Форма Рондо

Что ни глава,
Снова встала с перстами пурпурными Эос.
Все полегли героически,
Только Эос встаёт и встаёт )

17. 05. 2020

_________________________

Гуляя с этой книгой в ушах и душе, зримо представляя все её яркие картины, описания, перечисления, всегда улыбаешься возвращению рефрена )
Вот это богатство жизни! Вот это красота! Не говоря уже о символическом смысле всех этих странствий.
И древнейшая форма рондо. И песен - 24. А 24 - музыкальное число.

Гомер. Одиссея. Читает В. Самойлов

__________________________________

Итак, сегодня, 12 мая, в День матери ( пока новый, неусвоенный праздник, какой-то европейский) я вдруг захотела пересмотреть фильм "Одиссей" ( а ранее начала слушать Диалоги Платона - аудиокнигу советского ещё издания со вступительным словом замечательного Лосева, но почему-то речи Сократа мне слушать тяжело -  я же понимаю всю несправедливость произошедшего, самозащита Сократа вызывает у меня чувство горечи -  пока что я слушала "Апологию Сократа"). Но вдруг - пересмотреть "Одиссея" и, может быть, переслушать аудиокнигу, снова погрузившись в эти вселенские странствия... Точно так же я недавно перечитала МиМ Булгакова, но пока сил нет написать об этом. Потому что нет смысла жизни в этом мире.
Я и сама устала жить в форме Рондо, то есть без конца воскресать. Как Ахматова сказала когда-то - " Я устала жить, и умирать, и воскресать" ( примерная цитата, там, кажется, в обратном порядке).
Но желание помедитировать на Странствия Героя -  уже хорошо.
Первая мысль: меня больше не привлекает образ Пенелопы, но близок образ Матери Одиссея и , конечно, Афины, любимой богини. Удивительно, что у Одиссея и его жены любимые богини - разные. Пенелопа Гере молится, стараясь сохранить свой семейный маленький мир. Она терпелива, я ей даже когда-то стих посвятила. Но образ не близок больше, ибо некого ждать.
Вечная Мать и мудрая Афина, странствующий в поисках Герой - это осталось интересным. Все повстречавшиеся ему женщины наградили его опытом и знаниями. Правда, он ещё оставался мужчиной, поэтому смог их получить.
Говорят, что путешествия Одиссея - это странствия к Вечному Дому. Маленький семейным дом с деревом внутри - прообраз Вечного. Это тот Игдрасиль, что растёт в центре мира... Однажды мне воочию довелось увидеть такой дом: одна семья киевских знакомых построила такой дом тоже вокруг дерева, он был круглым, там была печь и комнаты в виде долек. Совершенно уникальная вещь! Но хозяйки дома, к сожалению, больше нет в этом мире. Она, Олечка Бутенко, была духовным человеком. Я подарила ей рыбку из голубой глины для её прекрасного дома, потому что эта рыбка должна была быть подарена хоть кому-то.
Что ж... посмотрю на Одиссея, послушаю, быть может, вдруг что-то пойму новое.
Вечная Эллада всегда утешает, даже если вокруг ничего и никого живого нет, чтобы пообщаться об этом.
Как я всегда хотела побывать в Греции! Больше, чем в Италии, наверное. Всё бы ходила там, вокруг колонн, о богинях думала...
Как-то я учила одну ученицу богатеньких родителей, абсолютно бестолковую. И вот однажды она приезжает и говорит :" Я в Грецию ездила с родителями, на Олимп мы поднимались". А я вот, учительница ( да и во многом неудачница по жизни и судьбе) всю жизнь только промечтала об этом. Но спросит меня кто - "Хочешь ли снова на землю родиться и увидеть всё, что хотела?". Нет! Больше не хочу! Вообще не хочу больше на Землю. Здесь тюрьма для душ, место тяжёлых отработок. Хотя, говорят, душа сама выбирает место такого воплощения, чтоб быстрее эволюционировать, потому что этот процесс ускоряется в трудных условиях. Мне кажется, все идеи и атмосферы мировых культур и так где-то есть. И можно приобщиться к ним, не будучи здесь воплощённым, в мире несправедливости и жестокости.
Если что ещё пойму об Одиссее, даст Бог, сюда допишу - так, для себя. Ибо я же здесь сама с собой разговариваю.

Итак, Одиссей. Замечателен разговор его с Посейдоном. Посейдон, безусловно, прав и наказывает за дерзость и неблагодарность. Кара - скитания очень долгие по морям и океанам, недостижение уютного домашнего очага - вплоть до старости. Так мудреет душа в своей эволюции, все её приключения - лишь наказание за глупость и своеволие, за нарушение гармонии. Глупо бросать вызов более мощному и сильному, глупо вообще становиться на уровень богов без их на то соизволения. Хотя, вероятно, и этот поступок входил в судьбу героя, иначе он бы никуда не отправился, ничего не узнал. Его затмение - начало всему. Он был бы в иллюзии, что весь мир - его домик с деревом и верная Пенелопа. А Пенелопе тоже нужна была проверка. Только жаль бедную Мать...

Кратко о событиях. Полифем, хтоническое, титаническое чудовище, символ бессознательного - дикое, первобытное, ест людей и пьёт вино, упиваясь. Его перехитрили. Это не к тому, что бессознательное глупо, оно как раз всеведающее, но у греков титаническое - это просто прошедшее предшествующее, уже не прогрессивное. И потому оно должно быть умом побеждено.
Эол, замечательный помощник, потому что соперничает с Посейдоном, ради равновесия шанс даёт. Но глупость снова побеждает и прямо рядом с домом. Корабль так далеко уносится, попадая в царство Цирцеи, что для того, чтобы вернуться, приходится спуститься в Аид к Тересию. Сама же Цирцея, скучающая богиня, просто развлекается. Для неё все дни одинаково бесконечны, она - вечно молода. Как мудро она замечает Одиссею: " Я расколдовала твоих товарищей, но ты не торопился покинуть моё ложе". И не торопился он целых пять лет. В поэме он, кажется, ещё и сетует, что это сама Цирцея, мол, виновата - околдовала чувства и разум.
Не хочется все события пересказывать, да и, кажется, они уже все расписаны и исследованы в психологии, а эзотерики считают странствия Одиссея символическим рассказом о странствиях души к своему вечному Дому. И это Эос и Природа в форме рондо живёт, на наше счастье, и приходит снова весна, и утро -  в своё время. Только мы каждую весну - другие. Из музыкальных форм всегда мне больше нравилось сонатное аллегро. Хорошо, когда изменения такие позитивные - на сближение разнородного. Вот Цирцея на своём острове это поняла: как скучно и грустно было ей в однообразии повторяющейся бесконечности. Но довольно уж написано о ней, как о владычице междумирья, необходимой помощнице в инициации героя. Все женщины-богини на пути Одиссея призваны были изменить его, все они ценили его, влюблялись, рожали детей от него - так творилась история. А был бы он обычным "бюргерским" царьком, просто жил бы с семьёй, воевал бы время от времени - это было бы уже не интересно. Домашний мир - место отдыха и желанного успокоения, Одиссей постоянно стремится туда, как стремится душа к отдыху своему, но сам по себе он ничего не даёт и нужен только в старости, когда уже нет сил странствовать и действительно пора успокоиться, и беречь скудеющие силы.

12.05.2024


Рецензии