Про искусство

Когда меня спрашивают, какой мой любимый жанр в кино, мне хочется отвечать "аллегория". Но нет такого жанра.) И не только в кино. В любом искусстве. Почему?

Потому что правду прямыми словами никто никогда не скажет! ВАМ НИКТО НИКОГДА НЕ СКАЖЕТ ПРАВДУ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ!
(Особенно эта мысль для любителей конспирологии и разоблачающих видео на Ютюбе.))

Никто и никогда! Истину преподносят только в аллегории. Так устроен этот мир. Прямо говорить нельзя. Не можешь не сказать? Выкручивайся.

Потому мои любимые художники искусства ("артист" от "art", "митець" от "мистецтво") это:
*Пелевин в литературе
*Аронофски (фильм "мама!") и Миядзаки в кино
*Дали в живописи...

Потому что ни один из них не говорит: смотрите: белое - это белое; а чёрное - это черное! Нет)

Пелевин - гений аллегории, каждая книга - отдельно одна большая аллегория. Но внутри нее сотни, тысячи других, поменьше.

"мама!" Апюронофски - мой любимый фильм. Одна сплошная аллегория. История женщины, которая счастливо жила с мужем в доме, в который ворвались люди и все разрушили. Да? Правда? Фильм про это?))

Дали - ни одна картина, ни один образ не есть тем, чем кажется. Все сюр. А сюр ли не аллегория?

Когда людям сказали, что мир - это матрица, никто не воспринял серьезно. Потому что им сказали прямым текстом! "Ну это же фантастика, это кино..." Это так не работает.) Учитесь говорить аллегориями, если хотите, чтоб вашу истину услышали. Прямым текстом - вам никто не поверит. Слишком просто.)

Потому мой любимый жанр в любом искусстве - это аллегория.

На втором месте - чувственная психология.
Это:
*Достоевский в литературе
*Феллини в кино
*Мунк в живописи...

Психика человека многослойная, многоуровневая. Она не работает по принципу: "Не люблю мужа, не могу быть с любовником, пойду брошусь под поезд".)

Человеческая душа - сложная структура. Никто так, как Достоевский не передаёт все слои чувствования человека словом. Никто, как Феллини ещё не сделал это в кино. Посмотрите "Джульетта и духи".

В мире попсовой психологии (кино/литературы/терапии...), если ты не хочешь жить с мужем и узнаешь, что он тебе изменяет - ты разворачиваешься и уходишь. Ты имеешь на это моральное право. Нееееет. Внутри человеческой души все сложнее.

"А не будет ли это эгоизмом? Я брала ответственность, согласившись быть с ним в горе и радости. А не будет ли это слабостью, получить моральное разрешение уйти - жить праздной, беззаботной жизнью, делая все, чего хочется? Не будет ли это уходом от ответственности просто потому, что мне лень ее нести?.. Не отступаю ли я от опыта своей души, который сама же и выбрала?..."

Это пример, и конечно, я никогда не смогу описать его словами так, как это сделал Феллини образами.

Но суть в том, что психика, психология сложнее топорных, банальных мелодраматических сценариев.
Почитайте Достоевского. Ни один герой не мыслит стандартами: белое - белое, а чёрное - чёрное. (За что я не люблю героев Толстого)). Посмотрите картины Мунка, посмотрите на мимику его героев, на сочетание цветов, которыми он передает ЧУВСТВО. Никто не делает этого так, как он...

Простота - это хорошо. Если это правда. А правда ли это? Разве мир чёрно-белый? Разве всегда белое - это белое, а чёрное - это чёрное?

И что, если не искусство, должно отображать многогранность мира? Многогранность человека, многогранность души, многогранность божественного начала...


Рецензии