А на самом деле...

    «Начиная от исхода средневековья, духовная жизнь Европы обнаружила две основные тенденции: освобождение мысли и веры от власти любых авторитетов, иначе говоря, борьба осознавшего себя полноправным и суверенным рассудка против господства  Римской церкви, и, с другой стороны, тайная, но настоятельная потребность рассудка в узаконении этой его свободы, в новом, исходящем из него самого и адекватном ему авторитете. Обобщая, можно утверждать: в целом дух одержал верх в этой, иногда причудливо противоречивой, борьбе во имя двух принципиально противоположных целей. Стоила ли эта победа бесчисленных жертв, принесенных со имя  ее, достаточно ли совершенен нынешний порядок духовной жизни, долго ля он продержится, чтобы оправдать все страдания, судороги и аномалии - от процесс против еретиков и сжигания ведьм до впавших в безумство пли наложивших на себя руки  "гениев", - заниматься подобным вопросом нам не дозволено.
    Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем  ли мы за ним какой-то "смысл" или не признаем, - все это в равной мере лишено значения. Отгремели и вышеупомянутые бои за "свободу" духа; полностью сбросив опеку церкви, а частично и государства, дух в конце фельетонистической эпохи обрел неслыханную и для него самого невыносимую свободу, однако он так и не нашел им самим сформулированного и уважаемого закона, нового авторитета, истинной  легитимности так и не обрел. Право, удивительны приводимые Цигенхальсом примеры продажности, самоуничижения духа в те далекие времена...
...................................
    Читались тогда и публичные лекции, мы обязаны коротко остановиться и на этой несколько более благородной разновидности фельетонизма. Как специалисты, так и интеллектуальные проходимцы всех мастей предлагали бюргерам тех времен, по-прежнему приверженным к потерявшему свой былой смысл понятию  "образование",  помимо статей, еще и бесчисленные публичные лекции: не только в виде отдельных речей по случаю того или иного торжества, а в массовом порядке, наперебой конкурируя друг с другом. В городе средних размеров каждый бюргер или его супруга имели тогда возможность раз в неделю прослушать какой-нибудь доклад, в крупных  же городах такая возможность выпадала чуть ли не ежедневно; докладчики распространялись перед слушателями о какой-нибудь теории, разглагольствовали о  художественных произведениях, поэтах, ученых, исследователях, кругосветных путешествиях, и присутствующие оставались при этом совершенно пассивными, в то время  как  предполагалось, что они имеют какое-то отношение содержанию докладываемого или, по крайней мере, знакомы с темой, готовы к восприятию ее, хотя в большинстве случаев это было не так. Читались тогда занимательные,  темпераментные или остроумные лекции, например о Гете...»
__________________________________«Игра в бисер» Герман Гессе

Суверенен в мире только разум.
С ним и борется веками тьма.
Одурачить мир пытаясь разом.
Одним махом всех свести с ума.

Я из всех свобод одну лишь знаю.
- То свобода мысли и мечты.
Можешь в мыслях ты ходить по краю,
и свободным быть от суеты.

Можешь ты в мечтах над облаками,
словно птица вольная парить.
Землю можешь всю обнять руками,
и Вселенную людям дарить.

Разум может быть лишь суверенным.
Невозможно ум поработить.
Он сияет камнем драгоценным.
Но, его нельзя нигде купить.

Ни в торговых лавках, ни в пассажах,
он не продавался никогда.
Ни на рынках, ни на распродажах,
разум - это право не вода.

Смысл существования лишь в счастье.
Но, как счастье людям обрести,
если разрушать со сладострастием,
всё, что подвернётся на пути.

А на самом деле - всё игра,
состоит из букв, знаков и чисел.
Научиться бы давно пора,
всем играть на нашей земле в бисер.

                24.06.2020

Фото из интернета, спасибо автору.


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.