М. Ветик История одного портрета
…Минск, городской парк, полная раздумий прогулка по витьеватой аллее с уютными лавочками, на которых кое-где воркуют влюблённые парочки. И… одинокий художник-портретист. Этот пожилой мужчина почему-то сразу к себе расположил. Бывает такое, когда видишь впервые человека, а ощущение, что знаешь его всю жизнь. Мы часто проходим мимо уличных музыкантов и художников. То удручённые суетой и нехваткой времени, то просто не желаем расставаться со своими кровными, подсознательно прикидывая, что эти деньги лучше потратим на что-нибудь полезное… А мне в этот раз действительно захотелось порадовать свою душу и, наперекор меркантильному разуму, согласиться на портретик. Мы часто о чём-то мечтаем, чего-то хотим, постоянно откладываем на потом. А будет ли это потом?
Так в моей жизни появился уличный портретик неизвестного тогда для меня художника. Прошло с тех пор более 10 лет, но до сих пор в памяти отложились его добродушие и необычная подпись в уголке рисунка А-4 формата – «Ветик». «Почему не Светик? – долгие годы игриво донимал меня мой разум. Я думал, что это псевдоним или кличка среди узкого круга друзей-художников. А ведь нет – это фамилия! И узнал об этом я благодаря всемогущему Гуглу. Решил забить в поисковике замысловатый автограф из былой юности и вот сюрприз – целая статья о моём талантливом герое. Вдохновлённый прочитанным, я сразу же выдал коротенькое посвящение магу искусства, которое и легло в основу рецензии на «Арбатского художника»:
И я художнику доверил
Однажды облик свой усталый,
Раскрыв тем самым в душу двери…
И он зашёл, тепло оставив.
Также, друзья, очень хочется с вами поделиться и самой статьёй о художнике Михаиле Ветике:
Информационный городской портал
Агенство «Минск-Новости»
Автор статьи – Полина Шандарак
Художник с блестящим образованием больше 30 лет
рисует портреты в столичных парках
***
Сколько клиентов у уличного художника, зависит ли цена рисунка от времени работы над ним и зачем пожилой портретист периодически отжимается от скамейки? Эти и другие вопросы корреспондент агентства «Минск-Новости» задала 83-летнему Михаилу Ветику, который вот уже три десятилетия рисует портреты на улицах и в парках столицы.
Глядя на работы художника, которые он расположил на скамейке в парке Челюскинцев, не верится, что нарисованы они простым карандашом, настолько живыми кажутся лица. У их автора получается все передать до мельчайших деталей: пластичность линий, эмоции, чувства. Михаил Афанасьевич — профессиональный художник-график, иллюстратор, оформитель книг. Изобразительным искусством заинтересовался еще в первом классе. После окончания школы поступил в художественное училище в Ворошиловграде (сейчас это Луганск), затем была Всероссийская академия художеств.
— Всегда мечтал учиться, где и великие русские художники, — говорит собеседник. — Люблю творчество Кипренского, который тоже там учился. Он писал портрет Пушкина. Это ему поэт посвятил строки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Путь в академию у Михаила Афанасьевича не был простым. Пробовал сразу после училища — не прошел. Однако любимое дело не забросил, ходил с этюдником на природу, выбирал мотивы и писал с натуры. Потом 2,5 года служил в армии в Красноярском крае. Частенько брал кисть и рисовал, участвовал в конкурсах, занимал призовые места.
— Незадолго до дембеля собрал работы и отправил в академию. Оттуда в штаб пришла бумага, что меня ждут на вступительные экзамены. Но ее спрятали и мне ничего не сказали. Об этом узнал от писарей, — вспоминает художник. — Я грезил учебой, поэтому поехал к майору и просил, чтобы тот написал приказ о моей демобилизации.
…Уже через два дня Михаил сдавал экзамены. Судьба благосклонно отнеслась к мечтам парня — его зачислили на факультет графики.
— Отучился, защитил диплом с отличием. На преддипломную практику поехал в Беловежскую пущу, хотя поступали заявки из Владивостока, Ярославля и Эстонии, — вспоминает Михаил Афанасьевич. — Меня воспитали патриотом, поэтому вернулся на родину, в Беларусь.
М. Ветик преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, сотрудничал с издательствами, оформляя книги.
А вот на городских улицах он творит уже больше 30 лет. И хотя владеет всеми графическими и живописными техниками, больше любит рисовать портреты — карандашом.
— Нужно быстро и точно почувствовать человека, характер. Иногда получается, а бывает, не попадаю. Те, кто позирует, иногда словно надевают маску, чтобы скрыть свое «я», — поясняет художник.
Ему нужно от 15 минут до часа, чтобы нарисовать портрет. На цену это никак не влияет. Берет недорого.
— Количество клиентов каждый день разное. То ни одного человека, то три, а бывает, даже очередь выстраивается, — признается Михаил Афанасьевич. — Когда смотрят в мою сторону или стоят надо мной, меня это совершенно не смущает. Если взялся за карандаш, остальное уже не волнует.
В перерывах между работой художник отжимается от скамейки и делает зарядку.
— Должен быть всегда в форме, как физической, так и рисовальной, — объясняет собеседник. — Мой девиз: «Ни дня без линии!»
— А если нет вдохновения? — интересуюсь. — Художники — люди творческие…
— Не жду, пока оно придет. Нахожу его сам. Рисование доставляет наслаждение, этим и живу.
Автор коллажа – Игорь Субботин
Фото – Полина Шандарак
Свидетельство о публикации №120062908050
Татьяна Цыркунова 30.06.2020 09:48 Заявить о нарушении
Игорь Субботин Гродно 01.07.2020 18:43 Заявить о нарушении