Квантовая симфония
Ультрафиолетовая катастрофа Планковская идея квантования излучения.
Стройная плавно льющаяся мелодия в стиле баховской полифонии. Но по мере развития – не контрапункт, а постепенное и даже некоторое диссонансное расхождение вначале консонирующий тем! Одна мелодия уходит в верхние октавы, другая в нижние и гармония нарушается. Пауза, сменяемая нарастающим «тревожным волнением» всего оркестра, смычковые, духовые, литавры, барабаны. «Смятение» постепенно прорезается острыми, простыми и короткими созвучиями, стаккато. Кванты! Дальше -- эйнштейновское ПЕРВОЕ приложение идеи квантов (то есть порций энергии) к свету. Идея фотонов. Яркие вариации на темы уже прозвучавших «фононов», то есть порций звуковой «субстанциальной» энергии.
Часть вторая.
Квантовая механика в приложении к теории атома Бора. Идея де Бройля о волнах материи.
Отдельные фононы из первой части начинают качественно и количественно расти. Из отдельных гармоничных стаккато-созвучий образуются тоже стаккато, но более многозвучные, целые аккорды и даже вполне завершённые обрывки музыкальных тем. Нарастающее тремоло во всех октавах создаёт ощущение некой всеохватывающей вибрирующей мелодии (Волны материи де Бройля). Гармоничные отрыки превращаются в короткие и завершённые темы. (Атомы Бора)
Возникает причудливая гармония тремолирующих и гармонично замкнутых тем. (Атомы в узлах кристаллической решётки)
Часть третья.
Новая квантовая механика Шредингера, Гейзенберга, Паули, Дирака.
Тремолирующие и волнообразно колеблющиеся стаккато из второй части. Но теперь это уже связная длительная музыкальная тема из квантовых «кусочков». Легато, то есть плавные изменения вообще отсутсвуют на данном этапе. Одна мелодия конкурирует с другой и чем громче становится одна, тем тише и «неопределённей» другая. Попеременное качающееся равновесие между двумя темами (Соотношение Неопределённостей Гейзенберга).
Отдельные темы, начавшись, влруг прерываются резким аккордом. (Правила Запрета Паули). Вдруг появляются темы палиндромические – перевёртыши, где комбинации звуков вдруг переворачиваются, но, в отличие от слов, они, конечно, звучат НАОБОРОТ! (Это – решения релятивистского уравнения Дирака, давшие идею античастиц,)
Часть четвёртая.
Релятивистская квантовая механика. Квантовая электродинамика.
Темы из предыдущей симфонии «Теории Относительности», включая темы полей Максвелла, но исполняемые строго квантово, стаккато. Появляются звуки мелодий изменяющиеся ПЛАВНО по тональности, то «приближающиеся», то «улетающие» в звуковую «бесконечность» (Эффект Допплера). Для «приближающихся» тональность снизу вверх, для удаляющихся – сверху вниз.
Плавные темы двузвучия начинают вдруг резко обрываться неким звуковым «ударом» с последующим расходением двух звуков, уже изменившихся по тональности. Эффект Комптона рассеяния гамма-квантов на электронах.
Две кратких, обратных по нотному составу, темы сближаются из верхних и нижних октав и, столкнувшись, превращаются в вихрь энергии, фотоны (аннигиляция частиц и античастиц).
«Вихрь» (фотон), натыкающийся на низкооктавно рокочущий звук (ядро) вдруг превращается в расходящиеся антитемы (см. выше) (фоторождение пар частица-античастица)
Возникает резко рокочущие стаккато сильных взаимодействий – ядерные силы. Виртуальные Пи-мезоны. Рокот нарастает и взрывается. С длительными отголосками. Взрывы ядерных бомб. Постепенно темы взрывов переходят в более плавные и мирные, почти буколические, но вдруг резко прерываемые новыми взрывами.
Финал -- это как бы увертюра наоборот. Все темы исполняются в кратком изложении. Последние аккорды – опять взрывные с ОДНОЙ ФИНАЛЬНОЙ, исполняемой всем оркестром, повисающей, вопросительно тремолирующей и нарастающей по громкости НОТОЙ – конец человечеству или...?
Музыкатура:
https://www.youtube.com/watch?v=i6ckXQoBw2M
Первая четверть музыкальной фантазии Джеффа Вейна «Война миров» по роману Джорджа Уэллса. Написана неплохо, в подражание первой части Пятой симфонии Бетховена. Очень удачен отрывок чисто «машинной музыки» – отвинчивание крыщки космического снаряда, принесшего марсиян на Землю и жестокая марсианская, прямо-таки НАСЕКОМАЯ, стрекочущая и торжествующая тема-походка самих марсиян. (Увы! Микрокусочек! Не дошло до композитора, что здесь – его находка, надо обыграть и развивать ЭТУ ТЕМУ! Нет, тупо полез в псевдовокальное вытьё!)
Дальше – мура, унылая тягомотина. Хороший пример того, сколь кратко и капризно ВДОХНОВЕНИЕ и сколь длительны и монотонны дальнейшие потуги бездарного «бесплодия умственного тупика». Голос диктора, всё нам растолковывающего, абсолютно излишен, тупо навязчив и говорит лишь о потере композитором чувства меры и понимания, что публика всё же НЕ ДУРА! Речетатив для кретинов!
К сожалению, во всём дальнейшем -- тотальное преобладание дешёвой стадной тупости и бездари.
Был талант, да весь вышел...
14 VI 2020
Свидетельство о публикации №120061406921