Джейн Грей

12 февраля 1554 года королева Англии Мария Тюдор казнила заточённую в Тауэре «королеву на девять дней» юную принцессу Джейн Грей, правнучку короля Генриха VII, ставшую разменной монетой в руках политических игроков того времени. Трагедия Джейн Грей заняла в английской культуре очень высокое место, относительно реального значения в Истории. В сочинениях поэтов, историков и публицистов XVII – XVIII веков Джейн стала абсолютным идеалом красоты и нравственности.

Жизнь у принцессы, что балет,
Ей куклы бы да книги, –
Когда тебе шестнадцать лет,
Какие там интриги?..

Но честолюбцы, кто скорей,
Крутили юной девой,
И девять дней была Джейн Грей
Английской королевой.

А дальше – страшный поворот,
Ведут её на эшафот,
Суровый ропот глухо
Доносится до слуха.

О нет, преступных мятежей
Не ведала принцесса Джейн,
Но коль на трон попала,
Тогда – пиши пропало.

Палач, стоявший близ неё,
Топор к себе придвинул,
Потрогал пальцем остриё
И взор недобрый кинул.

Сколь эта дева ни юна
И как ни бьётся в страхе,
За всё расплатится она
На тяжеленной плахе.

За тонкий стан, за милый лик,
За то, что жертвою интриг
Она случайно стала...
Ну, разве это мало?

Младенцы в рёв, девицы в плач,
Заносит лезвие палач,
Отменная сноровка!
И – прочь летит головка.

Красавица была и нет,
Не уцелеть крамоле
По воле судеб и планет,
По королевской воле.

Но трубы, плахи, топоры,
Судья, глядящий грифом,
Как ни страшны, а с той поры
Девчонка стала мифом.

Она живёт давным–давно
В стихах, на сцене и в кино,
И девять дней на троне
Сидит она в короне.

А там опять – тюрьма, эксцесс,
Дрожит душа, как лента.
Печальна участь у принцесс,
Но хороша легенда.

О да, легенда хороша!
И, коль подумать, не спеша,
Найдёшь в ней мудрость мира,
Достойную Шекспира.

А мудрость эта такова,
Что сразу просится в слова,
Становится для света
Сентенцией поэта.

Конечно, лучше быть простой
Хозяйкою таверны:
Пускать студентов на постой
И выражаться скверно,

Считать, что звука лучше нет,
Чем звон полученных монет,
Подолгу без боязни
Смотреть на чьи–то на казни.

Простая жизнь мила уж тем,
Что сны её глубоки.
Но – не о ней стихи поэм
И песенные строки.
 ______________
 * Иллюстрация: картина «Казнь Джейн Грей» – историческое полотно Поля Делароша, написанное в 1833 году и впервые выставленное на Парижском салоне 1834 года. Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975 году. Поль Деларош (1797 – 1856) – известный французский живописец академической школы.

Заказчиком полотна был его будущий владелец русский филантроп и меценат Анатолий Николаевич Демидов (1812 – 1870), заплативший в 1834 году за картину восемь тысяч франков. После смерти Демидова картина сменила нескольких владельцев, а в 1902 году перешла во владение филиала Лондонской национальной галереи. В 1928 году подвалы галереи затопила разлившаяся Темза. Картина была сильно повреждена, сочтена не подлежащей восстановлению и на долгие годы забыта. В 1959 году её официально признали утраченной. Обнаружили полотно совершенно случайно в 1973 году. Два года длилась тщательная реставрация. И в 1975 году отреставрированная картина была вновь выставлена в Национальной галерее. Никто из организаторов не мог тогда и рассчитывать, что академическое полотно будет пользоваться успехом. Но к удивлению организаторов, картина привлекла множество зрителей и до сих пор остаётся одним из самых популярных экспонатов.

Надо сказать, что трагической судьбе Джейн Грей в английской литературе посвящено множество стихотворений, несколько поэм и романов. Образ принцессы нашёл широкое воплощение в искусстве: о Джейн снято три художественных фильма, написаны десятки её портретов и картин, отражающих решающие моменты короткой жизни "королевы на девять дней". Особенно привлекала внимание живописцев процедура казни. В последние минуты Джейн, по словам очевидца, потеряла ориентацию и не могла самостоятельно найти плаху, ведь ей уже завязали глаза. «Что теперь делать? Где она? Куда мне ложиться?» , – лепетала несчастная. Никто из спутников не рискнул приблизиться, и к плахе её подвёл случайный человек из толпы. Этот момент своеобразно отражён на картине Поля Делароша, который для сгущения атмосферы перенёс место казни с тюремной площади в подвал Тауэра.


Рецензии