Поль Сезан и его мужик Мария Магдалина

Несомненно и неоспоримо, что французский художник Поль Сезан (1839-1906) является величайшим и не превзойдённым представителем импрессионизма. Однако, не все картины художника воспринимаются с пониманием и восторгом. В качестве примера, возьмём его картину «Магдалина или Скорбь» (1869). За основу этой своей картины, Сезан взял картину итальянского художника Тициано Вечеллио, написанную им в 1505 году по библейским сюжетам. Но прежде чем погрузится в созерцание и осмысление этого полотна, давайте вспомним тот путь, который картина Сезана прошла с момента её появления и до её продажи за 4000 франков (огромные деньги в то время!).
Париж, 1869 год. Поль Сезан только что закончил работу над полотном «Магдалина или Скорбь» и выставил его на витрине  магазинчика своего друга. Парижане заметили это полотно, и возле витрины магазина стали собираться большие толпы народа. Толпа довольно шумно реагировала на эту картину («что несомненно можно было бы считать успехом»). Однако хозяин магазинчика поспешил вернуть картину Сезану, опасаясь, что толпа разобьёт витрину его магазина и разорвёт в клочья картину....
Но Поль Сезан не унывал, и отнёс «Магдалину» в художественную галерею, для просмотра.  Картину отвергли, а газета «Ля Фигаро» не поскупилась на большую рецензию, уничтожающую Поля Сезана и его «Магдалину».
Ну а теперь, давайте внимательно рассмотрим «Магдалину» Поля Сезана и поделимся своими впечатлениями от её восприятия. Лично я, как ни старался быть объективным и уважительным к великому художнику, не увидел на полотне обворожительную грешницу Магдалину, которая раскаивалась в своих грехах... Я увидел брутального мужика, который не то перепил, не то перегрузился наркотой, принял статую Христа за бармена в баре, направился в бар, чтобы «подкрепиться», и рухнул «у стойки бара», и тут же вырубился....
И тут я услышал голос искусствоведа, знатока живописи всех художников, всех времён и всех народов. И этот «эксперт» говорит: «На первый взгляд, может показаться, что на полотне изображена вовсе не женщина, а мужчина, брутальный мужчина. Но это не так... Стоит подойти ближе к полотну....»
Я специально увеличил масштаб картины, чтобы можно было рассмотреть её вблизи, как рекомендует «эксперт». .. Но моё первое впечатление не развеялось, как дым, а ещё более укрепилось... А «эксперт» продолжал, уже с восторженным предыханием в голосе:
«И вот, подойдя к полотну, мы видим, что это не мужчина, а женщина! Немножко в другом ракурсе живописец увидел смысл полотна – он в образе Марии Магдалины изобразил и красивую молодую женщину, и глубокую скорбь, а также воспел верную любовь. Силуэт на полотне выстраивается на печальном, угнетающем фоне, и средь этой угрюмости она – Мария Магдалина, олицетворение женского начала. Несмотря на раскаяние и устремление к богу, на картине мы видим прекрасную земную женщину, которая светится как бы изнутри. Ее темные рыжеволосые кудри струятся по телу словно солнечные лучи. Фигура ее облачена в тонкую рубашку, лишь слегка прикрывающую грудь. Ее формы стыдливо прикрыты руками и волосами, но несмотря на кающийся образ она выглядит одновременно и смиренно и немного вызывающе...»
Услышав от «эксперта», как «недоумку» следует понимать полотно Сезана, я покопался в своей памяти и вспомнил, что искусствоведы этими, только что произнесенными, словами описывали картину «Мария Магдалина» пера Тициано Вечеллио.  Я хотел было «слегка» возмутиться, а потом подумал: «Это же ведь библейский сюжет! Как можно признать то, что Поль Сезан столь сомнительно что ли (если неуважительно) отнесся к библейскому сюжету? Так что давайте считать, что на полотне Поля Сезана изображена  скорбящая красивая, молодая женщина по имени Мария Магдалина.... Впрочем, читатель может остаться при своём мнение (признаюсь,  я тоже остался при своём...).


Рецензии