Высшая математика религии как путь к истине
Е.А.Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
• ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА: Бог-Отец = Бог-Сын.
В оригинале: «Я и Отец — одно» (Иоанн 10:30).
Оно скрывает в себе великое христианское таинство — тождество Богочеловека и сверхъестественного всеведущего, всемогущего и всеблагого Высшего Существа, Бога. Оно открывает путь к Великой Победе над смертью и наследованию божественного престола «Сидящего на престоле и Живущего во веки веков»:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство,
и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12).
• ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ИНДУИЗМА: Атман = Брахман.
В оригинале: «Атман есть Брахман».
Оно содержит великое ведическое таинство — тождество индивидуального духа ЛЮБОГО человека (атмана) и безличного Абсолюта — Брахмана. Оно открывает путь к Высшему Освобождению из круговорота рождений-смертей, Мокше.
• ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ БУДДИЗМА: Пробуждение = Нирвана
Под Пробуждением в буддийском Учении — Дхарме — имеется в виду не пробуждение от периодического физиологического сна, а Пробуждение от вечной пожизненной спячки в сонном царстве сознания. Именно в этом психическом царстве-государстве пребывает подавляющее большинство людей на Земле.
Подобно сказочному мечу-кладенцу, дихотомическое (двойственное) сознание в процессе восприятия рассекает надвое истинное единое и неделимое бытие, Высшую нераздельную и недифференцированную реальность, мир психофизического Единого, что и приводит к погружению человека в сонное царство сознания и психическое королевство кривых зеркал. Как луч света преломляется на границе двух сред, создавая превратное, искажённое, «кривое» представление о реальности, так и истинная реальность психофизического Единого преломляется сквозь призму колдовского дихотомического сознания и кривое зеркало ума.
В этом психическом дихотомическом королевстве кривых зеркал субъект восприятия (человек) отделён от объекта восприятия (от атома до Вселенной), что неизбежно приводит к искажению восприятия, вызванному колдовской работой дихотомического сознания. Подобным образом искажается как собственное отражение, так и окружающий мир при взгляде на водную поверхность, по которой бегут волны. Эти психические «волны» порождает именно колдовская работа дихотомического сознания, покрывающего истинную реальной Единого пеленой Майи. Искажение восприятия приводит к заблуждениям человеческого разума, работа которого основана именно на анализе информации, которые дают органы чувств. Кандалы разума, выкованные дихотомическим сознанием, приковывают человека, подобно Прометею, к миру психических иллюзий и ментальных конструктов, не имеющих ничего общего с Высшей реальностью Единого. Таким образом дихотомическое сознание, двумя основными инструментами которого служат восприятие и разум, обрекает человека на невежество, на незнание истины (Авидья).
Всю колдовскую работу сознания выполняют дхармы, элементарные частицы психики, которые существуют наряду с элементарными частицами физики (кварками, протонами, нейтронами, электронами и т.д.). Их действие подобно бурному воздействию молекул воздуха, которые гонят ветер и поднимают волны на зеркальной глади моря. Когда психический шторм-ураган дихотомического сознания стихает и волнение дхарм успокаивается, то на зеркальной глади психики отражается истинно сущее мира, мир такой, каков он есть на самом деле, мир в своей нераздельной, недифференцированной и недихотомической Таковости (Татхата). Это и есть психическое состояние Пробуждения, или блаженного покоя нирваны, которое описывается как угасание огня или затихание ветра, то есть состояние мёртвого психического штиля, не омрачённого ни единым дуновением невежества, страстей и аффектов.
Пробуждение от сладких грёз со-знания, со-причастного истинному Знанию, но неравного ему (со-Знание есть со-причастность Знанию, но не само это Знание), означает обретение самого Высшего Знания, или чистого Знания-Видения (санскрит — Джняна-Видья), которому доступна без работы органов зрения и головного мозга неискажённая Высшая реальность Духа. В акте Пробуждения снимается двойственность сознания, делящего мир на «я» и «не-я», на субъект и объект, на наблюдателя и наблюдаемое, на человека и Вселенную.
Когда дихотомия сознания устранена, тогда психика и физика сливаются в Высшее состояние Единого Ума (Экачитта), пребывающего не в голове, а в иной, трансцендентной и трансперсональной реальности Единого. Это и есть состояние нирваны — состояние Свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Эту полноту бытия древние греки, любители мудрости, называли Плерома.
Когда дихотомия сознания устранена, тогда субъект (человек) сливается с объектом (Вселенной) в Единое Целое. Тут впору молвить слова индуистского мудреца Уддалаки: “tat twam asi” («то ты еси», или, что равнозначно, «ты — это то»). В индуистской философской школе адвайта-веданте (недвойственной веданте) это великое изречение (махавакья) означает слияние индивидуального духа — атмана — со Вселенским Духом — Брахманом. Таким образом, Пробуждение и покой нирваны буддизма равнозначны Мокше, Великому Освобождению в индуизме. Именно Пробуждение дарует Освобождение из бесконечного круговорота жизни-смерти под названием «сансара» и обретение блаженного покоя нирваны.
А человек, достигший Пробуждения, становится Буддой (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит, наряду с латынью, немецким, литовским и многими другими славянскими, германскими, романскими и т.п. языками, относится к индоевропейской языковой семье).
ДУАЛИЗМ НАУКИ И ТРОЙСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
По своей сути все три уравнения равны между собой. Они описывают один и тот же мир, но с разных, порой диаметрально разных точек зрения.
Подобная множественность описания присуща и науке, математической физике. Например, при описании света, который обладает как корпускулярными (масса, энергия, импульс), так и волновыми свойствами (длина волны, частота, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация), используются различные виды уравнений.
Это присуще и обыденному взгляду на мир, где есть вид спереди, сбоку, сзади, в фас, в профиль, в три четверти и т.д. В каждой из этих проекций мир и объект наблюдения меняется. Нарисованное изображение Бога можно увидеть, например, если смотреть на икону, на холст или на лист бумаги прямо перед собой, а вид сбоку на тот же холст или лист бумаги приведёт к выводу, что Бога нет. Изображения-то не видно! (Наверное, правы мусульмане, запрещающее изображать Бога. Бога изобразить невозможно!)
Но если наука пользуется понятиям дуализма, двойственного описания одной и той же реальности, то в религии множественность одной и той же ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ уже дуализмом не ограничивается. На примере трёх уравнений высшей математики религии видно, что речь идёт уже не о дуализме, а как минимум о тройственности описания ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Во-первых, это монотеизм христианства, в котором есть Высшее Существо, Бог, являющийся одновременно Творцом, Вседержителем и Промыслителем мира.
Во-вторых, это пантеизм индийской философской школы адвайта-веданты. В ней есть ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — безличностный Абсолют, Брахман, скрытый за иллюзорной пеленой Майи, а сам мир нереален. Сам Брахман творцом не является, Творцом мира служит колдовская сила — Майя.
С третьей точки зрения, это атеизм буддизма, в котором нет ни личного Бога, ни безличного Абсолюта, а есть только непрерывное волнение дхарм, извечный поток которых творит как материальный мир, так и самого человека.
Три различных уравнения описывают один и тот же мир с трёх разных проекций, с трёх разных точек зрения, путём разных слов, понятий и представлений: Богочеловек и Бог, атман и Брахман, волнение дхарм (сознания) и покой нирваны.
Сами эти вербальные понятия относятся к низшей реальности: реальности человеческих слов, реальности зрительных образов, реальности нашего представления о мире. Низшая реальность — это проекция иной, ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, Мира, как он есть на самом деле, Мира в своей Таковости.
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ИЛИ МИР ТАКОЙ, КАКОВ ОН ЕСТЬ
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ невыразима, несемиотична (неописываема словами) и недвойственна. Она доступна только Высшему Знанию, Гносису. Три примера познания ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ посредством Высшего Знания:
1) В христианстве Высшее Знание становится доступно Богочеловеку, Богу-Сыну, открывшему книгу жизни, «написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями», находившуюся «в деснице у Сидящего на престоле». За исключением «Агнца закланного» «никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё». Так утверждает Откровение Иоанна Богослова.
Обретя Высшее Знание, запечатлённое в апокалиптической «книге жизни», Богочеловек становится способен познать ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, реальность Творца и Вседержителя мира.
Более того, смертный человек, «Агнец закланный», одержав Высшую Победу, становится Богом-Сыном!
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откровение, 21:5-7).
2) В индуизме ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ достигается путём слияния, тождества атмана и Брахмана.
Вспомним 4 великих изречения Упанишад:
1. «сознание — Брахман»
2. «атман суть Брахман»
3. Тат твам аси — «то ты еси», или «ты — это то»
4. «Я это Брахман»
3) В буддизме эта ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ постигается путём Пробуждения от грёз со-знания и обретения истинного, сверхразумного Высшего Знания, чистого Знания-Видения.
Если на рациональном Западе, как известно, «Знание — сила», то на туманном, мистическом Востоке, да будет вам известно, Знание — Спасение! («О, Запад есть Запад, Восток есть Восток...»)
ОТ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ К НИЗШЕЙ
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ доступна без всяких искажений лишь Высшему Знанию немногих избранных, которые в авраамических религиях именуются пророками. Однако некоторое отдалённое представление об этой РЕАЛЬНОСТИ, некоторые отголоски Знания могут быть переданы омрачённому сознанию простых смертных.
Так, в христианстве это представление даруется простым смертным путём Откровения свыше. В индуизме возникают ортодоксальные философские школы, основанные на авторитете Вед, «услышанного» (“шрути”) и «запомненного» (“смрити”). Буддизм, в котором излагаются 4 благородные истины о смысле жизни и благородный срединный восьмеричный путь к спасению, — это уже неортодоксальное Учение (Дхарма), не признающее авторитета Вед, но признающее авторитет Пробуждённого, Будды, который сам обрёл Запредельную Мудрость, Истинное Знание, Гносис, встав на этот путь.
Однако в процессе Откровения и перевода Высшего Знания на человеческий язык слов возникает принцип «испорченного телефона». Свет Знания преломляется и искажается подобно преломлению света (электромагнитного излучения) на границе двух сред. Если для обычного света этими двумя средами могут служить, например, воздух и вода, то для света Знания ими служат два уровня реальности. Для этих двух уровней реальности действует железное правило:
«всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально» [1].
Низшая реальность — это не сам мир, а представление человека о мире, искажённое его органами чувств, замутнённое словами как средствами выражения смысла и языком, ограничивающим мир. Вспомним знаменитое:
«Границы моего языка обозначают границы моего мира.
...То, чего мы не можем мыслить, того мы мыслить не можем;
мы, следовательно, не можем и сказать того, чего мы не можем мыслить» [2].
Это весьма ограниченная и примитивная модель мира в человеческой головушке (у кого-то мудрой, а кого-то и не очень). Это отражение мира в кривом зеркале различающего сознания, делящего ЕДИНЫЙ МИР надвое: на «я» и «не-я», на субъект и объект, на наблюдателя и наблюдаемое.
Двойственному различающему со-знанию человека недоступна ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, неотфильтрованная человеческой нервной системой, неискажённая словами, органами чувств и омрачённым сознанием, разделяющим мир на «я» и «не-я». Органы чувств, язык, человеческая логика, сознание, разум, здравый смысл — всё это искажает ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ и преломляет истинное Знание, затвердевая порой в богословских догмах.
ПОЗНАНИЕ И ПУТЬ К ЗНАНИЮ
Чтобы познать МИР таким, каков он есть, МИР в состоянии его ТАКОВОСТИ, искажающие МИР органы чувств не нужны. Чтобы познать ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, любые слова, лишь ограничивающие границы мира, становятся излишни и вредны. Чтобы обрести Высшее Знание, физики и математики явно не достаточно, а наука и техника становятся просто не нужны.
Чтобы познать МИР таким, каков он есть, надо вырваться из Платоновой пещеры теней, из рабства здравого смысла, из плена омрачённого сознания, сбросив с себя кандалы разума, и узреть истинный свет, свет Знания.
Вперёд, навстречу свету, товарищи в борьбе!
Познанием и Знаньем проложим путь себе.
Чтобы познать ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, нужны не разумное, логическое мышление и машинная техника, а иррациональная медитация и психотехника бессознательного. Именно они и даруют Высшую силу, силу Знания!
Чтобы познать ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, надо побороть колдовскую МАЙЮ, ввергающую его обладателя в мир иллюзий. Это и есть метафизическое Освобождение!
«Следовательно, МАЙЯ не означает, что мир есть иллюзия, как часто неправильно утверждают. Иллюзорны лишь наши представления о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя. МАЙЯ — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью.
На психологическом уровне слово «КАРМА», так же, как и «МАЙЯ», получило новую трактовку. До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами МАЙИ и думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя КАРМОЙ. Для того чтобы освободиться от уз КАРМЫ, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.
Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть Брахман. Это ощущение называется "МОКША", или "освобождение", и составляет основное содержание индуизма» [4].
Чтобы обрести Знание, нужно достичь Пробуждения от грёз иллюзорной реальности, сконструированной дихотомичным сознанием. Это и есть блаженный покой нирваны, тихая психическая гавань Единого Ума, ограждённая от бушующего психического океана сансары, извечного круговорота жизни-смерти, исполненного неизбежного страдания!
И тогда, когда чистое ЗНАНИЕ-ВИДЕНИЕ даёт возможность сверхчувственно узреть ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, слившись с ней в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, увидеть не глазами и не мозгом мир таким, каков он есть, МИР в его ТАКОВОСТИ, рождаются знаменитые уравнения религиозной математики.
«Я и Отец — одно»! Атман есть Брахман! Пробуждение есть Покой!
ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ
Три основных уравнения трёх великих религий заключают в себе саму суть каждой из религий. Эта суть выглядит различной, но только на первый взгляд.
Каждая из этих религий описывают одну и ту же незримую глазами и недоступную со-знанию ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ: Бог, Брахман, Татхата (Таковость). Эта ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ выглядит различной, но только на первый взгляд. Ключ к пониманию и единству даёт буддийское учение о Пустоте (Шуньяте) [3].
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ пуста для двойственного, дихотомичного сознания, разрубающего мир на две части — на «я» и «не-я», на субъект и объект, на человека и Вселенную, но не пуста для Высшего Знания, обретаемого в процессе йогического иррационального Пробуждения. Это РЕАЛЬНОСТЬ открытого, неоднозначного, гибкого мира с подвижными горизонтами, который одновременно и такой, и другой, и третий:
«Он и "то-то и то-то", и "это и то", и "такой-то и этакий" и вообще какой угодно в одно и то же время.
Не то чтобы он менялся, он одновременно и "а", и "не-а", и "а и b", и вообще "все, что угодно"» [5].
Чтобы это осознать, достаточно взглянуть на картинку вверху и попытаться ответить на вопрос: что изображено на рисунке? Индус в силу культурных традиций увидит канистру на голове женщины, житель африканских саванн узрит одиноко стоящее развесистое дерево, под которым проходят посиделки, а европеец рационально решит, что действие происходит внутри дома с небольшим оконцем и кустарником за окном.
Вроде бы реальность одна и та же, а в сознании каждого человека она интерпретируется по-разному, причём эта интерпретация зависит и от образа жизни наблюдателя, и от места его жительства, и от культурных традиций, и от особенностей восприятия человеческого рода (идолы рода), и от особенностей индивидуального восприятия, наподобие пребывания некоего индивидуума в Платоновой пещере теней (идолы пещеры), и т.д. То есть одна и та же земная реальность сознанием разных людей может интерпретироваться совершенно по-разному.
Что уж говорить про ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ! ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ сознанию простых людей просто не доступна. Им доступны только тени слов, образов, притч об этой ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, колышущиеся на мозговых стенах пещеры нашего сознания.
С точки зрения логики Аристотеля, уравнения высшей математики религии явно противоречат друг другу, но это противоречие связано не с самой ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, а с человеческим представлением о ней, с её мозговой моделью, с её вербальными, визуальными и математическими способами описания. В ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ мира, которая находится по ту сторону зрительных образов, слов, логики, цифр, уравнений, таинств и догм, никакого противоречия нет.
По сути дела, между этими тремя уравнениями нет никакой разницы. Они равны между собой. Тот, кто решит эти уравнения с помощью высшей математики смыслов, познает, что
«ИСТИНА ОДНА, МУДРЕЦЫ НАЗЫВАЮТ ЕЁ РАЗНЫМИ ИМЕНАМИ».
23-27 июня 2020
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. «язык в принципе не может адекватно описать реальность, ибо все языковые формы неадекватны реальности. Неадекватно ей и философское мышление, оперирующее понятиями и категориями. Логическое мышление не в силах постичь реальность как она есть, а язык — описать ее. Следовательно, никакая онтология, никакая «наука о бытии» невозможна, ибо она всегда будет связана не с реальностью, а с нашими представлениями о ней или даже с некоей псевдореальностью, сконструированной нашими мыслительными навыками и ложными представлениями. Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально. Означает ли это, что реальность принципиально непостижима? Нет, ибо то, что недоступно логике и дискурсу, доступно йогическому постижению, когда в акте мудрости-понимания йогин-бодхисаттва видит мир таким, каков он есть сам по себе, помимо деформирующего его нашего восприятия» (Е.А.Торчинов, «Религии мира: опыт запредельного»).
2. Людвиг Витгенштейн, «Логико-философский трактат»
3. Само слово “sunya” соответствует цифре «ноль» в индийской системе письменности деванагари (буквально «божественное городское (письмо)»).
4. Фритьоф Капра, «Дао физики», глава 5, «Индуизм»
5. «Допустим, что мир наделен сущностью, обладает своебытием, сущностью, которая есть то-то и то-то и ничего, кроме этого. Но раз так, то мир оказывается закрытым, ограниченным, замкнутым, ведь он по своей сути "то-то и то-то" и уже не может быть "этим и тем" или "тем-то и тем-то". Но вот мадхьямики говорят: мир без сути, мир пуст, лишен своебытия. Что это значит? Это значит и то, что мир открыт, неоднозначен, гибок, а его горизонты подвижны и гибки. Он и "то-то и то-то", и "это и то", и "такой-то и этакий" и вообще какой угодно в одно и то же время. Не то чтобы он менялся, он одновременно и "а", и "не-а", и "а и b", и вообще "все, что угодно".
Автор даосского трактата "Гуань Инь-цзы", находившийся под сильным влиянием мадхьямаки, сказал в своем произведении: "В мире есть драконы, морские гады и просто змеи. Дракон, он может быть одновременно и драконом, и морским гадом, и змеей. А морской гад или змея – они только морской гад и змея, и не больше. Совершенномудрый подобен дракону, а мудрец – он морской гад, не больше"» (Е.А.Торчинов, «Пути философии Востока и Запада»).
Свидетельство о публикации №120062301455