18. Дубоссары. Город кочевников
XIX век - это время бесконечных войн за землю между Карантином - местом рождения мировой знаменитости Склифософского - ниже Карантинной горы (сейчас - п. Дзержинское), Лунгой (пригород Дубоссар к северу от Полтавского шоссе) и Павловкой (начиналась от Лунговской птицефабрики, далее западнее ложбины до бывшего здания филиала МНИИЖиВ по птицеводству, потом на юг до Дома культуры с. Дзержинское и далее на юг).
Еще в 1977 году у, так называемых Цитрусов, сохранялись уже нежилые помещения бывшей Павловки. Павловка была нанесена на картах бывшей Молдавской АССР в составе Одесской области (1924-1940 гг.).
По ложбине от Карантина, рядом с административным зданием бывшего Госплемптицезавода п. Дзержинское, далее до очистных сооружений, потом до улицы Петровского пролегала почтовая дорога от таможни и Карантина при ней до Балты в Одесской области.
Уже в наше время Лунга несколько раз входила в состав Дубоссар и выходила из города. Жители Лунги пытались выиграть на разнице в величине налогов между городской и сельской местностью. Кстати, в 1993 году обнаружилось, что у Дубоссар никогда не было городской черты. До 1917 года несколько раз приезжали комиссии из Петербурга, принимали решения, но они оставались на бумаге.
Нас интересует тот факт, что в актах тех комиссий Лунга и соседние населенные пункты назывались "бывшей Тумбасарской (Тумбашарской, Думбашарской, Тембошарской) округой. О "молдавских строителях дубас (дубэсарь по-молдавски)" и топониме Дубэсарь, как сегодня называется город по-молдавски упоминаний нет. Более того, на реке Днестр лодки из цельного ствола дерева назывались комейками, камейками, комлями, камлями, но не дубасами. Такие лодки назывались дубасами только на реках, впадающих в Балтийское море. На Днестре названия лодок происходили от слова "комель", то есть нижней части ствола дерева. Такие лодки прекратили строить еще при Петре I, то есть за пол века до "основания" Дубоссар. В русских словарях нет слова "дубас". Его назвали русским в идеологическом отделе Дубоссарского райкома партии, прочитав ссылку у М.Сергиевского в книге "Молдавские этюды" 1936 года.
Краеведы Дубоссар или не читали ее, или упрямо не хотят видеть у профессора МГУ не только dubase, но и рядом стоящее Dubasse. В свою очередь М.Сергиевский позаимствовал это у составителей старого германского словаря иностранных слов. Немцы своевольно перенесли название Dubasse c прибалтийских рек на Днестр и приписали его русским. При этом под русскими понимались современные украинцы, о которых немцы тогда не слышали. В немецких школьных учебниках начала XX века приводятся карты, на которых нынешние украинцы назывались малороссами. Упоминаний об украинцах там нет.
Профессор МГУ М.Сергиевский, специалист по романским языкам, конечно видел явную ложь немцев, которые под дубасами понимали длинную остроконечную весельную спортивную лодку типа байдарки и каноэ.
Профессор не мог не знать, что du-, di-, doi - это два, а bus(b^s) - это транспортное средство, например: автобус, омнибус, троллейбус и просто Bus. Это значит, что Dubasse - это двойное транспортное средство типа катамаран.
Такими дубасы в Прибалтике и были. Только они состояли из коротких, широкиж, тупоносых лодок, скрепленных палубой, на которой устанавливался деревянный ящик для перевозки зерна емкостью 5 тонн. Дубас похож на байдарку и каноэ, как "похожа свинья на коня, только хвост не такой".
В Дубоссарах всегда не хватало леса, поэтому лжедубасы (комейки) строились в верховьях Днестра, груженные товаром плыли до самой Одессы, там разбирались.
По свидетельству старожилов Дубоссар, в районе бывшей старой больницы раньше был рынок, к которому вел канал глубиной до 12 метров у нынешней дороги Тирасполь-Каменка. По нему на базар приплывали лодки с разных мест. Этим водным путем в тогдашний центр Дубоссар доставляли также лес с верховий Днестра.
До сооружения дамб вокруг Днестра пол века назад к улице 25 Октября подступали болота, затапливаемые при разливе реки. До бывшего рынка оставалось 150-200 метров по упомянутому каналу. Под ныне едва заметным мостом на улице Кирова (Старобазарная) плавали лодки.
О "молдавских строителях дубас" (дубэсарь) тогда не было речи. Основным населением этой части города были евреи, численность которых вцелом по городу приближалась к 50%. Молдаване жили на окраинах города, за исключением Большого Фонтана, где преобладали украинцы, называвшиеся малороссами, или русскими (руськими).
В составе Молдавской ССР Лунга, населенная преимущественно молдаванами, меняла административное подчинение в 1990 году.
Вплоть до коллективизации в 1930 году на упомянутой дороге в ложбине собирались жители упомянутых населенных пунктов "на бой кровавый" за землю с косами, вилами, цепами.
Подоплека событий следующая.
В с. Карантин была таможня. Все, переправлявшиеся на левый берег Днестра, проходили 6-дневнй карантин с окуриванием одежды. Скоту требовались пастбища. На Карантинной горе была "валка" со своим скотом в первую очередь для чумаков, перевозивших ранее соль. Земли не хватало.
Жители с. Дзержинское, работая в основном, на Госплемптицезаводе, не были наделены землей. Сейчас ее у них по-прежнему нет, хотя этот вопрос можно было решить при распаевании земли в ПМР за счет земель госрезерва. Но ГППЗ считался промышленным предприятием. По формальным признакам для сельскохозяйственного предприятия были применены налоги по ставке, как для предприятия с промышленной технологией, что способствовало его окончательному развалу.
Вопрос изменения налогообложения был тоже решен формально: Госплемптицезавод переименовали в совхоз. После этого налоги стали платить, как другие совхозы.
Кстати, автору этих строк Президент ПМР И.Смирнов предлагал через бывшего начальника Управления сельского хозяйства ПМР В.Глебова возглавить Приднестровский "Птицепром". Оба совершенно не понимали ничего в птицеводстве. Умные, если не понимают, слушают специалистов, но у обоих для этого умишка не хватало.
Как может существовать птицефабрика, не имея земли для выращивания кормов? ГППЗ предназначен для получения суточных цыплят с обеспечением не только Левого, но и правого берега Днестра. Цыплят туда не вывезешь. Пускать дорогое племенное яйцо на пищевые цели не выгодно. Продать его даже на яичницу невозможно из-за потерь рынков сбыта в России и малой емкости рынка в ПМР.
"Шериф", конечно, купил более дешевое яйцо в Одесской области, произведенное на обычных товарных птицефабриках, где куры сидят без петухов, то есть не кормят петухов-дармоедов, поедающих 15% кормов и, как известно, не несутся. Там другое оборудование, другая технология, автоматизация производственных процессов, затраты труда на производство яиц, электричество, отопление, амортизация и т. д. существенно ниже. А в племенных хозяйствах всё значительно сложнее. Даже яйцо не может быть продано по ценам на диетическое яйцо.
Президент - промышленник, министр - ранее профсоюзом ведал, будучи в самых верхах Молдовы. По сути дела они рассуждали о способе подачи керосина по электрическим проводам к электрической лампочке. Руководство ПМР пыталось изменить "Закон Ома" для участков цепи производственных процессов.
Президент Смирнов понимал, что I=U/R, но полагал, что без высокопротеиновых кормов (соевого жмыха или шрота, рыбной муки, сухого молока и др.), на пшенице, ячмене, отрубях бройлера не вырастишь. Верхом непрофессионализма было представление В.Глебовым планов с получением 5-килограммового цыпленка-бройлера на таких кормах за 56 дней. Президент ответил, что он такое где-то видел.
Так губили птицеводство в ПМР, в том числе головное хозяйство Дубоссарский ГППЗ в п. Дзержинское, снабжавший почти всю Молдавию суточным молодняком яичных кроссов.
Естественно, Госплемптицезавод прекратил свое существование за ненадобностью и вследствие глупости. Платежи за комбикорма не пропускались в Молдову. Руководство ПМР само лишило предприятие молдавского рынка сбыта - суточных цыплят. Это делали "великие" экономисты, полагая, что живой организм можно остановить, как машину, у которой закончилось топливо (корма для животных), бензиновый автомобиль можно заправить дизельным топливом, то есть кормить бройлеров комбикормами для взрослых яичных кур, а лучше - вообще не кормить.
Естественно, автор этих строк на предложение возглавить птицеводство ПМР, "ускорить", "усилить", "увеличить" ответил: "Валите без меня!". Так Дубоссары вновь стали "городом кочевников", как во времена Татарии до прихода сюда России.
Жители Лунги в начале XIX века в очередной раз решили схитрить. В представленных
документах в случае низких налогов для селян, они записались в сельские жители. Если какие-то налоги были ниже для горожан, они представились горожанами. Государство решило прямо противоположно. Так Лунга осталась без земли, за исключением небольших пастбищ на северо-востоке от Лунги. Очередной весной бои за матушку землю возникали вновь. Опять приезжали комиссии из северной столицы, акты о "бывшей Думбашарской округе". Даже установить границы землепользователей, а также города на практике не удалось установить. Иногда принимались решения на бумаге, а их выполнение заходило в тупик.
В итоге имеем то, что имеем, а именно: видим курганы в Дубоссарах с человеческими останками 2,6-тысячелетней давности, но пишем, что Дубоссары основали в 1792 году, не желая видеть в энциклопедиях, что Менгли Гирей овладел Дубоссарами в 1484. А наш город по-молдавски называется Дубэсарь, что в переводе на русский язык означает "строитель дубас". И это при том, что лодки, выдалбливаемые из целого ствола дерева, на Днестре дубасами не назывались. Их перестали строить еще при Петре I, который умер за полвека до 1792 года. В Дубоссарском райкоме партии слово дубас назвали русским, хотя его в русских словарях нет, так как такие лодки назывались комейками, комельками, камьями и т. п., их название происходило от нижней части ствола дерева "комель".
Сплошная ложь в угоду политиканам, подлоги, искажения, получение высоких ученых степеней и званий за наглое вранье. Такие люди руководили и до сих пор руководят наукой, хотя их предназначение - быть пациентами в соответствующих клиниках для людей с нарушенным психическим здоровьем.
Свидетельство о публикации №120062004720