Пунктуация

Заглавные буквы несут вертикаль,
Как вздохи, стекают к земле запятые,
А тоника-точка – остывшая сталь.
Тире – словно мостики береговые.
Осталось пространство, в котором шепнуть:
"Я здесь, будто дома, и мне безопасно".
А нынче бесформенность – новая суть,
Но я остаюсь – где логично и ясно.

2015

Без пунктуации пишу, лишь когда того требует внутреннее состояние стиха. Пунктуация – великая вещь! Как и любой знак, цифра, нота.

_______________________________

2022 год

Сколько лет прошло! А до сих пор у меня отношение к пунктуации то же. Всё чаще вижу в ленте фб, где в друзьях люди пишущие, стихи в этой новой смартфонной моде - маленькими буквами нечто бесформенное, без пунктуации. Вот почему, интересно, в нормальной прозаической речи они продолжают употреблять пунктуацию, не превращая свои мысли в бесформенный поток, а над ритмической мыслью так издеваются?
Это ведь не от свободы, а от лени родилось, от нежелания носить карандаш и тетрадку, а надиктовывать на телефон, который не ставит никаких точек и запятых.
Открывая любой поэтический виртуальный журнал, ты видишь всё те же одинаковые ряды слов, потому что нынче мода такая. Почему-то становится противно...
Конечно, я не буду ей следовать. Как не следовал, например, Бах, и всё писал свои фуги в то время, как уже его дети в другом стиле находились.
Нет у меня потребности следовать за модой. И хорошо, что нет потребности в этом узкопрофессиональном поэтическом мире самоутверждаться, ведь иначе пришлось бы делать как все.
Единственное, с чем не согласна теперь в этом стихе своём -  с ощущением безопасности от пунктуации. Это не защитное поле и даже не поле ясности. А просто поле здравого смысла личности, которая не хочет следовать общепринятому.
Нынешнее поколение очистило поэтическую речь от знаков. Пусть спросит себя - для чего? И не пойдёт ли потом поэзия, как и музыка пошла, в некую атональность и бесформенность, в разрушение всех внутренних связей? Кто может слушать музыку атональную и наслаждаться ею и утешаться ею? Душа может жить без мелодии?
А Мелодия - это знаки на пути, всяческие динамические оттенки, тонкости, претыкания, расширения, остановки. Многообразие то есть. А не бесформенность. Множество деталей. Как сказал бы Пастернак, Ягайлов и Ядвиг. Потому что в каждом таком знаке и значке есть "я".
Это моя принципиальная позиция.
Перечтите стих Пастернака "Давай ронять слова" и остановитесь на каждом слове, каждой детали, каждой запятой. Неужели эти запятые, эти вопросительные знаки в ритмической речи перестали быть ценными?
Те же, кто считает, что стихи современности должны быть непременно бесформенными, пусть уже идут до конца: превращают в бесформенный поток и свою прозаическую речь, и глядя на всё это, куда-нибудь валятся в поток неуправляемого бессознательного и хтонического безумия.


Рецензии