Атеизм учёных

Смешон благодушный атеизм учёных, полагающих, будто мир таков, как будто Бог есть, хотя Бога нет.

(Из книги "Пазори")


Рецензии
Особенно печально, что эта болезнь поражает наиболее успешных и\или популярных ученых.

http://stihi.ru/2020/04/10/3772

Еще совсем недавно и в Москве один физик-академик, нобелевский лауреат, пытался основать "нео-научный" атеизм.

Благодарю Вас.

Николай Старорусский   08.07.2020 06:36     Заявить о нарушении
Не знаю, болезнь ли это. На мой взгляд, это дефект мышления или логическая ошибка. Но, с другой стороны, это одна из антиномий Канта: есть Бог - нет Бога. В таких случаях я всегда задаю вопрос: а кого это, собственно, нет? И когда начинают определять это, выясняется, что по смыслу слова Бог - это Тот, Кто есть. А кого нет - тот не Бог, а неизвестно кто. Конечно, это ещё не есть вера, но шаг к ней, начало выздоровления. Стоит вспомнить в этой связи игру, предлагаемую Паскалем: делая ставку на то, что Бог есть, выигрываешь всё, если Он есть, и не теряешь ничего, если Его нет, а если делаешь ставку на то, что Бога нет, ничего не приобретаешь, если Его нет и теряешь всё, если Он есть. Я несколько упрощаю ход мысли Паскаля, но тут трудно что-нибудь возразить.

Владимир Микушевич   09.07.2020 23:02   Заявить о нарушении
Признателен за содержательный ответ
Действительно, часто отрицают, сами не понимая что именно.

Или считают, что Абсолют не нужен, так как достаточно законов природы, - неизвестно откуда взявшихся. Или фактически вместо него вводят природу, эволюцию итд, иногда даже с заглавной буквы.

Видимо, это действительно дефект мышления, даже и чисто логического - типичное "Бога нет", но признают существование цели, скажем, приспособления живых существ к условиям.

Николай Старорусский   11.07.2020 19:09   Заявить о нарушении
Не совсем понимаю, что в современных условиях называется законами природы. По-моему, это только мера нашего недопонимания бытия, опровергающего эти законы. Например, после Коперника школьная истина - земля вращается вокруг солнца, но, оказывается в мировом пространстве, т.е. в бесконечности, одно движется по отношению к другому и система Птолемея тоже имеет свой смысл. Не говорю уже о Евклидовой и неевклидовой геометрии, каждая из которых по-своему верна.

Владимир Микушевич   11.07.2020 23:21   Заявить о нарушении
Мне приятно вспомнить разбор Вашего первого примера нашим академиком Владимиром Александровичем Фоком. Он различал в каждой закономерности абсолютную и относительную стороны. Допустим, мы определили движение Земли и других планет, приняв за неподвижный центр положение Солнца. Зная теперь положения и скорости Земли и планет, мы можем пересчитать движение так, как будто неподвижна Земля, это несложно. Оба решения описывают один и тот же процесс движения, и оба правильны. Сам процесс имеет абсолютный характер, но конкретные зависимости скорости-координат от времени относительны - зависят от точки начала отсчета. При этом значительно проще описание при неподвижном Солнце , что соответствует реальной , симметрии пространства - равнозначности всех направлений при неподвижности Солнца.
Математически эта абсолютность может быть явно указана построением в каждой задаче уравнений (Лагранжа), имеющих совершенно одинаковый вид для всех случаев. Этому эквивалентен принцип наименьшего действия - среди всех возможных (виртуальных)движений реализуется то, для которого наименьшее значение примет некоторый интеграл вдоль пути. Например, так получится, что без земного притяжения камень полетит по кратчайшей линии - прямой.

С геометрией дело несколько иначе обстоит. К сожалению, она часто "популярно" сводится к бессмысленному "параллельные прямые пересекаются". Лобачевский дерзнул проверить; нельзя ли построить непротиворечивую теорию, заменив одну из аксиом Евклида такой: через каждую точку можно провести не менее двух прямых, не пересекающихся с данной. Чисто формальное упражнение. Оказалось, что можно, однако такое пространство не вместилось целиком бы в наш мир. Несколько ранее Гаусс пришел к такому же выводу, но побоялся сообщить, вероятно, чтобы не прослыть сумасшедшим (как досталось и Лобачевскому; впрочем, Гаусс , если не изменяет память, добился присвоения тому какого-то почетного титула). Теперь абстрактными построениями никого не удивить...

Николай Старорусский   12.07.2020 16:40   Заявить о нарушении
Благодарю Вас. Так оно и есть, вернее, так и не так. Вселенная и вообще бытие изменяются по мере того, как их познают. В этом, вероятно, и заключается познание.

Владимир Микушевич   13.07.2020 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.