Б16. Татьяна Павлова Яснецкая. Замечания члена жюр

Дорогие друзья!  Выбрать из такого большого количества достойных произведений лучшие – задача не из лёгких. Рецензировать поэтические произведения – дело профессиональных  критиков, а я такой же автор, как и все, кто принял участие в этом конкурсе. Моё мнение - не истина в последней инстанции, а просто мои вкусовые предпочтения.

 1. Из Бургоса

Орёл X легиона

Наташе

Моя заплаканная птица,
орлиной ночью легиона
пусть о тебе не говорится
на ужине амфитриона.


Ты плачешь в Галлии далёко,
летя над шумной автострадой.
Твоё недреманное око
уснуть, казалось бы, и радо.

Но там, бетонной ленты ниже,
белея, словно сигаретка,
в слоях подземной чёрной жижи
лежит простая статуэтка.

Она потеряна случайно,
она подарена навеки.
Когда-то это было тайной -
кто чьи когда целует веки.

Жена сенатора истлела,
случайно порвана цепочка,
Венеры маленькое тело
в грязи ночует в одиночку.

И только птица режет небо,
кричит и плачет о подруге,
вдыхая лагерного хлеба
горячий запах и упругий.
               
Вечная, недремлющая птица любви и печали, летящая над миром и временем. Стихотворение захватывает с первой строки и не отпускает до самого конца.  Когда сталкиваешься с настоящей поэзией, уже не имеет значение, какими поэтическими приёмами пользуется автор, просто хочется подольше сохранить в себе её  послевкусие.

2. Юлия Чернышёва 3

Каприз

Сменили блюз на буги-вуги -
К чему печаль?
Сожгли последний мост в округе,
Уплыли в даль.

Без карт и лоций - на удачу!
Такой каприз...
Здесь всё так искренне-прозрачно,
Хоть вверх, хоть вниз.

Когда от паруса до неба -
Лишь взмах крыла,
И лодка кажется нелепой,
И тень весла.

Давай весло забросим в воду -
Пускай плывёт!
Отпустим лодку на свободу,
Уйдём в полёт.

И просто станем чьей-то песней,
Строфой, струной.
Такой немыслимо небесной,
Такой земной...

Прекрасное стихотворение! Лёгкое, светлое, наполненное воздухом свободы и любви.
 
3.  Хелена Фисон

genius

Твой день, не начавшийся тысячный раз,
Закончится смутой под вечер.
Ты лущишь сюжеты на новый рассказ
И дом поджигаешь от свечки.

Страдалец! Беспомощен твой тарарам –
Везде одиночья улики.
Ты видишь: апрельский залистился храм,
И вертишь бессонье на вилке.

С тобою дружны голубые киты,
Живущие в солнечной лунке.
У Рембрандта сын и отец, оба – ты,
И кто-то кричащий – у Мунка.

Со словом играешь чеширским котом,
Дашь фору в сарказме, ухмылках.
Но если нежданно случится потоп,
Ты станешь лучистым обмылком.

Бессмыслие, ценность которого – грош,
Для правнуков скроешь заплатой.
И после всего никогда не умрёшь…
Но, Боже, как хочется плакать!

Глубокое стихотворение, проникнутое печальной иронией.  Узнаваемые образы только ярче раскрывают перед читателем суть гениальности с её бессмертием и вечным одиночеством при жизни.  Обращают на себя внимание неординарные рифмы.

4.  Светлана Тимашева

Тишина

Мир нелюдимый – как душа, нагой
от грустных дум и драм неизлечим.
Дни-близнецы – один от одного
не пробуй между прочим отличить.
Здесь тишина стоит, как истукан,
разжалован в озимые пырей.
Смят улицы потрёпанный рукав
в бесчисленных прорехах пустырей.

Худого дня поблёкшее тавро
скрывает хмарь; деревья – целый лес –
уверенно шагают в полный рост
по стынущей заброшенной земле,
накрыв листами гоголевских тяжб
травы поникшей полинялый шёлк.
Январь всё время слёзы льёт, хотя
сезон дождей давным давно прошёл.

Ведёт по кругу память-конвоир,
болтается на ниточке душа –
в ней нет угла для домыслов твоих,
мгновения толкаются – спешат.
Стоишь у дома... сумерки, как йод, –
забор – автограф ветра – вкось и вкривь,
и только взгляд невольно выдаёт
застрявший рыбной костью в горле крик.

Впечатляет удивительная образность стихотворения! В нём нет ни одной пустой строки. Несмотря на уныние картин, на тишину, которая  «стоит, как истукан», стихотворение наполнено энергетикой страдания, которая почти прорывается в конце стихотворения.  Хочется обратить внимание читателей на сложные, разнообразные рифмы.

 5. Илина Гумер

Диалектика

Она любила нравиться мужчинам.
И хоть десяток энный ей пошёл,
Предпочитала скромным платьям длинным
Девичий укороченный подол.

Не будем осуждать её за этот
Наивный и безвредный ход конём.
Вильнёт хвостом улыбчивое лето –
И осень воровски в дверной проём

Просовывает пальцы золотые...
Сегодня золотые – завтра тлен.
И всадники раскосые Батыя
Неотвратимо топчутся у стен...

Всего три строфы – а сколько чувств, ассоциаций, картин возникает перед глазами, какой страстной энергетикой  наполнено стихотворение! Нет ни одного лишнего слова. Иронично и грустно звучат последние четыре строки, но не остаётся после них в душе ни тоски, ни уныния.

6.  Елена Элентух

Сегодня будет тихий,
серый день...

Сегодня будет тихий,
серый день.
Углы смягчает в сломанной беседке
запутанность сентябрьских паутин.
Поблёскивает ношеный сатин
на лифчике, что сохнет у соседки
в укромном месте. Заглушая звень
какой-то неопознанной пичуги,
звучит невнятно старый "буги-вуги".

Чтоб не краснеть, твои глаза встречая,
припудрю на лице усталом тень,
и поднимусь сторожко, чтобы лень
не расплескать до утреннего чая.
Истома, нега – ветхое понятье
вдруг заплетётся шелковою нитью
и, подчиняясь древнему наитью,
шнурком скользящим обвяжу запястье.
Сегодня будет тихий,
серый день...

 Стихотворение покоряет замечательно срифмованной  октавой, мягкой точностью образов. Картинка не очень устроенной жизни так преобразуется душой ЛГ, что начинаешь ощущать себя в тихом дворике римской матроны, но последняя строка закольцовывает стихотворение и вновь возвращает в реальность.

7. Гольгертс

Audi цвета вишни

То ли – в парке, то ли – в саду камней, то ли – вообще,
в каком-то тревожном сне. Седой пожилой человек в плаще
беседует с девушкой-эмо. У неё на запястье
ниточка красная на счастье. И как не упасть ей,

как не споткнуться по жизни, – не о том ли они
говорят? А ещё – на вольные темы, сродни
чему-то запретному. О явном и потустороннем
вполне естественно беседовать с умудрённым

жизненным опытом. "Нет", – говорит её
поза, "мне не пристало голодной змеёй
извиваться. Все мужчины – самцы, им от женщин
нужно только одно. Скрытое таинство трещин

их привлекает. Слетаясь, как мухи на мёд,
пытаются просто использовать, но никто не возьмёт
ни замуж, ни даже на берег в Анталию".
Седой оценил её узкую талию,

отметив, что девушка судит общо.
"Нет", – гласит его поза, "да разве ты можешь ещё
что-нибудь дать, кроме яркого оперения, пыла
притворного? Может и взяли бы, если бы было,

что брать. Впрочем, так есть и так будет всегда.
От сотворения мира и, видимо, до суда
страшного. Да и сам этот мир, по мнению многих,
падает к женским ногам, лишь потому, что те самые ноги

стройные по факту рождения. Но это не так,
когда бы духовность ценить не в пятак,
когда бы любили не только своё отражение; пошлым
не рукоплескали, где между плохим и хорошим –

глубокая пропасть, и ангел не выглядит демоном".
"Вы так, правда, считаете?" – волнуется девушка-эмо. Но
собеседник умолк, удивлённо разглядывая кривые
деревья и камни, как будто увидел впервые.

Что-то щёлкнуло в нём, отключилось и
лопнуло, а на главное не хватило сил.
"Да нет, – наконец, он вздыхает. – Просто на воздух вышел".
И тут подъезжающий юноша сигналит из Audi цвета вишни.
 

Очень интересное стихотворение сложное по структуре, многосмысловое, энергетически наполненное,  и в то же время лёгкое с прекрасными рифмами, читается на одном дыхании. 
 
8.  Борис Балицкий

мистерия.

Пряха крутит веретено.
пощёлкивают негромко пальцы,
улыбается, шепчет под нос: - хорошо,
крепкая, ровная тянется нить,
долго и счастливо может жить,
но это, уж, как решат пяльцы.
Ткач напевает.
Споро снуёт челнок, ящеркой юркой,
в руках его сильных, проворных,
ряд за рядом ложится в основу уток;
растёт полотно; ткач знает,
счастье – удел упорных.
Пяльцы довольны.
Правильный вышел холст,
белый и чистый, как свет нисходящий с неба.
То-то порадуется тот, кому достанется он,
кем бы и где бы он не был.
В муках и корчах женское чрево извергло
красное тельце сморщенное, сырое,
и за мгновенье до ножниц щелчка,
пока ещё связь меж ними крепка,
над крохой склонились двое.
Пряха и ткач.
Пяльцы плясали, гудела тугая холстина,
радуясь крови и последа вкусу сырому,
ткач потихонечку хрупкие пальцы расправил,
кольца вкипели в ладонь, привыкая к земному.
Пяльцы судьбы.
Пряху обняв, ткач легонько и нежно,
крупные слёзы на женских щеках вытирает:
Всё, что могли, мы ему подарили, родная,
дальше он сам на холсте свою жизнь вышивает.

Стихотворение очень понравилось: из мыслей и чувств прядётся нить, которой соткано полотно стихотворения. Мифологические образы создают сказочную и космологическую картину всю - от начала и до конца пронизанную любовью.

9.   Алла Ром

В Зазеркалье моём

В Зазеркалье моём зацветают, как прежде, каштаны,
И в ленивом блаженстве купается город родной,
Отчего же тогда я живу с ощущением странным,
Будто всё, что случилось, случилось совсем не со мной -

Беспричинно счастливой, смешной и немного нелепой -
Не меня ль уносили качели скрипучие в синь,
Где катился по небу огромный-огромный, в пол-неба,
Ослепительный и недозревший слегка апельсин?

Или это не я, когда ветер отстёгивал крылья
И дремал под черешней, летала на них втихаря,
И дышала свободой и межгалактической пылью,
И, усевшись на рифы, дразнила морского царя?

...Из проворной, задиристой, вечно чумазой пацанки,
Превращаясь в занудную тетку с девизом "как все",
Я уже не храню в разрисованной яркой жестянке
Разноцветные камушки вместо конфет монпасье.

Моё тёплое детство, как в аут заброшенный мячик,
У Вселенной в архиве, в игру мне его не вернуть.
Зазеркалье - обман... Скоро осень уставшею клячей
По размытым дорогам со мною отправится в путь.
На этапе списанья несбывшихся грёз эскадрилья,

Но вчера, говорят, у соседей случился скандал:
Вездесущая внучка стащила под яблоней крылья,
А растерянный ветер повсюду потерю искал...

Несмотря на длинную строку, стихотворение не вызывает ощущение тяжести, напротив - оно лёгкое, его хочется петь. Замечательно описана тоска по утраченному детству, где ты мог летать, когда и куда тебе вздумается и грезить о чём душа попросит. Три последние строчки заставили улыбнуться и порадоваться тому, что ничего в этой жизни не кончается, а только переходит из одного в другое.

10.  Ольга Флярковская

Стихи о первой любви

Школа потихоньку замолкает –
Кончился февральский трудный день.
Вытянули вечера лекала
В лужи опрокинутую тень.

В классах знойно, греют батареи,
Как в гриппозном синем январе.
Скомканный Ерохиным Андреем,
Лист тетрадный корчится в ведре.

Сердце, навсегда ли ты разбито?
Но с утра померкнул белый свет.
Новенькая в классе, карменсита,
Молча отодвинула портрет.

Он не знал: смеяться или плакать?
Нагрубил химичке сгоряча...
Полз трамвай, и серенькая слякоть
Покрывала площадь Ильича.

Храм чернеет с голой колокольней –
Будущий эскиз в карандаше.
В первый раз так яростно и больно,
Так светло и тяжко на душе.

 Автор так ярко и живо описывает растерянность,  горечь и боль от несостоявшейся первой любви, что трудно не откликнуться душой. Серо-чёрный тон вдруг пронизывает огненная вспышка: «Новенькая в классе, карменсита…» Такие уколы в сердце не забываются никогда. Но  любовь - это всегда свет, несмотря ни на что. Прекрасное лирическое стихотворение.


Рецензии
Татьяна, спасибо Вам большое за высокую оценку.

Светлана Тимашева   21.06.2020 21:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.