У каждого народа - своя Жанна дъАрк

У каждого народа
Своя Жанна дъАрк*.

У англичан -
Иценов-кельтов
Королева Боудикка**,
Поднявшая восстанье
Против оккупантов-римлян,
Испепелившая
Их город-кампус
Лондониум.

Французы кроме Жанны дъАрк
Чтут Женевьеву,
Спасшую*** Париж когда-то
От орды Атиллы.
   
А у россиян их -
Не одна, не две,
А ШЕСТЬ:

Марфа Посадница,
Боярыня Морозова
Государыня
Екатерина,
Зоя Космодемьянская,
Лиза Чайкина
И "Чайка", -
Валентина Терешкова.

---------------------------------------------
*   - Жанна дъАрк, Орлеанская дева (совр. фр. Jeanne d Arcоколо 1412[3][4][5]
    [6] — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из командующих
    французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была
    передана англичанам, осуждена как еретик и сожжена заживо на костре
    30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка
    в Руане.   

     На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретик,
    вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр.

     «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты
    костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест.

      Палач протянул ей две скрещённые хворостины.    

      И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». 
      Её пепел был рассеян над Сеной.
      
      Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году
    канонизирована — причислена католической церковью к лику святых.

                (Из Википедии).
 
**  - Боудикка (Боудика, Буудика, кельт. Boudic(c)a, неточная римская
     передача - Боадицея, лат. Boadicea) — жена Прасутага, тигерна,
     зависимого от Рима бриттского племени иценов.
      После смерти мужа римские войска заняли её земли, а император Нерон
     лишил её титула, что побудило её возглавить антиримское восстание 61
     года.   
            
       История:

      Муж Боудикки Прасутаг был тигерном иценов, населявших земли в районе
     современного Норфолка на востоке Англии. Эти земли фактически не были
     подконтрольны Риму, поскольку во время завоевания Британии императором
     Клавдием в 43 году ицены вместе с десятью другими племенами (Прасутаг,
     вероятно, тогда уже был тигерном) присоединились к его войскам в
     качестве союзников. В 47 году, во время попытки Публия Остория Скапулы
     разоружить их, они смогли отстоять своё право на независимость.
      
      Прокуратор поручил Прасутагу как царю-клиенту охрану близлежащих
     морских и речных путей, особенно устьев рек.

      Прасутаг был старше жены и прожил долгую жизнь.
      Чтобы сохранить свой род, он наравне с двумя дочерьми сделал
     сонаследником престола римского императора.

      Оставлять независимость союзным царствам было нормальной римской
     практикой, при условии, что царство завещалось после смерти ныне
     здравствующего союзного царя римскому императору.

      Таким образом, например, были присоединены к империи провинции Вифиния
     и Галатия.
      Также римские законы позволяли наследование только по мужской линии.
      Поэтому все попытки Прасутага сохранить на престоле свой род были
     тщетными.

      После его смерти царство было аннексировано, земли конфискованы, а
     имущество описано.

      Имущество благородных жителей и рабов теперь было одинаково.
      Согласно Тациту, Боудикку прилюдно выпороли, а её дочерей изнасиловали.
      Также была изъята в счёт погашения долга казна Прасутага, который был
      должен очень много денег Сенеке.

         Восстание.

      В 61 году, когда наместник Гай Светоний Паулин возглавил кампанию на
     острове Англси (римское название — Мона), который был убежищем для
     бриттских бунтовщиков и цитаделью друидов, ицены, поддерживаемые многими
     своими соседями, в том числе и триновантами, подняли восстание.

      Их вдохновил пример Арминия, вождя германского племени херусков, в 9
     году поднявшего восстание против римлян и изгнавшего их из своих земель.
    
      Дион Кассий пишет, что перед началом восстания Боудикка гадала с
     помощью зайца, отпускаемого от пол платья (это указывает на то, что
     Боудикка была ещё и жрицей) и принесла жертвы Андрасте — богине победы,
     которой была посвящена.
    
      Узнав о восстании, наместник Гай Светоний поспешил на защиту провинции.
      Его целью было защитить заложенный римлянами в 43 году Лондиний
    (современный Лондон).

      Однако, видя, что подготовиться к осаде он не успеет, и помня о 
    Петиллия, он решил оставить город, чтобы спасти остальное.

      Лондиний был оставлен на милость восставших, которые сожгли город дотла
    (на раскопках в слое того времени были обнаружены оплавленные монеты, а
     сам культурный слой того времени был под слоем пепла), разграбили его и
     вырезали всех, кто не ушёл с римлянами.

      Подавление восстания.Последняя битва Боудикки.
   
      Светоний сгруппировал свои силы в Уэст-Мидлендс. С флангов позиции были
     окружены лесом. Его силы насчитывали более 10 000 человек, среди которых
     были XIV легион, вексилларии XX легиона и множество ополченцев. Однако
     войска Боудикки во много раз превосходили силы Светония и насчитывали,
     по разным оценкам, от 80 000 до 230 000 человек.

       Тацит пишет, что Боудикка управляла своими войсками с колесницы, и
     приписывает ей речь, в которой она просила считать себя не благородной
     царицей, которая мстит за потерянное царство, а обычной женщиной,
     мстящей за отнятую свободу, за своё избитое плетьми тело, за поруганное
     целомудрие дочерей. Боги были на их стороне, один легион, решившийся
     противостоять им, они уже разбили, разобьют и другие. Она, женщина,
     скорее готова была умереть, чем жить рабыней, и к тому же призывала
     своих людей.

       Однако римляне, более умелые в открытых сражениях, противопоставили
     числу умение. В начале сражения римляне обрушили на бриттов, рвавшихся к
     их рядам, тысячи дротиков.
       Те римские солдаты, которые избавились уже от дротиков, плотными
     фалангами разбивали вторую волну бриттского наступления.
       После этого фаланги были построены клиньями, которые с фронта ударили
     по бриттам.

       Не выдержав натиска, бритты побежали, однако путь к отступлению был
     закрыт обозом с их семьями.
       Там, у обозов, римляне настигли противника и устроили беспощадную
     резню.

       Тацит пишет, что увидев поражение, Боудикка приняла яд чёрного
     болиголова. 
       Согласно Диону Кассию, она заболела после поражения и вскоре умерла.
     По обоим источникам, похороны её были богатыми.

       Вскоре после финальной битвы пришло подкрепление в виде легионов,
     переброшенных из провинции Верхняя Германия. Были применены жёсткие меры
     по отношению к враждебно настроенным племенам, и бриттов принудили к
     миру.   
                (Из Википедии).
      
** - Женевьева ((фр. Geneviеve), или Генове;фа (лат. Genovefa); ок. 420,
      Нантер (ныне предместье Парижа) — ок. 500, Париж) — святая, почитаемая
      в католической и православной церквях, покровительница Парижа.
         Рака с её мощами находится в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

         Биография:

     Происходила из древнего галло-германского рода. В 429 году святой Герман
   Осерский был проездом в их доме и предсказал маленькой Женевьеве великое
   будущее.

     С пятнадцатилетнего возраста будущая святая вела аскетическую жизнь в
   родительском доме, а после смерти родителей жила в Париже, который тогда
   не выходил за пределы острова Сите.

     В 451 году, когда Парижу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы,
   Женевьева предсказала, что Париж будет спасён.

     Потерявшие надежду горожане хотели убить святую, но Аттила в самом деле
   отвёл свои орды от города в сторону Каталаунских полей, где и был разбит.
     После этого слава святой возросла.
     Она завоевала уважение города также щедростью, безупречной
   нравственностью и пламенной верой.

     Во время пятилетней осады Парижа Хлодвигом Женевьева привела по реке в
   город суда со съестными припасами и раздала их народу.

     В 460 году Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия
   церкви, при которой король Дагоберт I основал позже аббатство Сен-Дени.

     Святая Женевьева прожила необычайно длинную по тем временам жизнь. В
   возрасте за 60 лет она совершила паломничество к могиле святителя Мартина
   Турского.
                (Из Википедии).   
                4 июля 2020-го года.

      


Рецензии