Отверзается закрытая дверь нашего сердца покаянием
Стремление к добродетелям без покаяния – это попытка вернуть рай, не отказавшись от греха. И это чревато такой чудовищной фальшью, цинизмом, лицемерием, что уж лучше откровенное и искреннее безобразие, чем такая «добродетель», которая давно уже имеет своё название – фарисейство. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Это когда принимается личина добродетели, сердце же остаётся нечистым. Я сам повинен в этом грехе. Нам, грешным, к лицу только покаяние, нет у нас никаких добродетелей. На фоне же искреннего и непрестанного сердечного покаяния в нас действительно начнут обнаруживаться черты подлинных добродетелей, сами собой, даже без особого усилия с нашей стороны, во всяком случае, без надрыва. Дело в том, что наше сердце мы сами очистить не можем. Сердце – храм Божий, Его священный сосуд, который создан для того, чтобы вмещать Бога. И Бог Сам может очистить наше сердце. Но Он тих и кроток, Он не вламывается через закрытую дверь, но стоит и стучится в неё. Отверзается закрытая дверь нашего сердца покаянием. Через покаяние Бог входит в нас и нас перерождает: мы становимся тихими и кроткими, смиренными, как Он, мужественными, любящими, незлобивыми. Мы действительно такими становимся, но это целиком Его заслуга, мы только сокрушились перед Ним и отдали Ему себя в покаянии. И тогда от нас требуется только усилие, мы как солдатики, привыкшие совершать усилие, делать же всё, то есть совершать, будет Он, Тот, Кто входит в нас через Причастие. Ибо благодать Божия, входящая в нас через покаяние, приводит и к Причастию как высшему соединению с Богом, действительно раз за разом перерождающему нас. И тогда мы и вправду начнём приближаться к раю, где добродетель естественна, ибо истинная добродетель есть дело Божие. 30 января 2002 года
https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/
Свидетельство о публикации №120062000489