Данте. Персонажи. Мятежный новарец

                "...Вильгельм пристально посмотрел на него:
                " Ты что, из монастыря миноритов? Я спрашиваю:
                ты верно встречался с так называемыми апостолами?"
                Сальватор побледнел."
                Умберто Эко. "Имя розы".

    Имя мятежного фра Дольчино Данте вплёл в канву своей "Комедии" по свежим
следам событий. Он поместил его в круг сеящих раздор:

        " И все, кто здесь, и рядом, и вдали,-
          виновны были в распрях и раздорах
          среди живых и вот их рассекли."
          Данте. "Ад" Песнь 28. пер. М.Л.Лозинского

   Через много столетий эхом это имя звучит в устах героев знаменитого романа-
бестселлера "Имя розы": келаря Ремигия и его помощника Сальватора. Умберто Эко
сделал их дольчинианцами, укрывшимися в бенедиктианском монастыре.
    В тринадцатом, начале четырнадцатого века в Северной Италии и Южной Франции
возникали и быстро распространялись среди населения различные религиозные движе-
ния, часто в открытую противопоставлявшие себя католической церкви: катары, иоан-
ниты, францисканцы-спиритуалы, апостольские братья. Они проповедовали возвращение
к первоначальному христианству, основанному на бедности, воздержании, не признана-
нии клерикальной власти.
    Движение "апостоликов" возникло в Парме в 1260 году, его вдохновителем был
 Герардо Сегарелли. Поначалу его проповеди не встречали никаких препятствий.
 Да и трудно было найти обвинения для тех, кто провозглашал единственным мораль
 ным авторитетом Евангелия.
   Но скоро их стиль жизни, старавшийся подражать первым францисканцам ,
 жившим в абсолютной бедности, и отрицание любой церковной иерархии, нашедший
 большой отклик среди городской бедноты и крестьянства, начал очень беспокоить
 католическую верхушку. В них видели силу, которая могла дестабилизировать
 социальную пирамиду той эпохи.
   Повод для начала преследований был найден: "апостоликов" обвинили в разврат-
 ном, непотребном поведении. Среди последователей "апостольских братьев" было
 много крестьян, и нравы в деревнях были вольней, чем среди городских синьоров,
 но многие рассказы об их безнравственности были преувеличены или попросту
 придуманы, чтобы отвратить от них людей.
   В 1284 году Сегарелли был арестован и предан суду инквизиции. В 1300 году
 он был сожжён на костре. На казни присутствовал его друг и соратник Дольчино,
 который несколько месяцев спустя провозгласил себя главой "апостоликов".
   Достоверных сведений о нём очень мало. Некоторые утверждают, что его настоя-
 щее имя - Давиде Торниелли, он выходец из провинции Новара в Пьемонте, возможно
 незаконнорожденный сын священника. "Дольчино"- "сладчайший", возможно, прозви-
 ще, полученное за его красноречие.
   Несмотря на скудость документов, из событий, которые он возглавил,
 вырисовывается портрет неординарного, яркого, харизматичного человека.
 Несмотря на ужасный конец Сегарелли, Дольчино продолжил проповедовать и преоб-
 ретать последователей по всей Северной Италии.
  В Тренто он познакомился с Маргеритой Бонинсенья, знатного рода и страстной
 души. Авторы исторических хроник, враждебные Дольчино, подчёркивая её "злые
 чары", не могли не упомянуть о её замечательной красоте.
 Она стала любовницей и соратницей Дольчино, проповедуя вместе с ним. Число
 их сторонников росло постоянно, на некоторое время их поддержал даже милан-
 ский Маттео Висконти. У Дольчино сложилось впечатление, что он может взять
 власть в некоторых городах Пьемонта, он поднял в Верчелли вооружённый мятеж.
    Но был оставлен Висконти, епископ города Верчелли с благословения Папы
 начал настоящий крестовый поход против дольчинианцев.
 Многие сторонники покинули Дольчино. Он  с кучкой сторонников укрылся на горе
 Рубелло.
   Долгие месяцы они держали оборону и успешно отбивали атаки противника,
 во много раз их превосходившего. Эту осаду, видимо имел в виду Данте,
 который устами Магомета шлёт предупреждение Дольчино:

     " Скажи Дольчино, если вслед за Адом
       увидишь солнце: пусть снабдится он,
       когда не жаждет быть со мною рядом.

       Припасами, чтоб снеговой заслон
       не подоспел новарцам на подмогу,
       тогда нескоро будет побеждён."
       Данте, "Ад", Песнь 28, пер.М.Л.Лозинского

   В конце концов сопротивление было сломлено, большинство мятежников убиты.
 Дольчино и Маргерита взяты в плен. Подвергнуты жесточайшим пыткам и приговоре-
 ны к сожжению на костре в 1307 году.
   Некоторые теологи Реформы видели в фигуре Дольчино своего предшествинника,
 а в распространении идей протестанства и борьбе с папатством - воплощение
 предсказаний мятежного новарца.


                использованы материалы Википедии,
                статьи газеты "Стампа"(авт. Л.Морино, 16.9.2016г.)
                "Казнь фра Дольчино и Маргериты".


Рецензии
Сонечка, добрый вечер! Потрясающая история, Валя права. Меня тоже больше всего поразила Маргерита, ее преданность и любовь, слияние в духовном соратничестве с возлюбленным. Да и оба они - возвышенные, страстные души, сильные своей верой и отвагой. Теперь "таких не делают", как говорил один мой знакомый.)
Спасибо большое за Ваш переводческий труд, Сонечка!
Обнимаю.

Ида Лабен   15.06.2020 21:11     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Идочка! Да, пассионарии настоящие!
На горе Рубелло в 1907 году местные пьемонтские социалисты установили большой
обелиск в память о них, при Муссолини его снесли. В 70-е годы снова установили
небольшой памятник при участии Дарио Фо и его жены. Так что Дольчино продолжает
волновать воображение итальянцев.
Спасибо огромное за живые отклики и поддержку!
Обнимаю.

София Ладзарус   16.06.2020 00:28   Заявить о нарушении
Ида, а эта статья не перевод - это Соня собирала материал, она (умница!) сама написала!

Валентина Янко   16.06.2020 01:35   Заявить о нарушении
Натолкнула ты меня, солнышко, на мою оплошность: бегу источники указывать.
Я-то забыла совсем! Спасибо тебе, но ты меня захвалишь так...
Доброго дня вам, дорогие девочки!


София Ладзарус   16.06.2020 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.