Попадут ли животные в Рай? А в Царство Небесное?
По трогательности и нравственной красоте их поступков многим людям впору брать с них пример. Неужели это всего лишь инстинкт? В чём-то может быть так. Но, у животных, как мы знаем из Библии, тоже есть душа, и многие из этих качеств являются проявлением души.
Поскольку, все животные даже одного вида в аналогичных ситуациях ведут себя по-разному, можно сделать вывод, что души у них разные - бывают грубые и жестокие, а бывают чуткие, остро чувствующие чужую беду, самоотверженные, любящие. Впрочем, так же бывает у людей.
2. Вот что пишет о душе животных знаменитый русский хирург и учёный, архиепископ Св. Лука Войно-Ясенецкий:
«Что же такое душа? В простейшем ее виде у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений… Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые… любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны животным».
Считается, что им не свойственны - религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость, что присуще человеку.
Но во-первых, большинство людей по факту также не обладают «философским и научным мышлением, тонкой художественной и музыкальной восприимчивостью», хотя в потенции они даны. С религиозностью и нравственностью тоже далеко не всё однозначно. )
Во-вторых, многие лучшие душевные качества в разной степени присутствуют у высокоразвитых животных. Можно обнаружить даже аналог духовного поведения.
3. До грехопадения Адам был Образом БОГА, которому поклонялись все твари. После грехопадения животные перестали видеть в нём Образ Божий и признавать его власть.
В то же время, для собаки хозяин – это «бог», каким бы он ни был, они верны и преданы до самопожертвования. Что это как ни аналог религиозного чувства?!
Для всех видов животных существуют свои Заповеди – в их сознании и подсознании «записаны» нормы поведения, ритуалы, нравственные установки, иногда требующие самопожертвования, милосердия, справедливости, которые они неукоснительно соблюдают.
Если какое-то животное нарушает их, то его изгоняют из стаи, перестают с ним общаться, и оно вне стаи, чаще всего погибает.
Животные очень чувствительны к несправедливости (не только по отношению к себе, но и к другим) и отвечают на неё явно выраженным протестом или впадают в подавленное состояние, перестают есть и пить, теряют желание жить. А жить – это один из основных инстинктов животного.
Душа высокоразвитых животных ранима и самоотверженна, особенно когда дело касается его «бога» - хозяина, а у диких - детёнышей, семьи, стаи.
Есть ли у них страх «божий»? Конечно, и страх хозяина основан не только на страхе наказания, желания поощрения в виде еды, ласки, но и на любви и верности.
Есть ли совесть и чувство вины? Тот, у кого была собака, кошка, скажет однозначно, да, да и ещё раз, да!
4. Мы, по-настоящему, не знаем животных. Музыка действует на них неведомым для нас образом, слух у них в разы лучше человеческого.
А если бы наши меньшие братья могли говорить, как много мы бы узнали от них и о них! О скольких своих страданиях, о любви, дружбе, человеческой жестокости, предательстве и несправедливости безропотно поведали бы они.
Каким укором нашим чёрствым сердцам и надменным умам были бы их безыскусные рассказы. Биологи считают, что многие животные способны анализировать и делать широкие обобщения.
5. Сейчас человечество сосредоточено на искусственном интеллекте и нейронных сетях, созданных на базе машин. Но, по мере оБОжения человечества, станут возможными программы по очеловечиванию животных через развитие их речевого аппарата и мозговых структур.
Об этом сейчас даже страшно думать. ) Но поскольку, всё Творение призвано к совершенству и оБОжению, то и этот путь нельзя исключать.
И, как человек идёт к этой цели через Богочеловека Христа, так животные, возможно, придут к оБОжению через человека.
Апостол Павел пишет : «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (1).
Впрочем, животные могут обрести святость иначе, и гораздо ближе к ней, чем некоторые люди.
6. Конечно, животные наделены меньшей степенью свободы, а значит и ответственности. Тем ни менее, высокоразвитые животные способны делать нравственный выбор, а, потому к ним отчасти приложима нравственная оценка поступков, а, значит, можно ставить вопрос об их посмертной участи. …
7. Обладают ли животные Образом Божьим?
Всякое творение Божие несёт в себе искру Божию - Божественный логос, который есть святой образ данного творения в вечности.
В человеке максимально явлен Образ Божий - Божественный логос, он же святой оБОженный образ человека в вечности, подобный Сыну БОЖЬЕМУ - Христу.
Возможно, что Образ Божий присутствует в животном через образ человека (как земного "владыки"), запечатлённом в каждой живой твари при её сотворении, либо в Раю, когда Адам нарекал имена всякой живой душе.
8. Логос - это Слово, Идея, информация, программа действий и энергия. Кроме нетварного логоса (Образа Божественного Логоса), во всём сотворённом Богом существует тварный духовный логос и в живом - тварный материальный логос (ДНК).
По ДНК воспроизводится материальная сущность, творятся формы, но возможно, что ДНК является носителем духовной сущности, как мозг – носителем разума.
В Логосе (Сыне Божием) присутствует БОГ-Отец, Сам Логос, Святой Дух и Божественная энергия. В логосах всего сущего присутствуют их нетварные Образы.
9. Как можно попасть в Рай и в Царство Небесное? Существует только три возмозможности:
1) Как оБОженный дух, соединившийся со Святым Духом,
2) как оБОженная душа, обретшая святость (Божественную энергию),
3) как оБОженный человек, родившийся от Духа и ставший подобием Богочеловека Христа (Сына Божьего).
Но животные в силу своей материальности (энергетийности), малой духовности не могут стать чисто духами, хотя, как и всё сотворённое имеют тварного духа. Стать богочеловеком они могут только став, сначала подобием человека, что пока невозможно. Значит, единственный их путь – стать оБоженной энергией, т.е. святой душой.
10. А что говорит Библия? Могут ли животные подниматься до вершин святости?
"Душа тела (животных) в крови... потому Я сказал сынам Израилевым: Не ешьте крови ни из какого тела» (2).
Кровь жертвенных животных (чистых, без изъяна и порка) освящают, она свята и сама освящает, ещё и потому, что в ней святая душа животного.
Святость – это Божественное качество (энергия). Святость души животных, так же как людей, может быть обретена через такие нравственные достоинства как жертвенная любовь, кроткое перенесение страданий, смирение, верность, смелость, самопожертвование и др. положительные качества. Они дают возможность войти в Рай святым душам людей и животных. а они во Христе узнают нас.
«Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться.
В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных». (3)
11. В Раю животные до грехопадения человека были первообразами своих видов, как и Адам был первообразом всех людей, в котором потенциально были все.
После Воскресения Христова человек может войти в Рай и Царство Небесное, пребывая со Христом и во Христе, как личность, достигшая святости и оБОженая, подобная Богочеловеку Христу.
А животные, судя по всему восходят и пребывают в Раю в неких обобщённых святых душевных образах своего вида, отличающихся разными душевными качествами. В них мы, дай БОГ, в своё время узнаем своих питомцев, а они во Христе узнают нас.
Библия подтверждает, что все животные будут мирно сосуществовать в Раю с человеком и друг с другом.
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (4).
12. А будут ли животные в Царстве Небесном?
В Откровении есть указания на то, что в Царстве Небесном вокруг Престола БОЖИЯ будут 24 старца и четыре животных.
Вот как описаны животные:
«…и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.• И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.•И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». (5)
В Библии (6) есть множество упоминаний у пророка Иезекииля об этих таинственных животных.
Разумеется, текст Библии надо понимать не буквально, а образно, символически, духовно. Видение описано Пророком в тех понятиях, которые были доступны людям 3 тысячи лет назад. Откровение св. Апостола Иоанна написано 2 тыс. лет назад.
Каков духовный смысл Откровений мы можем предполагать, основываясь только на знании всего Священного Писания и Священного Предания, и на духовном истолковании богословов.
13. Как же можно понять описание этих странных животных (их подобия)?
Крылья – принадлежность ангелов (св. духов). В каждой святой душе присутствует святой дух – Образ Духа Святого.
Глаза – зеркало души. Множество глаз говорит о множестве душ, объединённых в каждом небесном "все-животном" общими свойствами. Сказано, что у этих животных есть их духи, которые пребывают рядом с ними, то есть, животные сами - не духи, и они следуют за своими духами. А это значит, что животные имеют душевную (энергетийную) природу.
•А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.• И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.• Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.(7)
Заметим, что святость (наличие Святого Духа) человека изображается на иконах как нимб, который, чаще всего, выглядит как сияющий обруч над головой человека.
Четыре разных лица животных свидетельствуют о разных свойствах животных. Олнако, у Пророка Иезекииля сказано, что у каждого животного есть 4 лица. Учитывая Откровение, можно предположить, что у каждого из четырёх животных, одно из лиц наиболее ярко выражено.
"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,• а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека;• и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; (8)
Что символизируют четыре разные лица?
Телец – символ смирения и кротости, послушания,
Лев – символ смелости, решительности, жертвенности,
Орёл – символ силы воли, терпения, верности, самоотверженности и др.,
Человек – возможно, символ людей, добрых по природе, живших благочестиво но далёких от Истинной веры, по каким-то причинам не познавших Христа, не родившихся от Духа Святого и не вошедших в Царство Небесное, как Богочеловеки, подобные Христу.
Однако и эти люди не лишены, данного от рождения Образа Божия - Образа Христа, а потому в образе Его энергии могут по благодати и любви войти в Царство Небесное.
Здесь не умаление людей, им ещё многие позавидуют, ибо они рядом с БОГОМ как живые Божественные Души-Энергии, и они тоже – Бог (по энергии). Но и не возвеличивание их - ибо они не сыны Божие, подобные Христу.
Примечания
(1)Рим. 8, 19-23
(2)Лев.17,11–14
(3)Современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные»
(4)Ис.11 гл.
(5) Откр. 4-9
(6)Иез. главы 1,3,5,10
(7) Иез гл.1
(8) Там же
Литература
1. Библия
2. Профессор хирургии, архиепископ Св. Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа, тело».
3. Сотворенная природа глазами биологов. Поведение и чувство животных (Жданова Татьяна Дмитриевна )
Фрагмент: Душевные проявления животных https://religion.wikireading.ru/115681
3. «Святые животные» Татьяна Горичева
В эссе присутствуют ссылки на Библию, мнения святых и исследователей Библии, также авторские скромные размышления, которые, надеюсь, не противоречат всему вышеперечисленному. )
Свидетельство о публикации №120070807281
Алла Попова 6 18.07.2020 04:51 Заявить о нарушении
Предположим:
1.Животные ЦН - образ ХРИСТА
Христос - Сын БОЖИЙ пребывает на Престоле вместе с ОТЦОМ и в ОТЦЕ, По человечеству ОН - Обоженный Всечеловек, в нём - все. Но вне "животных" в Откровении присутствуют и старцы, и многие народы. В этом противоречие.
2. Животные ЦН - это оБоженные энергии (живые святые, обобщённые по нравственным признакам, души (энергии) животных и недуховных людей.
В Царстве Небесном - все живые и все мыслящие, других там нет, поскольку в каждом духе, животном и человеке присутствует логос, ум, дух и душа (энергия).
Энергия преобладает в животных, плотских и душевных людях, поэтому они могут войти в Царство Небесное только как святые души (оБОженные энергии).
Вы же не будете отрицать, что в БОГЕ присутствуют Дух и Энергии, которые от НЕГО исходят. НО одни исходят (при Сотворении мира), а другие восходят (при оБОжении). Поэтому всё логично.)
Славен Любомиров 2 18.07.2020 15:44 Заявить о нарушении