Берлин Маши КалЕко. Яна Вайс
«Париж так прекрасен...Но - жить, жить — в Берлине...»,
— так писала Маша КалЕко (1907 - 1975), восхваленная и охаянная поэтесса Берлина двадцатых - тридцатых годов, возвращаясь из поездки по Франции домой в 1932-м. В Берлин - город, ставший становым хребтом ее жизни и творчества. При этом она, галицкая еврейка, в шестнадцать лет приехавшая со своими родителями в немецкую столицу, поначалу чувствовала себя там чужачкой.
Местом их жительства стало Шпандауское Предместье, квартал, населенный бедными восточноевропейскими евреями, париями тогдашнего общества.
Маша не афишировала свое происхождение. Она старалась приспособиться, сойти за свою. С присущим ей чутким языковым чувством она вслушивалась в берлинский говор. Так она обрела тот ноншалантный тон, который стал характерен для ее лирики.
После окончания школы она пошла учиться на стенографистку. Профессия не приносила ей удовлетворения. Она предпочла бы учиться в университете, но времена были неблагоприятны. Инфляция и массовая безработица довлели над берлинской жизнью. Время для занятий по душе оставалось ей только после отупляющего своей монотонностью рабочего дня. Она посещала университетские курсы по философии и психологии и открыла для себя сочинительство.
Бегство из обыденности в поэзию
———————————————————————
От обыденности Маша спасается бегством в поэзию. И поэтизирует в ней обыденность. В противовес чувствительности традиционной лирики она начинает писать в новом стиле, который в своей деловитости и вправду напоминает канцелярскую корреспонденцию. В своих стихах она зарисовывает жизнь большого города, сопереживает тяготам жизни маленьких людей, исследует человеческие отношения в атмосфере анонимности метрополиса.
Машин Берлин - это Берлин молодых секретарш и служащих, ищущих в суете большого города свое маленькое счастье.
Со своими 4 000 000 обитателей Берлин был третьим по величине городом мира после Лондона и Нью-Йорка
На улицах его царила шумная суматоха и кутерьма.
Берлин двадцатых, конечно же, был далёк от идиллии, как наглядно показывает стихотворение КалЕко «Весна над Берлином»
Здесь она иронически обыгрывает знаменитое романтическое стихотворение Эдуарда Мерике:
«Ленту синюю весна
Кружит в воздухе безбрежном,
ароматом сладким нежным
наполняет мир она...»
(Перевод Левдо)
А описанная Машей КалЕко «Любовь в большом городе», кажется, и не заслуживает этого названия - так она мимолётна и неромантична.
Смесь меланхоличности и веселости, задающая камертон этих стихов, скоро становится отличительным знаком её поэзии.
Она подходит к предметам своей поэзии и иронично и с чуткостью, и как будто непринуждённо болтая между делом, мастерски передает мироощущение двадцатых годов в своих сочинениях.
Совсем скоро берлинские газеты начинают публиковать её стихи.
Тираж её первого сборника «Тетрадь лирических стенограмм», вышедшего в 1933-м году в престижном издательстве «Ровольт», раскуплен в кратчайший срок.
Маша КалЕко становится восходящей звездой берлинской литературной сцены. В «Ромнтическом Кафе» на Тауэнтциенштрассе, тогдашнем месте встречи литературного авангарда, она знакомится с известными литераторами того времени - Эльзе Ласкер-Шюлер, Куртом Тухольским, Йоахимом Рингельнатцом, Эрихом Кестнером.
Она участвует в дискуссиях, предается игре воображения, пишет.
В ней видят воплощение нового типа женщины двадцатых годов — уверенной в себе и независимой.
Но за «ослепительным десятилетием» Берлина следует «великое затмение», как позже охарактеризует его, оглядываясь назад, Маша КалЕко.
1935-м году она как еврейская писательница попадает под запрет на профессию, в 1938-м, за два месяца до «хрустальной ночи», вместе с мужем и сыном покидает Берлин и эмигрирует в США.
Семья поселяется в Нью-Йорке. Маша скоро настолько овладевает английским, что начинает зарабатывать на жизнь написанием рекламных текстов и переводами.Но сочинять стихи она в состоянии только на родном языке.
Она тоскует по потерянной большой и малой родине — по Германии и по Берлину. В то же время воспоминания о стране, из которой её изгнали, и крайне болезненны и тягостны для неё.
Только спустя 10 лет по окончании войны Маша КалЕко решилась на первую поездку в Германию. Она вновь свиделась с Берлином и свидание это потрясло её. Берлин лежит в развалинах и Маша осознает,
что «её Берлин» навсегда исчез. Приходит время отпустить его от себя. Любимый, однажды уже потерянный город...— теперь Маша КалЕко окончательно прощается с ним. Ещё пару раз она бывает там с визитом.
Но жить, «жить в Берлине», как она желала ещё в 1932-м году, она больше никогда не будет.
В 1975-м году поэтесса умирает в Цюрихе.
На доме номер 10/11 на Блейбштрассе в Берлине, где она жила перед эмиграцией, теперь висит мемориальная доска.
Яна Вайс «Берлин Маши КалЕко»
Свидетельство о публикации №120062302944