Морской закат

В абрикосовом небе, огарком бледнело светило.
Поднимало ладонями море танцующий мрак.
Виноградные гроздья воды жерновами месила
Волнорезная мельница, пену сжимая в кулак.

На раскатистых отмелях таяли  белые гребни,
И взрывались аккордами  брызги в объятьях камней.
Медноликий песок, отражающий отблеск последний,
Уходил на ночлег в сюртуке длиннополых теней.

И в лучах ускользавшей звезды растворялись отроги
У далекой гряды проплывающих облачных гор.
Музыканты волны набегали на берег пологий,
Колыбельным прибоем плескали печальный минор.

Под солёные звуки к воде не спеша прикасаясь,
Чёрной птицей парила красавица — летняя ночь
И крылом заслоняла у пирса прикованный парус,
Утомленно смывала дневную косметику прочь.


Рецензии
Олег, каждая картина вечернего моря создана живыми образами в динамике, в постоянно меняющемся движении. Олицетворения роскошные, дышащие: светило бледнеет, мрак танцующий, у моря—ладони. И вот разрослась метафора, одна, вторая, третья:
Поднимало ладонями море танцующий мрак.
Виноградные гроздья воды жерновами месила
Волнорезная мельница, пену сжимая в кулак.________ Зримо предстало полотно бунтующей морской стихии в просторе, постепенно теряющем свет, "дневную косметику". Чёрной птицей приближается красавица — ночь. С печалью уходит день, "печальный минор" — колыбельная прибоя? Музыканты волны бегут на берег, вслед за прибоем или вместе с ним встречают ночь. Сами образы природы стали Лирическими героями стихотворения. Они создают настроение,они ведут рассказ, они рисуют закат и воспевают его...
Прикованный парус... Его ночь крылом заслонила. Вот он-то и запомнил закат над морем, уходящий день, облачные горы и создал это яркое метафорическое полотно.
Даже песок приобрёл лицо. Сыпучий, ненадёжный, иногда секущий шрапнелью по ногам, он, медноликий, уходит на ночлег. Для него изобретён "сюртук длиннополых теней".
Олег Юрьевич, на Ваших стихах надо учить поэтической выразительности.
Поздравляю, Олег! Вот так и надо! Уж если написать, то не подтвердить чей-то авторитет, не повторить подход к раскрытию темы, а подойти к ней совершенно по-новому. Вы же и увидели закат над морем в одушевлённых образах, с человеческим характером. Читать эти стихи — получить удовольствие, эстетическую радость.

Нина Плаксина   06.07.2020 00:39     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина, за такую развёрнутую оценку стихотворения. Я считаю, что роль поэтического анализа в развитии искусства поэзии не менее важна, чем само анализируемое произведение. Критик помогает автору понять сильные и слабые стороны творчества, увидеть перспективы развития и недостатки, над которыми предстоит работать. Таким образом, критик становится как бы соавтором, если не конкретного произведения, то определённо всего творческого процесса. Например, трудно переоценить роль в развитии русской литературы таких выдающих критиков, как Белинский, Добролюбов.
Читая Ваши рецензии, не перестаю удивляться глубине Вашего погружения в рецензируемое произведение, четкости формулировок и открытости. При этом Вам присуща удивительная доброжелательность и искренность в стремлении помочь автору, указать ему фарватер, в котором нужно плыть!
Спасибо ещё раз большое.
С бесконечным теплом.

Олег Гаценко   06.07.2020 09:11   Заявить о нарушении
Приятно, что совпали ощущения автора во время изображения поэтических картин и восприятие их читателем. Олег, на Ваших стихах можно диссертации писать. В "Морском закате" совершенно новый подход к изображению картин природы, образы очеловечены. Меднолицый песок - это же находка в поэтическом мастерстве. Представлена не просто картина, а характер. Вот Белинский бы тут "растекашился мыслию по древу". Я люблю его статьи, манеру в общении (хотя - страшновато было бы встретиться), стиль ведения речи, его абсолютная уверенность, что тот, о ком, кому он пишет (любой читатель) знает всё то, что он привлекает попутно в доказательство, либо для сравнения. А уж он-то был начитаннейшим. Думал, что все так же начитаны и столько же знают... Статьи Добролюбова тоже нравятся. У него бережное отношение к автору (не так у Белинского). А вот Писарев во мне вызывал насторожённость. Мне казалось, он высокомерничает, ставит себя "над"... Но это уже всё - в прошлом. Мне уже его мнение не понадобится...
Берегите себя. Не перегружайтесь. Уже заранее предвкушаю "вкус"(извините за каламбур) следующего стихотворения. Выношенное стихотворение - это произведение: картина (полотно), Лирический герой, понятный или загадочный, вызывающий восхищение или негодование, цепляющий какие-то чувства, не оставляет равнодушия - своеобразный словесный, поэтический памятник на пьедестала. Помню, похожее мнение читала у Заболоцкого. Сне оно понравилось.

Нина Плаксина   06.07.2020 13:04   Заявить о нарушении
Опечатка: "Мне " - простите.

Нина Плаксина   06.07.2020 13:09   Заявить о нарушении
Буду стараться оправдать Ваши авансы.
Спасибо большое.

Олег Гаценко   06.07.2020 14:11   Заявить о нарушении
А я буду гордиться, что у меня есть поэтический сын, Олег Юрьевич Гаценко, Поэт Гаценко.
Пусть поэтический путь будет светлой радостью и движение по нему нетерпимо желанным.

Нина Плаксина   06.07.2020 14:50   Заявить о нарушении