Смирившийся человек находится в безопасности
Мне хочется пересказать в основных чертах несколько мыслей, которые я недавно слышал в лекции профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова по «Радонежу».
Бог есть преизобилие благ, щедрот и милости. И Его желание – даровать нам всё это. И Он ищет пути нам это дать. Так почему же не даёт? А ответ простой. Попробуй нам только что-нибудь дай – ну, например, дар чудотворения. Так мы таких чудес натворим… В чём же дело? Не готовы. Всё пойдёт во вред. Не вместим. Святые отцы говорят, опять же к примеру, что только равноангельный человек может выдержать человеческую похвалу без вреда для себя. Слава человеческая уязвляет душу, разоряет внутренний мир. Так как же быть? Как суметь приготовить себя к вмещению Божьих даров? Путь один – смирение. Оказывается, смирение есть та благодатная почва, на которой прорастают семена Божьих даров, которая принимает в себя их. От себя добавлю, что смирение погружает всё то, что происходит с человеком, в пространство спокойствия и тишины. Потому-то смирившийся человек находится в безопасности. Даже величайшие дары не будоражат кровь такого человека, потому что он уже по ту сторону всех внешних вещей. Более того, дары эти нисколько не меняют у такого человека взгляд на себя как на первого грешника и человека пропащего в своих грехах. Но это уже не главное. Главное – очевидное, ощутительное Его присутствие в тебе, Его действия в тебе, ты наполняешься Им, непрестанно отвергая себя. Ты просто слушаешься Его, и Он всё более помогает тебе следовать Его воле, а вскоре и Сам начинает волить в тебе. И это всё только благодаря твоему смиренному послушанию, признанию себя полным банкротом перед Ним и кроткому исполнению Его воли, выражаемой в заповедях Священного Писания, в установлениях Церкви, в указаниях духовного отца. 23 сентября 2002 года
И ещё. Святой Марк Подвижник говорит очень важные для всех нас слова, выражающие непоколебимый закон духовный, более важный, чем любые другие, физические, материальные законы. Он говорит, что все беды и скорби, которые происходят с человеком, происходят с ним по причине его помыслов, - а именно помыслов превозношения, гордости. Попробуй люди вступить на путь смирения, послушания воле Божией, и все эти тучи бед, скорбей и напастей начали бы постепенно и видимо рассеиваться. Внутреннее превозношение, гордость – высокая стена между человеком и Богом, между человеком и другими людьми, причина всех бед и страданий, причина несчастья человека, его обездоленности, нелюбви, отсутствия мира с Богом. Смирись – и вступишь на путь спасения, смирись – и встретишь Бога, смирись – и всё станет осмысленным и значительным, а люди станут ближе и роднее. Не думай о себе высоко. Ты один из прочих. То-то и удивительно. Все эти миллиарды ни в чём тебе не уступают – преклонись перед величием нашего Творца! Поразись тайне жизни, в которую ты – лишь малое окно, такое удивительное, чарующее в своём внутреннем существе (тебе, кстати, не принадлежащем), но малое, ограниченное, недостаточное. И твоё спасение есть выход за рамки твоего существа, есть победа любви, соединение нас с тобою и со всеми в Боге, Который есть любовь. 25 сентября 2002 года
https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/
Свидетельство о публикации №120061408954