Внешнее время и мелодия жизни
«Каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе, и только в ней существуют три времени. Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает...В тебе, душа моя, измеряю я время...Мне кажется, что время есть не что иное, как растяжение но чего? не знаю; может быть, самой души». (Августин, Исповедь , гл.11)
Distentio animi - так Августин называет явление, переводимое как растяжение, распростирание души. Гениальное по простоте наблюдение легло в основу приведенной мысли: мелодия воспринимается как единое целое, хотя все звуки, кроме последнего, уже стихли и находятся в прошлом. Единственно, где все звуки могли бы находиться вместе – наш ум – воображение – душа.
Через полтора тысячелетия к образу мелодии обратился французский философ Анри Бергсон, сын музыканта. Но его мысли простирались дальше:
«Есть просто мелодия внутренней жизни, которая тянется как неделимая от начала и до конца сознательного существования».
Бергсон резко различает два типа времени – научное, которое мы называли внешним, и «чистое время», или duree', - длительность, дление, как динамичный поток событий, поток самОй жизни.
Научное время всегда течет в одну сторону (число событий, как мы обсуждали, может только увеличиваться). Оно пригодно для описания скучных общих событий мира с помощью рассудка. Напротив, дление – всегда индивидуально и очень сложно устроено. Поток жизни не слагается как сумма отдельных фактов-событий. Скажем, одно и то же стихотворение у разных людей может вызвать совсем разные воспоминания, ассоциации, - потому что стоит в связи со многими другими прошлыми событиями или мыслями именно каждого индивидуума. Соответственно в сознании появится сложная временнАя зависимость – воспоминание, воспоминание о воспоминаниях (как у Достоевского в Белых ночах) итд. Именно в этом субъективном мире, не подвластном рассудку, но только интуиции, Бергсон видит главную ценность индивидуальной жизни.
«Мир, куда обычно вводят нас наши чувства и наше сознание, есть лишь тень его самого; и он холоден, как смерть. Все в нем существует в настоящем,…словно бы постоянно начинается вновь; и мы сами говорим о прошлом как об утраченном, видим в воспоминании факт странный…
Но если мы осознаем внешний мир не только поверхностно, в настоящий момент, но в глубине, с ближайшим прошлым, которое давит на настоящее и запечатлевает на нем свой порыв; словом, привыкнем видеть все вещи с точки зрения длительности, - то дремлющее пробудится, мертвое возродится в нашем ожившем восприятии.
То наслаждение, которое искусство приносит (и то изредка), лишь избранным..., <cтало бы доступно> в любой момент нам всем, вдыхая жизнь в окружающие нас призраки и вновь пробуждая к жизни нас самих.»
Итак, совокупность взаимно сцепленных прошлых событий, мыслей, чувств и образует непрерывную мелодию жизни, у каждого свою. Не только неповторимую, но и невыразимую другим. Причем даже то, что как бы прочно забыто нами, никогда не попадает в «светлое пятно сознания», сохраняется и может повлиять на нашу жизнь, наши решения незаметно для нас.
Не об этом ли говорил Павел Флоренский:
«Всё проходит, но всё остается. Это моё самое заветное ощущение – ничто не уходит совсем, ничто не пропадает, а где-то и как-то хранится.
Ценность пребывает, хотя мы и перестаем воспринимать ее… И прошлое, хотя бы и забытое, пребывает как-то и дает свои плоды. Вот поэтому, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности».
Несколькими абзацами выше иной читатель, возможно, вспомнил эпизод с ассоциацией, вызванной пирожным «мадленкой» из первой части романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Да, влияние Бергсона на Пруста, кузена своей жены. действительно очень глубоко и многосторонне. Конечно, это не исключало и расхождения, хотя бы связанные с разными видами творчества. Впрочем, и сам Бергсон получил в 1927 году Нобелевскую премию по литературе за художественные достоинства своих трудов. По мнению Владимира Микушевича, известного поэта и переводчика со многих языков, эта награда могла быть своеобразным запоздалым признанием заслуг самого Пруста (умершего в 1922 году):
«Я шел не по тем же улицам, по которым шли другие люди, вышедшие из дома в этот день, я шел по скользким и печальным улицам моего прошлого…»
Наверно, у каждого есть такие улицы…
https://proza.ru/2017/04/18/686
По поводу иллюстрации - http://stihi.ru/2013/04/06/5190
Свидетельство о публикации №120061407834
Татьяна Беклемышева 18.06.2020 15:55 Заявить о нарушении
живую жизнь А разложить по полочкам и невозможно...
Спасибо!
Николай Старорусский 19.06.2020 13:40 Заявить о нарушении