Элизиум
освободившись от пут
археологии, хронологии, быта,
передать музыку изображаемого”
_____________________Лев Бакст
— 1 —
Мне мил Элизиум Л. Бакста,
И я не стал бы колебаться,
Узнав вдруг в возрасте лет ста,
Что там — вакантные места.
Долины сладкого безделья
В сетях комфортных изотерм, —
Там нет цехов, казарм и ферм,
И многозвёздна ваша келья!
Там — левый винт потусторонний
В закрученной древесной кроне,
И левитирующий Сфинкс
Легко меж кронами завис.
Ни гравитация, ни тренье
Не омрачают настроенье
Прекрасных женщин и мужчин,
И для раздоров нет причин.
Там музыка из сфер небесных
От композиторов известных
И день, и ночь звучит non stop, —
Внимай, эстетствующий сноб!
Светла пространства кантилена,
Там нет обмана, плена, тлена,
И пропилеи в два ряда —
Проход к аллее в никуда.
И я проникся бы идеей
Гулять излюбленной аллеей,
И попадать хоть иногда
Из ниоткуда в никуда.
Ведь в никуда из ниоткуда
Передвигаться — просто чудо!
Перемещаться без труда
Из ниоткуда — в никуда —
Мечта, не чуждая поэтам
(Я, помнится, писал об этом) —
Тщета — и то, и это — пусть!
Суть — между ними: это — путь.
Прямолинейный, скучный — зимний —
Антагонист округлых линий —
"Я с детства не любил овал", —
Я всё восьмёрки рисовал!
Нам быстротечность дарит вечность;
Замкнуть восьмёрки бесконечность —
Как психотренинг — я любил,
Возможно, выбор мудрым был...
Как прежде, "с пластикою мима,
Я пробегаю вечно мимо
Прекрасных рощ, прозрачных рек,
Не замедляя странный бег".
За бег с восхода до заката —
Мой нимб начельный — лемниската.
Мой лимб качельный — маята:
Из ниоткуда — в никуда.
В конце аллеи — бледный морок;
Я слышу, точно угадав,
Как будто отзвук тех восьмёрок,
Каскад взлетающих октав.
Киксуют флейты, задыхаясь,
Симфония небесных сфер
Вдруг трансформируется в хаос,
И в роли Сфинкса — Люцифер.
— 2 —
"Бакст позволял себе ставить автограф
в любом месте картины,
не следуя общепринятому требованию
подписывать работу в правом нижнем углу."
___________Из интернета, Алена Эсаулова
Но экзальтация софиста
Не разрешит загадку Сфинкса —
И кровожадный женолев
Парит, рубеж преодолев.
Возможно, был он неподвижным,
Лишь изваянием престижным,
Быть может, изначально он
Как страж стоял среди колонн...
Чтоб ближе к истине держаться,
Я стал к разгадке приближаться.
Ведь имя живописца — Лев,
И Сфинкс, по большей части, — лев!
Пришло прозренье — род удара:
Сфинкс — нечто вроде аватара!
Присущий Сфинксу женский лик —
Той, от кого воспринят Nick.
Там просто автошарж, автограф,
И ни один его биограф
Энигмы этой не постиг.
Что ж, я удачливее их.
А однотипность двух имён?!
При том же минимуме гласных —
Тугие кластеры согласных —
Так шифровал себя Леон!
Так ощущал себя Леон.
Их внутренняя идентичность —
Загадочность и экзотичность:
Художник — Сфинкс. Да, это он!
А состоянием паренья
Бакст показал нам точку зренья:
Проверить перспективы ход
Одно наитье не даёт.
Вот почему там Сфинкс летает
И кипарисы заплетает.
Догадку проверял в сети,
И ничего не смог найти.
Разгадана загадка Бакста,
Загадка Сфинкса — через век.
...Элизиум я вижу часто —
Интимным взором, из-под век.
2018
Иллюстрация: Л. Бакст, "Элизиум", 1906 г.,
Государственная Третьяковская галерея.
Свидетельство о публикации №120070207679
Гузэль Ханисламова 23.04.2021 09:29 Заявить о нарушении
По поводу последней строчки я бы выразился так:
И вдруг из ЯМЫ
Вылез ХОРЬ !
Совершенно спонтанный каламбур, патентую, хотя могу и подарить.
Тут дело именно в том, что это последняя строка и,
чтобы подчеркнуть то, что она заключительная, я полагаю - допустимы
крайние меры. Здесь синкопа должна усиливать впечатление законченности, финала этого довольно протяжённого стихотворения - думаю, так. К тому же,
размер-то ведь не нарушен!
С искренней доброжелательностью - Александр.
Александр Курышев 24.04.2021 20:55 Заявить о нарушении
заключительную строчку. Благодарен Вам, что заставили задуматься.
С неизменной доброжелательностью и искренним уважением – Александр.
Александр Курышев 07.03.2022 01:06 Заявить о нарушении
С пожеланием удовольствия от мук творчества,
Гузэль Ханисламова 07.03.2022 08:47 Заявить о нарушении