Рельсы-шпалы
или ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ — ЛОХАНУЛАСЬ
На днях у нашего дома в заулке стали разбирать старый сарай. И в его основании оказались … рельсы и шпалы. А мы так далеко от Суды – ближайшей ж/д станции.
Правда, прямые-прямые лесные дороги называются у нас в народе линии. «Пошли на линию купаться», это значит, «линия» упирается в реку. «Пойдём на линию за грибами» – в наших местах участки «линии» проходят по лесам.
И мы слыхали, что здесь когда-то были пути, по которым один раз прошёл пробный паровоз.
Одни думают, что железная дорога была построена в войну, другие, что в революцию… В том месте, где сейчас крайний дом в моей родной Сосновке – дом Тиминых – рядом стояла будка. И в ней стрелочником-смотрителем работал Иван Романович из деревни Паршино. Фамилию рассказчик не вспомнил.
А поведывал об этом по моему запросу симпатичный работящий парень с нашей улицы, окружённый тройной красотой – жена и дочери его – очаровательные русские красавицы. Так вот Малыгин Анатолий Михайлович, родом из Паршина, которому в этом году исполнилось 90 лет, рассказывал, что проходящая по нашим местам железная дорога построена до революции, и её хотели использовать в гражданской для победы над Юденичем. Для чего, чтобы опробовать её, по ней тихонько прошёл паровоз с пустыми вагонами. А мост-то через Мологу и закачался. Паровоз осторожно вернулся. А мост решили укреплять. Но тут – Юденича разбили. Так и не стали заниматься ремонтом.
А пути потихоньку размонтировали. Шпалы и рельсы местные употребляли в хозяйстве. Вот и мой отец для сарая кое-что применил.
…Тут приезжают собиратели металлолома. И я сдала скопившуюся кучу вместе с рельсом. А на другой день схватилась за голову: что ж я наделала – музейную ценность собственноручно выкинула!
На карте Череповецкого уезда, 1898 года – я помещаю её в этой книге – прорисованы пути старой узкоколейки, проходившей через наши деревни, о коих речь идёт в данной повести: Гришкино, Клопузово… Через Глины она уходила на запад на Устюжну. Огибалась на север через Луковец, который теперь затоплен Рыбинским морем, и возвращалась на юг через Мяксу в Пошехонье. А от узловой Новинки ответвлялась к Вологде и дальше на Вятку.
От моего дома в Сосновке до линии всего 300 метров. Клопузово тоже рядом. А вот посёлка нашего тогда не было. Это место стало застраиваться, как я слышала, в 30-е годы. Про легендарный ж-путь, который оставил в наших местах прямые, как стрела, дороги, есть статья «Железнодорожная линия Петербург — Вятка и значение ее для г. Череповца» в газете «Новгородские Губернские Ведомости» за 1895 год, № 89.
А те пути, по которым мы сейчас ездим, скажем, из Череповца в Питер, в Википедии описываютя так: «Петербурго-Вологодская железная дорога — на северо-западе России, соединяющая Петербург и Вологду. Построена на средства государственной казны Российской Империи в 1902—1905 годах, протяжённость 575 вёрст».
Вокзал в Череповце был открыт в 1905 году. И на нём висели часы мастера Павла Буре, которые потом оказались в моей личной музейной коллекции и приводили в восторг многих посетителей. Но… украдены из деревни Супроново в 90-е годы…
Хочу обратиться к уломчанам и жителям Череповецкого района:
– Дорогие, если у вас найдутся рельсы от старой дороги Питер-Вятка, подарите, пожалуйста, скажем, метровый кусок для Коротовского Музея. Благодарю.
Свидетельство о публикации №120061404315