Данте. Персонажи. Мятежный новарец
" Ты что, из монастыря миноритов? Я спрашиваю:
ты верно встречался с так называемыми апостолами?"
Сальватор побледнел."
Умберто Эко. "Имя розы".
Имя мятежного фра Дольчино Данте вплёл в канву своей "Комедии" по свежим
следам событий. Он поместил его в круг сеящих раздор:
" И все, кто здесь, и рядом, и вдали,-
виновны были в распрях и раздорах
среди живых и вот их рассекли."
Данте. "Ад" Песнь 28. пер. М.Л.Лозинского
Через много столетий эхом это имя звучит в устах героев знаменитого романа-
бестселлера "Имя розы": келаря Ремигия и его помощника Сальватора. Умберто Эко
сделал их дольчинианцами, укрывшимися в бенедиктианском монастыре.
В тринадцатом, начале четырнадцатого века в Северной Италии и Южной Франции
возникали и быстро распространялись среди населения различные религиозные движе-
ния, часто в открытую противопоставлявшие себя католической церкви: катары, иоан-
ниты, францисканцы-спиритуалы, апостольские братья. Они проповедовали возвращение
к первоначальному христианству, основанному на бедности, воздержании, не признана-
нии клерикальной власти.
Движение "апостоликов" возникло в Парме в 1260 году, его вдохновителем был
Герардо Сегарелли. Поначалу его проповеди не встречали никаких препятствий.
Да и трудно было найти обвинения для тех, кто провозглашал единственным мораль
ным авторитетом Евангелия.
Но скоро их стиль жизни, старавшийся подражать первым францисканцам ,
жившим в абсолютной бедности, и отрицание любой церковной иерархии, нашедший
большой отклик среди городской бедноты и крестьянства, начал очень беспокоить
католическую верхушку. В них видели силу, которая могла дестабилизировать
социальную пирамиду той эпохи.
Повод для начала преследований был найден: "апостоликов" обвинили в разврат-
ном, непотребном поведении. Среди последователей "апостольских братьев" было
много крестьян, и нравы в деревнях были вольней, чем среди городских синьоров,
но многие рассказы об их безнравственности были преувеличены или попросту
придуманы, чтобы отвратить от них людей.
В 1284 году Сегарелли был арестован и предан суду инквизиции. В 1300 году
он был сожжён на костре. На казни присутствовал его друг и соратник Дольчино,
который несколько месяцев спустя провозгласил себя главой "апостоликов".
Достоверных сведений о нём очень мало. Некоторые утверждают, что его настоя-
щее имя - Давиде Торниелли, он выходец из провинции Новара в Пьемонте, возможно
незаконнорожденный сын священника. "Дольчино"- "сладчайший", возможно, прозви-
ще, полученное за его красноречие.
Несмотря на скудость документов, из событий, которые он возглавил,
вырисовывается портрет неординарного, яркого, харизматичного человека.
Несмотря на ужасный конец Сегарелли, Дольчино продолжил проповедовать и преоб-
ретать последователей по всей Северной Италии.
В Тренто он познакомился с Маргеритой Бонинсенья, знатного рода и страстной
души. Авторы исторических хроник, враждебные Дольчино, подчёркивая её "злые
чары", не могли не упомянуть о её замечательной красоте.
Она стала любовницей и соратницей Дольчино, проповедуя вместе с ним. Число
их сторонников росло постоянно, на некоторое время их поддержал даже милан-
ский Маттео Висконти. У Дольчино сложилось впечатление, что он может взять
власть в некоторых городах Пьемонта, он поднял в Верчелли вооружённый мятеж.
Но был оставлен Висконти, епископ города Верчелли с благословения Папы
начал настоящий крестовый поход против дольчинианцев.
Многие сторонники покинули Дольчино. Он с кучкой сторонников укрылся на горе
Рубелло.
Долгие месяцы они держали оборону и успешно отбивали атаки противника,
во много раз их превосходившего. Эту осаду, видимо имел в виду Данте,
который устами Магомета шлёт предупреждение Дольчино:
" Скажи Дольчино, если вслед за Адом
увидишь солнце: пусть снабдится он,
когда не жаждет быть со мною рядом.
Припасами, чтоб снеговой заслон
не подоспел новарцам на подмогу,
тогда нескоро будет побеждён."
Данте, "Ад", Песнь 28, пер.М.Л.Лозинского
В конце концов сопротивление было сломлено, большинство мятежников убиты.
Дольчино и Маргерита взяты в плен. Подвергнуты жесточайшим пыткам и приговоре-
ны к сожжению на костре в 1307 году.
Некоторые теологи Реформы видели в фигуре Дольчино своего предшествинника,
а в распространении идей протестанства и борьбе с папатством - воплощение
предсказаний мятежного новарца.
использованы материалы Википедии,
статьи газеты "Стампа"(авт. Л.Морино, 16.9.2016г.)
"Казнь фра Дольчино и Маргериты".
Свидетельство о публикации №120061505598
Спасибо большое за Ваш переводческий труд, Сонечка!
Обнимаю.
Ида Лабен 15.06.2020 21:11 Заявить о нарушении
На горе Рубелло в 1907 году местные пьемонтские социалисты установили большой
обелиск в память о них, при Муссолини его снесли. В 70-е годы снова установили
небольшой памятник при участии Дарио Фо и его жены. Так что Дольчино продолжает
волновать воображение итальянцев.
Спасибо огромное за живые отклики и поддержку!
Обнимаю.
София Ладзарус 16.06.2020 00:28 Заявить о нарушении
Валентина Янко 16.06.2020 01:35 Заявить о нарушении
Я-то забыла совсем! Спасибо тебе, но ты меня захвалишь так...
Доброго дня вам, дорогие девочки!
София Ладзарус 16.06.2020 14:33 Заявить о нарушении