21. Дубоссары. Быт кочевников до 1790

Пишущие о прошлом Дубоссар (до 1790 года) в большинстве случаев не знакомы с кочевым скотоводством, устройством жилищ кочевников, их бытом, а оценки дают, исходя из современных европейских представлений о городах. В этом творчестве, высосанном из пальца, особо преуспевают политиканы.
Первое, что нужно отметить, кочевник – друг степей, где проводит приблизительно три четверти года, возя за собой свое жилище, например, юрту. Все это время кочевник следовал за стадом на большом расстоянии от зимовья, сохраняя там корм на зиму. В это время город (будущее зимовье)представляли 2-4 юрты, обитатели которых охраняли пастбища от стравливания не прошенными гостями, которых считали шпионами или биотеррористами в нынешнем понимании этого слова. Таких «гостей» убивали или продавали в рабство на восточных базарах.
Второе, татары, обитавшие в Дубоссарах, в свое время были изгнаны с правого берега Днестра и были явно не в дружественных отношениях с жителями Правобережья.
Третье, для зимовья кочевник выбирал места, где был незамерзающий источник питьевой воды для людей и животных. Вторым требованием было наличие относительно глубокой и широкой долины, расположенной поперек господствующим ветрам. В Дубоссарах господствующие ветры дуют с северо-запада. Если долина была недостаточно глубокой, ее берега подсыпали. Насыпь одновременно служила оборонительным валом (крепостью).
Четвертое, в долине должна быть глина, из которой в смеси с навозом строили 2- или 3-стенные навесы для скота. Из года в год накапливавшийся преющий навоз служил теплой подстилкой для скота, а также топливом.
Пятое, требовался дополнительный источник воды, в противном случае врагам достаточно было бы бросить в ручей несколько трупов, или ядовитых веществ, чтобы отравить обитателей зимовья.
Шестое, у зимовья должен расти мелкий кустарник и хворост, которые служили бы запасом веточного корма и строительным материалом для навесов.
Седьмое, должны быть условия для хранения продуктов быстрого и массового убоя скота, а также укрытия для людей и скота на случай возникновения крайне неблагоприятных погодных условий и укрытия людей и скота от врагов.
В Дубоссарах два источника питьевой воды – Большой и Малый Фонтан. В.И. Рассадин сразу отверг Большой Фонтан по следующим причинам: источник недостаточно мощный и замерзающий; балка неглубокая, продуваемая господствующими северо-западными ветрами, не обеспечивает естественной защиты от неприятеля; дополнительный источник воды (Днестр) расположен далеко, поэтому стада и люди могут быть легко отрезаны от воды.
Поэтому знаток кочевого скотоводства, известный тюрколог В.И. Рассадин, для зимовья в Дубоссарах однозначно выбрал Малый Фонтан.
В приложении к карте 1787 года, составленной в Генштабе Санкт-Петербурга, указаны длина, ширина и расстояние до Днестра нашего города. Это совпадает с Малым Фонтаном. Город был назван турецким.
Предполагавшееся некоторыми краеведами место в центре современных Дубоссар или к югу от них в сторону Лунги вообще не рассматривался из-за отсутствия там воды, а также по другим указанным выше причинам.
Автор в 1980-1983 гг. работал в Монголии руководителем группы советских специалистов. Он подробно ознакомился с экспонатами и лекциями работников историко-краеведческого музея в Улан-Баторе (ранее он в течение месяца жил в Кара-Кумах в 120 км от населенного пункта в среде туркменских чабанов). Посчастливилось вести беседы с руководителем предприятия (казахом), а также будущим чл.-корр. РАЕН В.И. Рассадиным. Благодаря полученному опыту, автор решился написать данное сочинение.
В предыдущем сообщении была показана большая юрта мурзы на телеге с деревянными колёсами. Ее тащили порядка 10 пар буйволов, запряженных цугом. Разметку места ее стоянки производили заранее. Вокруг нее устанавливали 8 юрт (7 по окружности, одна за пределами с южной стороны у монголов, с восточной – у тюрок).
Следует отметить, у кочевников все стандартизовано, находится строго на определенном месте, поэтому с закрытыми глазами в кромешной мгле, ещё не проснувшись, их руки безошибочно находят необходимое в своей и чужой юрте. Возникает вопрос, как могли добиваться этого безграмотные люди?
Удивительно, но в интернете автор при знакомстве с описанием юрты, не встретил упоминания об одной детали, а именно: о священной веревке, подоткнутой на потолке с левой (мужской) стороны юрты. Современная молодежь без инструктажа старшего поколения уже не умеет ею пользоваться. Сегодня нет особой нужды использовать жерди крыши юрты в качестве солнечных часов, поэтому устанавливать юрту с восходом солнца нет острой необходимости. Можно повесить на нитке стальную проволоку, и она через некоторое время одним концом покажет на север. Я уж не говорю о компасе. Но в обсуждаемое время это было неприменимо.
Далее автор будет использовать единицу измерения метр, которой в то время не существовало. Главное – принцип и соотношения между деталями.
При разметке использовалась веревка размером 7 и 9 условных метров. Как их получить? Берем 8-метровую веревку, складываем три раза, получаем длину 1м, "отрезаем" или добавляем его. Получаем 7 и 9м.
Чертим окружность 9-метровой (56 м) и делим ее 7-метровой на 8 частей (7*8=56).
На самом деле ничего складывать и резать не надо. Достаточно иметь 9-метровую веревку с отметкой 7 и 8м.
На семи отметках будет установлена юрта, а 8-я часть окружности представляла собой въезд внутрь образованного круга.
Разметку начинаем во время восхода солнца, начиная с того места, где тень от шеста будет падать на центр круга.
8-ю юрту выносим за пределы окружности. На ее месте будет въезд, а в 8-й юрте – постовой (вратарь).
При таком способе разметки все вещи, включая повозки, пики, идеально вписывались в промежутки между юртами, выступая в качестве защиты от врагов. Так упорядочивалось хранение всего и вся, в кромешной тьме можно было все найти, в том числе оружие.
Российские лингвисты, конечно, не согласятся с версией, что пословица «Семь раз отмерь – один отрежь!» возникла первоначально путем «отрезания» 1м от 8-метровой веревки. Отрицать, конечно, можно, будучи воспитанным на татаро-монгольском иге, которое в российскую историю вписал 20-летний немец, не имевший исторического образования. Но, отрицая, надо предлагать, а предложить что-то лингвисты не могут.
Расстояние между юртами закрываем повозками и другим инвентарем, в том числе военного предназначения, которые тоже стандартизованы. Территория, ограниченная 8-ю юртами, называется детинцем, или кремлем (или херем, что в переводе значит, «запрещено»). Не только на эту территорию посторонним вход был запрещен, но и на определенное расстояние за пределами кремля. Так охранялась жизнь главы и от своих, и от чужих.
Основная часть кочевников останавливается наверху долины, являясь вместе с насыпным валом, частью описанной крепости. Кочевники несут службу, лежа в своей юрте. Здесь тоже все расположено строго на своих местах: слева (мужская часть юрты) у входа на полу седло, далее бурдюк с кумысом, постель родителей, в середине очаг, за ним священное родительское место с сундуками. Там восседает глава семьи. Рядом с ним наиболее уважаемый гость (начальник), далее по рангу.
Войско собиралось в течение считанных секунд после сигнала тревоги.
Семь нянек, по одной от юрты, смотрели за детьми только напротив своей юрты. Не это ли родило пословицу «У семи нянек дитя без глазу», то есть без присмотра родителей.
Мурза собирал на хурал по одному представителю от юрты. Восьмой мог быть занят делами по вопросам охраны входа в кремль и не явиться вовремя. Предполагается, что пословица «Семеро одного не ждут» родилась таким образом. Не согласны? Предложите свою версию! Никто не может дать на этот счет вразумительного предложения. А на безрыбье и рак рыба!
У начальников мурз (каймаканов) по кругу устанавливали не 7, а 9 юрт плюс одну за пределами окружности.
Сказки часто начинаются с «В тридевятом царстве…». Вы не допускаете, что отправиться в тридевятое государство, например, за невестой, означает поехать в другую Орду? Опять не допускаете? Предложите свою версию!
У тюрок числа 7 и 9 сакральные, 9 более значимые, почитаемые. И это вам ни о чем не говорит?
На представленной схеме указано место убоя скота (томбасар, или скотобойня). Она располагалась на Малом Фонтане ближе к центру современного города, вниз по течению ручья Серебряный.
Продукты убоя, естественно, нужно было как-то консервировать и хранить. В Монголии, где климат очень сухой, мясо нарезают тонкими лентами и сушат, хранят в вечной мерзлоте. Для Дубоссар это неприемлемо ввиду отсутствия вечной мерзлоты, более влажного климата и частых оттепелей зимой, а то с грязью до середины января.
Есть упоминания, что взрослых овец, во время кочевки достигающих мест добычи соли, использовали в качестве вьючных животных, нагружая на них по 2-3 кг соли. Вряд ли этого количества хватало для пищи людям, корма самим животным и на засолку мяса. Более того, мясо, шкуры, овчины, молочные продукты, требовалось где-то хранить, например, от хищников или нападения врагов.
В.И. Рассадин считал, что, так называемые, "турецкие подвалы" в Дубоссарах, использовались для такой цели с консервацией пищи холодом в виде заготовленного льда в них. В подвалах (во входах в них) можно было спрятать скот в таком случае. Запасы мяса и воды (льда) позволяли продолжительное время прятаться от врага. Можно было ночью незаметно выбраться и нанести врагу заметный урон. В незнакомых подземельях враг будет разбит.
До полной электрификации сел в СССР у каждой фермы были молочные заводы, а рядом с ними большие траншеи со льдом, укрытые соломой. Но для кочевника в зимнее время важна была каждая соломинка в качестве корма, да и кочевое скотоводство с земледелием трудно совместимо.
Но земледелие у кочевников всё же существовало. Кишиневские «академики» считают, что земледелие у кочевников невозможно, поэтому на левом берегу Днестра им занимались молдаване даже до 1359 года, когда молдавское население переместилось из Венгрии в Днестровско-Прутское междуречье.
Как кочевники, следуя за стадами, могли обрабатывать землю? Довольно просто.
Весной из Дубоссар вывозили стариков, больных, сирот, калек, не имевших своих животных, а также внуков для ухода за прародителями. Их поселяли на берегах реки на десятки километров вниз по течению на луговых и болотных побережьях Днестра с плодородными и легко возделываемыми почвами. Сеяли преимущественно просо.
На прошлогодних обрабатывавшихся участках оставались солома, ботва, сорняки. Весной здесь пасли овцематок с недавно родившимся приплодом недалеко от водопоев. Дальше от Днестра пасли овцематок с более старшими ягнятами, еще дальше – холостых маток, баранов.
На обратном пути овцы двигались ближе к восточным границам пастбищ, имея возможность совершать большие переходы от водопоя к водопою.
Пастбища у Днестра осенью оставляли на весну вместе с соломой. Только с наступлением устойчивых холодов стада прибывали к границе с Польшей (Литвой), в том числе в Дубоссары и их окрестности.
Убой скота с оставлением только маточного стада начинался сразу после прибытия в место зимовья, иначе животные сильно пострадают от бескормицы или даже погибнут от голода.
Странно, но историки и "краеведы" обычно «забывают», умалчивают о том, что продукты убоя надо как-то консервировать и где-то хранить. Как уже упоминалось, В.И. Рассадин считал, что для этого служили «турецкие подвалы" с заготовленным в них льдом, который также служил источником воды в случае укрытия от неприятеля. Но основным источником воды при этом служили те самые турецкие подвалы, спускавшиеся вниз к болотам.
В.И. Рассадин считал, что начинались подвалы юго-западнее скотобойни (по-гречески - томбасар) не очень глубокими, широкими и высокими ходами через которые можно загнать стада овец и занести юрты в разобранном виде, если в этом будет необходимость.
В центре Дубоссар есть подвалы, сооруженные из камня-песчаника, в виде разрезанной пополам вдоль каменной трубы с диаметром 11 метров и высотой (радиусом) 5,5 метров, на глубине 20-25 метров, вместо которых местные краеведы, к сожалению, показывают хозяйственные постройки, изготовленные совсем недавно из блоков камня-известняка, добытого современными машинами.
Советские специалисты посмеивались над бытом монголов. Уверен, молдавские "академики", описывающие жизнь татар до 1790 г., попавшие в места их обитания, не выжили бы. Может, было бы к лучшему? Меньше писалось бы "ученых" глупостей!


Рецензии