Стихия городского романса - возвращение гитары
Символом обновления стала Москва 1957 года. Раскованная, добрая, помолодевшая столица встречала фестиваль. Моя мама была тогда еще ребенком, но помнит эти дни очень четко, особенно, как на ВДНХ встречали индийскую делегацию. Она часто об этом рассказывает, особенно про встречу в парке Горького, когда рядом с ними, любопытными девчонками, села рядом на лавочку знаменитая и любимая многими Наргис.
Когда сейчас пересматриваешь эти давние кадры хроники, то в их черно-белом формате угадываешь атмосферу, предопределившую многие искания и открытия и в литературе, и в театре, и в кинематографе.
И вот в эти светлые годы юности наших родителей произошло возвращение гитары, которая многие годы упорно изгонялась из быта. Ей предпочитали оркестры из труб и барабанов. Но "оттепель" разморозила многие понимания и чувства. С ними ожила и гитара.
На экране пели:
Что так сердце, что так сердце растревожено...
Пели тепло и сердечно. Это поразило и заразило всех. Просто многое из того, что сегодня нам кажется пустяком, воспринималось тогда как малый глоток свободы. А впереди шел "надежды маленький оркестрик", шел лучший отряд советских бардов. Их записали в дилетанты. А они и были любители. Но любители от слова " любить"!
Они любили жизнь, поэзию, песню. И потому их сразу захватил кинематограф. Как самое демократичное из искусств, он нуждался в этой простой, человеческой, сердечной поддержке. Но не все проходило гладко. На первом своем концерте в Доме кино Булат Окуджава был встречен словами "пошлость", "мещанство". Статья о Юлии Киме в " Комсомольской правде" называлась "Осторожно, пошлость!". Но процессы начавшиеся в обществе, были не обратимыми. Очень многие заявили о себе в тот период: и писатели, и кинематографисты, и барды. А.Володин, В.Розов, Э.Радзинский, Ю.Трифонов, Г.Шпаликов, М.Хуциев, П.Тодоровский. В искусство пришли достоверность, правдивость и оптимизм. Это был уже не показной, ложный оптимизм, просто время было действительно веселое и оптимистичное, как гитара с красным бантом в руках искуссного музыканта!
Свидетельство о публикации №120062607546