Предчувство или вижу, слышу, никому не скажу

Вычитала у Елены Дьяконовой в статье "Художественные приемы по расширению пространства" говорящее слово - "предтекст".

Размышляю...

Киго для хайку как раз является предтекстом. То есть это то, что мы когда-то видели своими глазами или читали, до того момента, как познакомились со строфами написанного хайку.

Тогда еще, по аналогии, есть и предчувство - когда чувствовали в такой же отрезок времени или мгновение, что и автор, написавший хайку. Просто могли забыть какое-либо состояние, потому что отрезков времени много и не всегда ты сам на них концентрируешься.

Перед прочтением  хайку можно "начитать" сборники переводов как японских, китайских поэтов, так и различные восточные тексты, которые не будут по теме поэтики, но все равно в нужный момент "подтянут" понимание, что (к примеру) "ландыши" это не просто слово, оно несет поток определенной информации из прошлого. Вихрь такой - зеленый - налетает, отбрасывает назад, накрывает с головой и устаканивается, успокаивается в строфе этими белыми крохотными колокольчиками.

Потом начинает работать формула хайку - раскрытие ассоциаций и связей, в том числе связь этого киго с настоящим моментом. Что увидел, что хочет показать автор, как он чувствовал себя, что я вижу, слышу и никому ничего не скажу. Это уже контексты (пространство) подтягиваются, настоящее.

Вот теперь надо порассуждать, а есть ли какой-либо намек на будущее время для человека, прочитавшего хайку? Может он там, в образах, его увидеть?... или все это сказки для красивого завершения момента. Вот... вот нет там будущего, все настоящее, все  здесь... Или незримо следит за нами Вселенная и подкидывает только то, что нужно?!





====
История и культура традиционной Японии, номер 7


Рецензии