация С, Ш-Щ производит звуки шелеста сада.
- 1) три определения, одно из них лишнее и создающее посыл в прошлое 2) 1 строка лишняя, потому что вторая часть именно об этом и говорит, о заброшенности. 3)По сути само напряжение создаёт вторая часть, 2-3 строки, поэтому она должна быть не в одном предложении. 4) нежелательное употребление наречия, остаются всего 4 слова, которые рисуют картинку, остальное - лишнее
3-Е МЕСТО
14) озерный тростник
клонится к самой воде
удочка деда (автор Марианна Заигралина )
*
+1)Зримая картинка покоя и умиротворения 2) прекрасно взаимодействуют обе части, поддерживая и раскрывая друг друга особым образом 3) разночтение строк 1-2, 2-3. 4) аллитерация Д и К, производящее ощущение ожидаемого стыка, прикосновения. Кажется, вот-вот и оно произойдёт - удачно пойманный момент! 5) неоднозначная 3-я строка
- 1) указательное, качественное определение "самой" -оценка автора
4-Е МЕСТО
8) за днище лодки
цепляются травинки
озёрная гладь (автор Иррациональное Число)
*
+1) две части безусловно на контрасте, на стыке, как скольжение по озёрной глади! И в этом целое мировоззрение 2) ощутимая и зримая картинка. 3) аллитерация Д-Т усиливает впечатление особенности скольжения по водной глади
- 1)отсутствие киго 2) выпадающая из зримой картинки часть 1-ой строки - это можно только ощутить, а не увидеть. Хайку - видимая картинка 3) неблагозвучная фонетика первых слов
24) лаванда цветёт
за дощатым сараем
жужжание пчёл (автор Иррациональное Число)
*
+1)киго настолько яркое, что чувствуется, как звенит раскалённый воздух, резонирующий с дощатым сараем! 2) стык красоты и ветхости 3) в хайку ломается хлипкая преграда и мысленно вырываешься на свободу - туда, где пчёлы: и у-у-у! от восторга гудишь, как пчела! В этом успех этой хайку. Можно закрыть глаза - и всё увидишь 4) разночтение строк
- 1) описание звука 2) картинка ЗА не вписывается в полотно художника, а мы всегда подчёркиваем именно это - рисуем то, что помещается на полотне. А здесь, что на полотне? Мешает сарай. Неоднозначная хайку. И в этом её необычайная находка! 3) рифма цветЁт- пчЁл
5-Е МЕСТО
22) ясное небо
горсточка риса на дне
треснувшей чашки (автор Марианна Заигралина )
*
+1) автор - молодец! Воплотила элементы востока. И это удалось! 2) Аллитерация Р, Т-Д
производит нужный эффект треска при ясном небе. Как гром при ясном небе! Как всё многозначно. Восток -дело тонкое! Как чашка... 2)присутствие цвета, без названия. Так и видишь голубую чашку! С золотой каёмочкой)))
- 1) дактиль в хайку не желателен 2) отсутствие киго 3) ясное - характеристика, оценка автора 4) "небо - на дне" хорошая усечённая рифма
_____________________________
Очень интересные многозначимые, разночтимые работы! Спасибо вам огромное!
Постараюсь не задерживать с началом следующего конкурса. Тема уже есть. Надо всё тщательно обдумать, найти подходящий материал, есть ли что-нибудь на эту тему...
Не думала, что темы - неисчерпаемый колодец!
Маллар Ме 10.07.2020 14:39 Заявить о нарушении