Сергей Тенятников. Экспертный обзор. Май-2020
Должен признаться, что, соглашаясь на судейство, не знал, ни чего ожидать от авторов, ни чего ожидать от самого себя. Прочитав все тридцать четыре стихотворения, обнаружил, что мне нечего сказать. В некоторой мере я оказался в положении глухонемого человека, вернувшегося с обитаемого острова. И говорить нечего, и понять другого нечем. А люди ждут рассказа о том, что я пережил. Да-да, стихи переживают.
Мой отбор текстов был сделан не по принципу хуже-лучше. Перечитав их по второму кругу через неделю, я остановился на тех из них, которые запали в память с первого раза. Стих – это ведь попытка остановить мгновение, задержаться в здесь и сейчас. Хочу поговорить о строчках затронувших, зацепивших. И о том, какие мысли возникли у меня по их прочтению.
Литература в общем и поэзия, в частности, есть осмысление и познание мироздания посредством языка. Поэтическая в самом широком смысле, наряду с религиозной и мифологической, форма сознания присуща человеку изначально. В известной мере все три формы взаимодополняются, а в идеале такое мировосприятие должно породить шедевр. Примем вышесказанное за рабочую гипотезу.
Бросается в глаза некая религиозность, на мой взгляд, не осмысленная авторами. Библейская тема оказывается лишь декорацией, когда они говорят о чём-то, что их волнует, и переосмысления материала не наблюдается. Тут есть и отсылка к Булгаковскому Ершалаиму: "Как будто дело в тех, – на трёх крестах, / Что видел я отсюда в двух верстах, / Повешенными около дороги…" ("Тьма"), и эмиграция из распавшегося СССР как исход из Египта: "Провожает летний пылающий понедельник / на Святую Землю, где у нас ни родных, ни друзей, ни денег." ("Девяностые. Исход"). Необычен образ Серафима (не монах и не ангел), работающего в школе учителем физкультуры и заглядывающегося на девочек, но "Вся огромная любовь в его сердце состоит из нежности. / Разве это плохо? […]" ("Серафим"). Даже когда речь идёт о плотском наслаждении, неожиданно читаешь "мы ехали с Господом вместе, одним маршрутом" ("песенки для ракушки Д"). Рационального объяснения такому количеству отсылок к Библии я не нахожу, просто примем это как данность.
Описание быта доминирует почти во всех отобранных мною текстах. С одной стороны, это удивляет, ведь главными темами искусства являются смерть, любовь, предательство, подвиг и т. д.; с другой стороны ничего странного в этом нет, капиталистический быт структурирует всё и вся: предательство регулируется договором, любовь – брачным контрактом, на случай смерти есть страховка. В таком мире нет места и времени для подвига. Возвращаясь к текстам: здесь обыкновенный поход в магазин превращается в какое-то умопомрачительное действо, где "[…] бабушка с небес / кричит бери муку а тут и дедушка с небес / молчит но тащит майонез / тушенку соль и лук" и "родные машут нам из тьмы / тележка мчит во тьму / а сушки не купили мы / не помню почему" ("продуктовое"). То есть всё растворяется во тьме, а то важное (сушки), за чем, собственно, человек шёл, забылось. Здесь "Некогда жить. Мы больше не ходим попросту / В гости, на чай и так, побродить вечером." ("Поколение Пепси"). Здесь записывают "тонкий белый шум, когда ты кончаешь – на диктофон в айфоне" ("песенки для ракушки Д"), – видимо оцифровка реальности единственный способ доказать, что человек существует, и что любовь не выдумка. Здесь за последние тридцать лет произошла определённая эволюция от "Взять бы с краю вон ту колбасную палку. / Их так много, ну что вам, жалко? Я возьму и тихонечко отойду в сторонку, / мне же надо чем-то кормить ребёнка." ("Девяностые. Исход") до "Юный поэт девяностых на стул завалится, / Кружку наполнит небытием быта. / А поколение "Пепси" успело состариться, / И отрастить животы, и сменить напиток." ("Поколение Пепси"). Но, как и раньше жестокие подростки "выбрасывают Серафима из окна третьего этажа / и, холодея душой, смотрят, как он летит, летит..." ("Серафим"). И кажется, что бывает другая, настоящая жизнь, в которой "ты в белой футболке и джинсах / читала Есенина, разливала гранатовый сок / детям-инвалидам", и стоит только вовремя остановиться, но голос подводит в, может быть, самый главный момент: "и я прошептал: / остановите автобус, боги, остановите жизни, / на пять минут, мне нужно выйти и перейти / на другою сторону / судьбы. / но водила волчал, молчал, прыщавая харя сияла / сквозь Млечный Путь" ("песенки для ракушки Д").
Получается какая-то безысходность – "[…] темнота такая, словно боги / Забрали свет […]" ("Тьма") – и самоцензура в жизненно важном русском глаголе только усиливает её: "я буду (censored) тебя нежно" ("песенки для ракушки Д"). Но всё-таки "Флейта, сидя во рту большегубом, / помнит мир, первозданный и строгий, / где однажды была она дубом, / и бурлили певучие соки" ("Флейта"). Остаётся жить, трудиться и ждать, когда придёт человек и обычную флейту превратит в волшебную, как это уже не раз бывало, а пока "Духи леса, рыдайте о ней!" ("Флейта").
Шорт-лист
VLADKOR54 «Тьма»
http://stihi.ru/2020/05/07/1860 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ ХАУСТОВ «Флейта»
http://stihi.ru/2019/03/29/4740 номинатор Ильдар Харисов
ГЛАША КОШЕНБЕК «продуктовое»
http://stihi.ru/2020/03/18/9878 номинатор Тургут Элл-Макбак
СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ «Серафим»
http://stihi.ru/2019/09/18/6099 отборочный тур для резидентов
ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «песенки для ракушки Д»
http://www.stihi.ru/2020/03/09/3678 отборочный тур для резидентов
ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Девяностые. Исход»
http://stihi.ru/2019/11/23/8461 квота ГР за редактирование отборочного тура
ИРИНА ТЮНИНА «Поколение Пепси»
http://stihi.ru/2020/05/07/7201 номинатор Термитник поэзии
Свидетельство о публикации №120061505828