Мой ответ клиенту. Рабочие заметки
ВОПРОС
Здравствуйте. Цепочкой стали выстраиваться события там, где мне нужна была защита, но ее не было: 3 года - сотрясение мозга ( меня швырнул помощник воспитателя на асфальт ), в сад я ходила регулярно и приходя оттуда, вставала
в угол и визжала 40 минут, после по словам матери говорила: «ну всё, я прооралась, теперь мне легче, далее шла играть словно ничего и не было». Дальше цепочка привела меня к воспоминанию, где родной отец стучит головой об стену маму, она не сильно сопротивляется, я старше сестры на 5 лет, пытаюсь что-то сделать, но не могу, отец ответил, что сама заслужила такое отношение.
Когда Мама подала на развод, мне было уже 9. Мама все чаще стала меня обвинять о явных сходствах характера с биологическим отцом, который не особо интересовался нашей судьбой. Я вышла замуж и развелась, муж был тираном, бил меня, унижал. Сын, по всей видимости стал отрабатывать мой сценарий (читала об этом в книге «синдром предков») ему настучали по голове в 3 года в саду, был откат назад в развитии, я вынуждена была уйти с основной работы и перешла на фриланс. Сейчас сыну 7 лет и его снова пытались побить, ввиду того, что мой молодой человек внушил сыну, чтобы не давал себя в обиду и водит его на борьбу, сын дал отпор
5 детям, где был учитель, я не знаю. Сын сильно нервничал и на следующий день мы вытянули из него то, что произошло, вечером того же дня меня накрыло с головой,
я представила как это страшно, когда 5 человек, а ты один, стала визжать от ужаса
и трястись, когда молодой человек удивленно спросил, почему я не слушала
его предупреждения и сейчас так удивлена и мол это давно, я разбила телефон
об стену, кружку вдребезги об пол, и выла как раненый зверь, снова потеря безопасности. Что мне делать? Как научиться справляться со своими эмоциями
и страхом? Как оградить сына от нападок сверстников? Как себя защитить
в отношениях с мужчинами и другими людьми?
ОТВЕТ
Здравствуйте.
Вы пишите о своей жизни, о воспоминаниях своего детства. Это не простой опыт. Из вашего письма я понимаю, что в детском саду, кода Вы были совсем еще маленьким трехлетним ребенком, находиться было очень тяжело, и даже опасно для жизни. Агрессивное поведение других людей не просто наблюдать даже со стороны, тем более получить физические травмы от взрослого, который должен был заботиться о Вас. Это недопустимо, и тем не менее Вам пришлось это пережить. Конечно, такой опыт не проходит бесследно для любого человека.
Вы, наверное, знаете про Зеркальные Нейроны. Их не так давно открыли ученые и теперь научно доказано, что находясь с другими людьми, видя их, мы можем телесно проживать схожий опыт. В психологии часто используется термин "соматический резонанс". Даже если бы Вы не получили физической травмы, психологическая атмосфера в саду была очень травмирующая. То, что помощник воспитателя швырнул Вас на асфальт, и Вы получили тяжелую травму - сотрясение мозга, еще больше усугубляет травматический детский опыт.
Вы задаете вопрос, что Вам делать и как научиться справляться с эмоциями и страхом? Как оградить сына от нападок сверстников? Как себя защитить в отношениях с мужчинами и другими людьми?
Давайте попробуем разобраться.
Для этого я немного расскажу Вам о том, как реагирует тело и нервная система на такие травмирующие ситуации, дальше я буду их обозначать как ТС (травмирующая ситуация).
ТС особенно в детском возрасте, когда ребенок сам не может защитить себя, часто воспринимается им как угрожающая жизни. Именно так ребенок часто воспринимает агрессию взрослых, тем более, когда никто из них не приходит к нему на помощь.
Люди, как и все живые, существа на Земле так устроены, что в ситуациях, которые мы воспринимаем, как угрозу жизни, у нас есть три способа реагировать. Первый нападать в ответ, второй убегать, а третий замереть, притвориться, как будто исчез. Все эти реакции объединяет то, что все происходит, как правило, очень быстро и нервный импульс на то или иное действие мы не успеваем осознать. Поэтому психологи часто говорят, что это реакция нашего тела. Мы не успеваем подумать и принять решение, что нам делать, нападать, убегать или замереть. Это происходит неосознанно, на уровне тела. Между этими тремя способами реакции есть важное различие. Я постараюсь рассказать Вам про то, почему важны различия в наших реакциях на ТС, и как это отразилось на том, что Вы написали о своем детстве. Если я что-то не правильно поняла, или к Вам придут новые образы, чувства, воспоминания, пожалуйста, напишите мне.
И так, почему важно то, какую из трех стратегий выбирает наше тело в ТС. В опасный момент тело выделяет очень много энергии\гормонов и сил на то, что бы мы справились с трудностями и их преодолели. В первых двух случаях, если мы убегаем или нападаем, вся эта витальная (телесная) энергия расходуется. Если наше тело понимает ситуацию так, что нападать еще более опасно, а убегать бесполезно, вся эта огромная витальная энергия остается в нашем теле, ей некуда расходоваться. Я предполагаю, что именно это в большей степени происходило и с Вами, когда помощник воспитателя швырнула Вас. В теле в тот момент могло остаться много энергии. Так это или нет- возможно прояснять в последствии. Из того, как Вы пишите, что, приходя из садика, Вы вставали в угол и визжали 40 минут, можно предполагать, что в других ТС в детском саду Вы тоже аккумулировали в теле много энергии, но Вам удавалось разрядить её через этот визг впоследствии. Или может быть еще и так: каждый раз, когда вы были в садике, ваша психика ассоциативно "вспоминала" ТС и возникала потребность в разрядке снова и снова. Т.е. Не обязательно были другие ТС в садике, это могла быть реакция на прежнюю ТС. Такое происходит так же если детей все время сдерживать, не давать им бегать, прыгать, ставить их в жесткие рамки "правильного поведения" - "не кричи", "не шуми", "сиди тихо", "ходи по линеечке" и другое. Я думаю, что это хорошо, что в детстве вы нашли для себя такой способ разрядить психическую энергию, я о таком еще не слышала в своей практике и думаю это очень творческое решение в тех условиях. В дальнейшем, когда человек взрослеет, важно осознавать процесс удерживания энергии, развивать свою устойчивость в стрессовых ситуациях. Это не простой, но важный опыт личностного взросления. Также важно уметь не только удерживать энергию в теле, но и научиться различать ситуации, когда это важно и нужно делать, а когда это вредно и совсем незачем делать. Бывает так, что люди очень много и постоянно сдерживаются от того, что в детстве этому научились от родителей или это было их основной стратегией выживания в ТС . Бывает часто совсем наоборот, люди не считают нужным сдерживать себя, что тоже не является оптимальным проявлением взрослой личности. Возможны и очень часто встречаются случали, когда люди сдерживаются при других, стоящих выше по социальному статусу начальниках, но срываются и не считают нужным сдерживаться при подчиненных, в общении с детьми и семьей.
Все это приходится принимать во внимание, когда вопрос идет о том, что делать с эмоциями.
Несколько иное дело в том случае, когда сильная энергия при ТС не находит разрядки, она застревает в теле, и в последствии постоянно ищет способа разрядиться. Это все происходит вне зоны нашего осознания. Это может выглядеть как череда повторяющихся ТС. Сознание человека успевает отслеживать сходство ситуаций, но не приспособлено осознавать само себя и процессы, происходящие в нем. Это часто называют подсознанием. Человека "подсознательно " тянет к тем или иным людям, он как будто помимо своей воли попадает в схожие ситуации. На сегодня многие психологи это объясняют тем, что энергия, "застрявшая в теле" во время ТС, ищет способ разрядиться. Про это много статей, где подобный процесс называют формированием "воронки травмы". Я не знаю, происходит ли подобное с вами. Данных из Вашего письма недостаточно мне для того, что бы с уверенностью судить об этом, но в то же время достаточно, чтобы рассказать Вам, о том, что так бывает. С такими процессами сам человек не может справится, непременно нужен специалист - психолог, психотерапевт, имеющий квалификацию в работе с шоковыми травмами. Однако, как я написала, проявляющаяся синхронность событий не всегда симптом травмы. Например, когда Вы пишите, что развелись с мужем - тираном и не побоялись остаться с маленьким ребенком, это говорит о том, что вы осознанно принимали решение, это не было травматическим замиранием и застреванием в ТС. Это очень важное решение, которое Вы приняли сами и у вас на это были сила и решимость.
Книга «синдром предков» мне нравится. Если рассматривать описанную Вами последовательность событий в терминах системной семейной теории Хеллингера, то может раскрыться, что все началось не с Вас и есть "семейная тайна", кто-то обидел трехлетнего ребенка - как пример. Поэтому я ничего не могу сказать про предполагаемый Вами сценарий сына. Я считаю, консультирование не может воссоздать того, что может проявить полноценная расстановка. Да, есть определенное сходство, синхронность: удары головой, возраст трех лет. Есть такой метод в психотерапевтической работе (он, как и теория Хеллингера, относится к трансперсональному подходу), когда человек сам или с поддержкой психотерапевта пробует развернуть так называемое "Послание Мира". В феноменологии этого подхода используют Юнгианскую концепцию ИД и работают с проявленной реальностью как с бессознательным сновидческим процессом. Часто это помогает, клиентам. Суть этого метода в том, что повторяющиеся, флиртующие с нашим сознанием образы, сюжеты, ситуации рождаются в нашем бессознательном, как проводники на Пути к развитию нашей личности, и важно осознать, к чему они нас ведут. В какой-то степени вы уже делаете эту работу, наблюдая свою жизнь, замечая закономерности, читая книги, заботясь о сыне с большей осознанностью и вниманием.
Однако ни один трансперсональный подход не отменяет необходимость телесной работы с ТС, когда важно научиться экологично, обходиться с возникающим в момент стрессового переживания напряжением и энергией в теле.
Самый простой и доступный способ в самостоятельной работе в тот момент, если Вам снова станет страшно, и вы снова перестанет чувствовать себя в безопасности, встаньте на ноги, глубоко дышите, потом посмотрите на свои руки, почувствуйте свое тело и, уравновесив себя в этом состоянии, постепенно начните осматриваться вокруг. Обратите внимание на людей, на предметы вокруг себя, и повторяйте себе, не механически, а сознательно, что эта ситуация не та, как раньше, она другая, всегда в чем-то другая:
Я стала старше;
Я справилась с сложными задачами;
Я и в детстве очень творчески взаимодействовала с окружающими людьми и средой;
теперь у меня большой жизненный опыт.
И если для трехлетнего ребенка было в высшей степени креативно донести заряд энергии до дома, встать в угол, никому не мешая визжать 40 минут, и как ни в чем ни бывало пойти играть, и этим ребенком были Вы, то сейчас Вы точно сможете выдержать это напряжение в теле, дышать, чувствовать свое тело , чувствовать свои ноги, их можно даже похлопать, потрогать и главное не замирать, не делать вид, что вас нет и вы спрятались, чтобы никому не мешать, не задерживать дыхание, а дышать, дышать, дышать - это главное. С дыханием приходит чувство тела. В этот момент важно быть открытой себе, своему телу, тем чувствам и ощущениям, которые приходят ( это может быть гнев или грусть, покалывания или жар). Конечно, все это делать лучше со специалистом, потому, что в наших телах часто скрыта огромная энергия, с которой мозг не знает, как обходится, поэтому пытается её, эту сильную энергию, разрядить известными ему, успешными в детстве способами: крик, визг.
Вот в этом абзаце, который Вы только что прочли, я попробовала дать Вам один из действенных алгоритмов того, что возможно делать с очень сильными недифференцированными, поглощающими чувствами. Конечно, он очень краткий. Но если Вы успеете вспомнить его и проделать такую работу, это положит начало наработке новой нейронной связи и, как следствие, даст вам силы выбирать осознанно, как для Вас лучше себя вести в той или иной ситуации. Это долгий путь, пройдя который, можно обрести новое ощущение мира внутреннего и внешнего.
Я не забыла про остальные Ваши вопросы.Что делать со страхом и эмоциями. Про эмоции добавлю, эмоции важно идентифицировать, их много, они разные, важно замечать не только сильные и пугающие. Эмоции бывают и очень приятные, и очень тонкие, и очень воодушевляющие. Важно так же различать страх и тревогу.
Страх - это боязнь чего-то конкретного, что реально происходит в данную минуту. Страх связан с личным выживанием, важно чего именно Вы боитесь, насколько это оправданно. Свои страхи, так же как эмоции, важно уметь дифференцировать. Тревога бывает очень сильной, но при тревоге человек боится чего-то, что в данную минуту с ним не происходит, чего-то, что было раньше или чего-то, что может произойти. Страх и другие эмоции - это наши светофоры, лучшее, что мы можем с ними делать - это использовать их на нашем пути в направлении к цели. Тревога часто мешает нам быть в настоящем моменте, поэтому лучшее, что мы можем делать, когда тревожимся, это вернуться в настоящий момент. Наше тело и наше дыхание помогают в этом возвращении в "здесь и сейчас" наиболее эффективно. Если вы попробуете делать все то, что я написала, тревога сама по себе со временем станет меньше, а Ваша возможность с ней контактировать и её выносить будет постепенно увеличиваться. Тогда скорее всего Вам не придется вытеснять из своего сознания травмирующие Вас части собственной жизни : "...когда молодой человек удивленно спросил, почему я не слушала его предупреждения и сейчас так удивлена и мол это давно..".
Еще несколько слов хочу сказать о Вас и Вашем сыне. По тому, как я поняла описанную Вами ситуацию, хорошо, что рядом с Вашим сыном есть внимательный, заботящийся о нем мужчина. Хорошо, когда есть тот, кто поддерживает тебя в занятиях спортом и развивает твои навыки, в том числе навык постоять за себя. Осталось не очень понятно, почему сын делился тем, что на него нападают в школе, а то, что он отстоял себя перед многочисленными соперниками, пришлось из него вытягивать, и он это рассказал только на следующий день.
Вы пишите, что Ваш сын ходит на борьбу, думаю, что это очень важно и хорошо. Пока ребенок маленький, родителям легче поддерживать его в том, что бы он проявлял разную творческую и двигательную активность. Важно, что Ваш молодой человек был в курсе проблем Вашего сына и так вовремя отвел его на занятия борьбой. Для детей значимо, когда родители и близкие люди их в этом поддерживают, интересуются успехами, одобряют. Например, поддержкой может быть, когда вместе семьей играют в подвижные игры, обсуждают их победы и поражения.
Играли ли Вы в детстве в подвижные игры со сверстниками или с родителями? Ходили ли в спортивную секцию? Интересно, есть ли у Вас такой детский опыт. Хорошо что он есть у Вашего сына.
Спасибо за ваши вопросы. Очень рада, когда встречаю людей, желающих сделать свою жизнь и жизнь своих детей лучше. Буду рада если Вы напишите, помогли ли Вам мои ответы что-то прояснить и удалось ли воспользоваться рекомендациями по телесной работе в травмирующих ситуациях.©
автор Китаева-Смык Юлия Леонидовна.
Свидетельство о публикации №120070304139