Ирий

Единогласной звуча стихирой,
Паря в космических облаках
Блестящей лентой сияет Ирий -
Из света созданная река.

Летят чудесные девы-птицы,
Неся счастливых в благой приют -
Для них живая вода струится
И боги песни свои поют.

Туман нездешний, туман далёкий,
Ты кем-то соткан как вечный стан,
Отсюда предок голубоокий
Меня проводит в небесный клан.

Недолго будет душе оградой
Витой узор вервяных петель,
Давно забытым, исконным ладом
Меня поманит его свирель.

Поёт ночами на ветке сирин,
Покорна древнему волшебству,
Про светозарный далёкий Ирий,
И я навстречу ему плыву.

29.06.2020


Рецензии
Большое спасибо автору за обращение к такой теме. К своему стыду не знала, что Ирий связан с древнейшими славянскими представлениями о потустороннем мире. С интересом прочла об этом. Сразу вспомнилась Марина Цветаева: "Тот сад... А может быть, тот свет?"... Сама стихотворение понравилось и ритмом своим и рифмами, достаточно точными за редким исключением, а главное - выбором темы, которая очень легла мне на душу. Да, все мы куда-то плывём, и так хочется верить в продолжение нашего жизненного приключения там, за гранью этой жизни...

Ирина Фещенко-Скворцова   06.08.2020 00:39     Заявить о нарушении
Ирина, благодарю за тёплый отзыв!

мне эта тема тоже очень близка, я её периодически поднимаю в своих стихах. Хотя сам я христианин, но дохристианские верования и обычаи предков меня очень интересуют. Я стараюсь больше читать на эту тему и всё чаще склоняюсь к выводу, что изначально у наших славянских предков было единобожие.

Что касается Ирия - это древнеславянский рай (а если точнее - древнеиндоевропейский). По сути, Ирий и Рай - одно и то же. Просто Рай - слово арийского/иранского происхождения. Не в плане, что из персидского языка, а из иранских языков, скифских, сарматских. Примеры: "радуга" - по-португальски, читайте - по-латински - arco-iris (на этом сайте невозможно использовать романскую акцентуацию, поэтому - без неё). То есть - "райская дуга", "рай-дуга".
Просто звук "й" выпал и "райдость", к примеру,превратилась в "радость", то есть "райский дар" или "божий дар". Никаких "РА" с отсылкой к древнеегипетскому богу (который на самом деле Рикха) солнца тут нет, как это разыгрывают псевдолингвисты-неоязычники. Ещё пример, "райшом хорш", пожелание удачи на осетинском языке - реликте скифских.

В стихотворении есть немного моей фантазии. Дело в том, что была ещё "райская река" или Иридан (у кельтов - Эридан), от слов "Ирий" - "рай" и "дан" - "вода, река". у меня в голове возникла аллегория, что рай - светоносная река, текущая по ту сторону Бытия. Вообще, тема реки мне близка, я вырос на реке, впрочем, как и Вы, дорогая Ирина. Считается, что мир усопших находится "по ту сторону воды". В некой стране блаженных. Девы-птицы валькирии несут воинов в Вальгаллу - по сути аналог Ирия у скандинавов.

Около моего дома растут большие остролистные клёны, туда часто прилетает какая-то птица и поёт допоздна, очень красиво. Отсюда мысль о сирин-сирене.

Честно, я не верю в ад, изначально и в христианстве не было идеи ада, я тоже верю в продолжение Пути.

С уважением, всегда Ваш земляк Вячеслав.

Вячеслав Шатохин   06.08.2020 09:37   Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю - за интересные разъяснения и авто-анализ,раскрытие темы стихотворения.

Ирина Фещенко-Скворцова   06.08.2020 11:15   Заявить о нарушении