Истории одной книги - 2
Автор — Чтобы ответить на этот вопрос я немного обращусь к предыстории, когда слово стратегия (применительно к компании) для меня ничего особенного не значило.
С 1976 года по 1992 год (в сентябре 92 года я перешел работать преподавателем управленческих дисциплин в вуз) я работал в НИИ, который входил в оборонный комплекс (ВПК — так он назывался ранее).
Причем с 1982 года я руководил НИОКР или был заместителем НИОКР (НИР — научно исследовательская работа. ОКР — опытно-конструкторская работа) в сфере физики полупроводников, из которых изготавливали затем полупроводниковые диоды. транзисторы и затем микросхемы для разных летающих объектов. Это НИИ существует и сейчас (НПП «Салют»). Потому я кандидат не экономических, а технических наук.
Будучи руководителем НИОКР, мне пришлось активно опираться на системный и ситуационный подходы. А последние лет 5-ть работы в НИИ я еще начал активно заниматься технологией — разработкой и производством полевых транзисторов с барьером Шоттки СВЧ диапазона на полупроводниковых эпитаксиальных слоях арсенида галлия (это несекретная сегодня инфа — для любопытных специалистов). По этой причине, мне пришлось практически столкнуться еще и с процессным подходом.
Говорю это для того, чтобы стали понятны истоки обращения к вопросам стратегии фирм уже в роли консультанта. Так как системный, ситуационный и процессный подходы — это основа и менеджмента в целом, и особенно стратегического менеджмента.
Любозн. гендир. А как произошло твое первое знакомство со стратегией?
Автор — Весьма банально. Меня приняли сразу старшим преподавателем (так как у меня была степень) в два вуза — в академию госслужащих и в нижегородский иняз. И первым моим курсом был предмет «Основы менеджмента».
А одна из тем этого курса — стратегическое управление. По этом теме я использовал американский учебник М. Мескона и др. «Основы менеджмента» (до сих пор считаю его лучшим учебником по курсу Введение в менеджмент, читаемого обычно первокурсникам управленческих факультетов).
Тема стратегического управления мне показалась очень технологичной. Разработка стратегии описывалась как ряд последовательных шагов:
Миссия — Постановка целей — Анализ внешней среды — Оценка потенциала фирмы — и т. д.
К слову, описание процесса разработки стратегического плана вписывается в процессный подход, — один из трех подходов, на которых стоит менеджмент.
Процессный подход — управленческая концепция, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций управления. Методология процессного подхода имеет более широкое применение (если не универсальное).
Свидетельство о публикации №120070402371