Гуссерлиана. Франц Брентано и его влияние

       Под душой Аристотель понимал природу живого, или, как он предпочитал выражаться, форму, первую реальность, высшее совершенство, греческие выражения суть: фюсис, морфэ, прото энергия, прото энтелехия.
А живым он называл то, что питается, растет и размножается, действует ощущая и мысля, или же то, что способно хотя бы к одному из этих родов деятельности. Он был далек от того, чтобы приписывать растениям сознание, но все же объявлял мир растений живым и одушевленным. Так, в самой ранней работе по психологии, после того как определено понятие души, говорится о всеобщих свойствах соответствующих вещей, как в отношении вегетативных, так и в отношении чувственных и интеллектуальных проявлений их жизнедеятельности.

     Ф. Брентано. Психология с эмпирической точки зрения.


     Растительная жизнь, без сомнения, обладает сознанием и форма этого сознания - сон.
    Сознание животного в отличие от растения, уже пробуждено от сна, но не является световым, разумным, как у человека.
    Световое человеческое сознание не может не заключать в себе своих низших форм, поэтому мы чаще всего именно пробуждены и возбуждены к движению, а не разумны, то есть подобны животной форме сознания, и поэтому мы ночью спим, то есть подобны растительной форме сознания.

    Признаки живой жизни перечислены правильно, но не указан главный среди них - размножение. Полу-живая, полу-мёртвая форма под названием вирус - умеет только размножаться и не умеет вести своей собственной жизни. Очевидно, что эта последняя форма последнего предела жизни, в крайнем случае какой мы её знаем на земле - есть форма "вырожденная" и по этой "вырожденной форме" можно наглядно видеть в чём заключается последний "остаток жизни".
    Когда-то где-то и что-то начало реплицировать себя, и функции сопровождающие этот процесс - питание и движение разрослись и перехватили инициативу на себя, - так образовалась жизнь - через клинамен (случайное отклонение) и смену акцентов.

    Совершенно непонятный вопрос, который человек постоянно задаёт себе - почему он спит - разрешается крайне просто - спят и животные - и всё потому, что "все оттуда вышли" - все мы вышли из единой первой формы сознания - сна.
Растению снится и объективный мир и оно само в неразличимом потоке его вегетативной жизни, приблизительно также, как и нам во время нашего сна - где неясно ни что, ни откуда, ни зачем, ни куда.
    Инстинкт впервые пробуждает сознание животного и направляет его, и организует его движения вместе с приобретёнными по ходу дела рефлексами.
Трансцендентальное или световое сознание человека превышает всякое животное, но будучи выходцем "из..." вынуждено поддерживать в себе менее развитые формы сознания как необходимо функционирующие.

    Слепоглухонемые от рождения дети, лишённые побудительных импульсов для разворачивания хотя бы животных инстинктов, не говоря уже о человеческой деятельности, предоставленные самим себе даже не двигаются, а просто лежат и растут, то есть ведут полностью вегетативный образ жизни. Этот факт засвидетельствован Мещеряковым и философской школой Ильенкова, связанной с интернатом слепоглухонемых. Их сознание спит. Но его можно пробудить и даже развить до человеческого через единственную тоненькую ниточку тактильных ощущений.
Такие яркие и страшные примеры говорят о всех сложных вопросах жизни и её форм в сто раз очевиднее, чем миллионы тонн философской макулатуры.

    Реальность начинается с души. Душа формируется не сразу.
Единственная форма жизни растения - рост, позволяет иметь лишь слегка наметившуюся, призрачную душу. Но как только живое начинает утверждать себя в самостоятельном движении в пространстве, оно неминуемо формирует более сложную душу.
    Душа является степенью объективации жизни или степенью её самоутверждения, самоданности. Человеческая душа - принципиально самоданная, то есть достигшая своей совершенной формы - энтелехии.

    Завершённая форма души до-одушевляет всё окружающее до своей завершённости. Но и до сих пор жизнь человека не снимает и не в состоянии снять свой "родовой признак" - бесконечное размножение; жизнь вообще, как и жизнь человеческая воспроизводит себя через последовательную цепочку "новых рождений" не только в натурально-биологическом смысле, но и в духовном - через новое рождение новых поколений в культуре, являя в этом смысле по меткому выражению Ницше - "вечное повторение одного и того же". Нужно только представить себе это миллиардное зацикливания на себе и своём воспроизводстве всех живых особей нашей планеты, чтобы осмелиться, удерживая это представление, поставить вопрос о смысле "индивидуальной жизни".


Рецензии