003. 1. мои экспр. для стихов СБ. 3. 1

*****прочитала:
на «Метель» (Андрей Вербин)
http://stihi.ru/2018/06/02/4738
***** http://stihi.ru/avtor/wewerewka100

Метель, пурга и просто снежный шквал
Довлеть мечтает,
Превратив
Цветное — в белизны мотив...
Под сопками сугробов — их, ведь, намело,
Цветное отдохнёт:
Там сухо и тепло...
Зверьки и таракашечки
Двойной природы плед —
Из листьев сброшенных и снега — напорошенного...
Экс

Натали Ривара   26.06.2020 19:47   •
**************
::::::::::::::
*****;прочитала:

на «Возвращение» (Тина Строк)
http://stihi.ru/2020/06/15/270
*************
Тина!
Замечательно !
Продуманно!
Очень интересно!
***
Здесь, на Грешной Земле,
Где босые и сирые
В постоянной борьбе
За достоинство — выживать:
Не отменят поклоны хвастливые —
Тех — бездушных,
Вот им благодать...
Ни упреков себе, ни совести —
Злы, завистливы и коварны:
Их каверны — страшнее чахоточных,
Даже смерть не исправит
Настолько горбатых...
Зарекаться не могут от зла,
А, ведь, молятся богу упорно...
Не от худа и не от добра — не касается их *душевная непогода*...
Экс

Натали Ривара   28.06.2020 00:08   
**********
:::::::::::::
******прочитала:

на «Чугунные изгибы» (Грабежева Татьяна)

Татьяна!
Мне понравилось стихотворение и находки:
* Природа за окном транслирует кино.*(с)
http://stihi.ru/2019/01/12/4185
*****
***
Романтика дороги!
Доступность!
Билет купи —
По стоимости в кассе
И внутри — махины многотонной — с надежностью — твой дом
На полочке плацкарта или — купе-вагон...
Отсчетом километров — двинет время — путь
И искренность эксперимента
Себя не обмануть
И не сбежать под стуки с — с зазором — стыки рельс...
Нам надо — тпк немного
Почувствовать движение — без...
Экс

Натали Ривара   27.06.2020 19:21   • 
**********
:::::::::::::::
*******
*****прочитала:
на «К чашке кофе...» (Антонина Тишова)
http://stihi.ru/2020/04/15/842
*********
Антонина!
Сбывается,если сердцем приглашается!
Замечательно!

***
Пусть горчит только кофе в чашке,
Сваренное с добавкой щепотки соли и корицы!
Счастье — безоблачно,
Когда оба
От другой горечи умеют отстраниться:
Мало ли что происходит,
Ветка в лесу ударит,
Руки измазались пылью — на это — не осердиться...
Вот тогда
Радость двоих —вдохновенна,
Длительна,
Неизменна!
Экс

Натали Ривара   27.06.2020 13:23   • 
******
::::::::::::::
*****прочитала:

на «003. Мысли» (Антонина Тишова)
http://stihi.ru/2020/05/11/8327
************
Антонина!
Кратко и емко — чудес резюме:
Смотрим и видим:
Нам предначертано — где
Знаками, точками,
Встреч лаконизмами...
Экс
****
Замечательно!

Натали Ривара   27.06.2020 13:13   •
**************
:::::::::::::
*****прочитала:
на «вдохновение» (Сакаледа)
http://stihi.ru/2012/05/22/2930
**********
Людмила!
Красиво ипсихолошически точно!
Замечательно!
***
Письмо, конспект, да тайны дневника
Ннеспешной появляются строкой
И часто день за днём — мысль подбирает значимость и важно
Лишь регулярно за столом в тиши сидеть...
Но если стихо-мысли
Их — ловить:
Они-то появились,
А не запишешь,
Дальше в Космос унеслись!
Держи блокнотик при себе
И чем листочки заполнять бегущею строкой...
Экс

Натали Ривара   25.06.2020 10:05   •
*************
::::::::::::::
*****

*****

Наиболее типичные для данного этапа творческого пути Скрябина образы-состояния сконцентрировались в Поэме экстаза. Это одна из кульминационных точек всего его творчества и, наряду с Третьей симфонией, один из его шедевров.

Примыкая к кругу идей и образов, затронутых уже в симфониях, Поэма экстаза в то же время является качественно новой ступенью симфонизма Скрябина. Драматические, трагедийно-сумрачные образы, характерные для симфоний, здесь уже не занимают такого видного места. Зато в выражении исключительных, предельно восторженных приподнятых душевных переживаний это произведение не имеет себе равных.

Еще в 1906 году Скрябин издал отдельно стихотворный текст Поэмы экстаза. Однако сам композитор сознательно не напечатал его при партитуре в качестве программы. «Дирижерам, которые захотят поставить Поэму экстаза, всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел бы, чтобы относились сначала к чистой музыке»,— писал он. Это лишний раз показывает, что Скрябин, хотя и стремился связывать свое творчество с отвлеченными философскими положениями, был прежде всего великим художником-музыкантом, для которого первенствующее значение имела все же сама музыка, ее специфическое образное содержание.

Со стороны формы Поэма экстаза является, по существу, одночастной симфонией или, точнее, как бы первой частью симфонии, и следует в основных чертах традиционной сонатной схеме. Однако схему эту Скрябин трактует очень свободно. Главная, бросающаяся в глаза особенность формы произведения — необычное количество (до десяти) ярко контрастных музыкальных тем. Большинство их отличается краткостью и рельефностью, «броскостью». Подобно важнейшим темам Третьей симфонии, они играют роль своеобразных лейтмотивов — носителей определенного образно-смыслового значения.

Сходно с первыми двумя симфониями, Поэма экстаза начинается чуть слышным трепетным фоном, на котором вырисовывается нежная, извилистая по рисунку тема, так называемая «тема томления». Это — обычное медленное вступление. В конце его появляется в сверкающем «металлическом» звучании трубы лаконичная, прорезающая вибрирующий фон новая тема — «тема воли».

Следующие далее друг за другом темы основной части Поэмы резко контрастны в отношении темпа, ритма, общего характера. Сперва звучит созерцательная, спокойная «тема мечты». Ее сменяет порывисто устремленная «тема полета», быстро взлетающая вверх и внезапно обрывающаяся. На время утверждается новая певучая мелодия солирующей скрипки (определяемая как «тема возникших творений»). Она начинает шириться и расцветать, но внезапно ее развитие пресекается беспокойным кратким мотивом засурдиненных валторн: это

Предчувствия мрачного
Ритмы тревожные
В мир очарованный
Грубо врываются,—

как говорится в стихотворном тексте Поэмы. Впрочем, «тема тревоги» возникает лишь на краткий миг - ее вытесняет «тема воли». Вслед за этим впервые появляется «тема самоутверждения», тоже излагаемая трубой. Это ярчайшая, наиболее впечатляющая и запоминающаяся тема Поэмы экстаза. Она помечена Скрябиным ремаркой: «с благородным и мягким величием».

Скрябин. Поэма экстаза

Вновь возвращающаяся «тема томления» теперь широко развивается, приобретает выражение восторженного упоения. Но снова...

Грозной волной
Бурно вздымается
Ужасов диких
Толпа безобразная;
Все поглотить
Она угрожает.

Развертывается битва... Беспокойно звучат у труб «ритмы тревоги»; стихийно вздымаются и обрушиваются клокочущие волны у струнных и деревянных духовых инструментов; этот звуковой вихрь прорезает «тема самоутверждения», окрашенная теперь трагически. В низком регистре слышится угрожающая, изломанная «тема протеста». Но снова на первый план выдвигается «тема самоутверждения», достигая на этот раз огромного размаха. Она приводит к эпизоду, основанному на перекличке «темы воли» в разных регистрах, отличающемуся колоссальным напряжением. Это, по выражению современника Скрябина, критика В. Каратыгина, один из имеющихся в Поэме экстаза «титанических подъемов, до-скрябинской музыке неведомых». Последующее развитие «темы самоутверждения» доходит до ослепительного лучезарного сияния. Затем свет постепенно меркнет; вновь звучит «тема воли», подводя к репризе.

В репризе сумрачные образы почти вовсе исчезают. «Ритмы тревожные» приобретают теперь светлый, радостно возбужденный характер. Чувствуется неуклонное приближение «творческого духа» (по терминологии Скрябина) к конечной цели:

На крыльях могучих
Новых исканий
В область экстаза
Он быстро несется.

Поразительно передан в музыке этот последний безостановочный, как будто задыхающийся полет. «Тема воли» превращается к концу в сопровождающий фон, напоминающий сверкающий перезвон. К звучанию полного оркестра присоединяются дополнительно орган, удары колокола. Эту кипящую звуковую массу прорезает грандиозно расширенная «тема самоутверждения» в могучем звучании объединенных восьми валторн и трубы.

И огласилась вселенная
Радостным криком: Я есмь! —

пишет Скрябин в тексте Поэмы.

Внезапно этот звенящий, сверкающий, в буквальном смысле ослепляющий океан звуков на краткий миг замолкает. И вот тихо, со сдержанной страстью скрипки запевают мелодию, сливающую воедино элементы тем «томления», «полета», «самоутверждения». Ее звучание мощно нарастает и приводит к величаво-торжественному заключительному, длительно выдерживаемому аккорду.

Поэма экстаза производит неотразимое впечатление на слушателя. Воплощенный в ней колоссальный «заряд» жизненной энергии, огненной страстности, гигантской волевой мощи позволяет этой музыке до сегодняшнего дня сохранять силу воздействия. Несмотря на значительную усложненность выразительных средств Поэмы экстаза, особенно ладо-гармонических, они все же не порывают связи с закономерностями классического музыкального мышления. Показательно, в частности, что произведение заканчивается самым «классическим» аккордом — До-мажорным трезвучием (тоникой основной тональности Поэмы). Его появление в конце органически связано с содержанием: все коллизии разрешаются в высшей гармонии, воплощаемой этим консонирующим аккордом. После предшествующей напряженной диссонантной музыки он звучит особенно светло, оптимистически утверждающе.

В Поэме экстаза окончательно определился оркестровый стиль Скрябина. Характерно для него обращение к очень большому составу оркестра (в двух последних произведениях включающего орган), так как чисто физическая мощь звучания была для Скрябина одним из необходимых выразительных средств. Однако к максимальной насыщенности он прибегал лишь в кульминационных моментах. Не менее характерны для скрябинского оркестра предельно прозрачные, воздушные звучания, тонкое использование тембров солирующих инструментов. При этом некоторые из них становятся неотъемлемой принадлежностью определенных типов тем-образов: скрипка соло обычно применяется для утонченных лирических тем, темы волевые, героические неизменно поручаются трубам.

Источник: http://www.scriabin.ru/bio31.html
***************
&&&&&&&








***************
:::::::::::::::
**********


Рецензии