Вновь об искусстве, науке и странном
Вопрос «ПОЧЕМУ» вообще не задавался.
Со временем, в процессе развития мышления, произошла «специализация» образа мысли и наука с искусством разошлись.
Наука стала искать ответы на вопрос «ПОЧЕМУ», а искусство ограничилось ответом на вопрос «КАК».
То есть произошло разделение понятий сущности (содержания) и формы.
Искусство, как уже не раз отмечалось, – это игра в формы, а «ЧТО» туда засыпается – роли не играет, лишь бы форма была покрасивей.
Забавно, что математика тоже отвечает на вопросы «ЧТО» и «КАК», а вопросом «ПОЧЕМУ» вообще не интересуется. Таким образом получается, что математика, не будучи наукой, скорей близка к искусству.
(«Математика – это язык! » Д.У.Гиббс)
Но язык – это не наука, а способ общения. Такими рассуждениями мы пришли к выводу, что математика – это раздел искусства!
Что такое «диалектика»?
Это, в своём оригинальном понимании, искусство ведения спора.
Риторика и диалектика были очень популярны в Древней Греции и побеждал в споре не тот, кто был прав (то есть провозглашающий истину), а тот, у кого был лучше подвешен язык!
Такая тенденция сохранилась у человечества и до сих пор.
Что значит «лучше подвешен язык»?
А то, что спорщик более изобретателен на всякие правдоподобные доводы, чем его оппонент, что он владеет лучше искусством убеждения, то есть опять, мы приходим к ИСКУССТВУ!
К ФОРМЕ, в которую облекаются доводы, а не их сущность. Уже не раз упоминал, что в сознании человека форма выражения мысли куда важней, чем существо мысли.
Почему?
Да потому, что так работает наш мозг с лревнейших времён образования его зачатков, маленьких узлов связанных друг с другом нервных клеток, ганглиев. Мы воспринимаем чувствами не суть явления, а его форму, и потому в нашем мышлении тоже доминирует форма.
Не пришло ли время снова объединить эти две ипостаси: Искусство и науку?
Тогда научные доводы станут не только содержательными, они были такими и до этого объединения, но и прекрасными по форме. Они станут ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ, что играет важнейшю роль в нашем восприятии и понимании.
А форма, контролируемая строгой логикой науки, лишится своего теперешнего хаотического произвола, диктата самозванных «экспертов» и станет научно обоснованной. Тогда нельзя будет сказать, например, про какую-нибудь «знаменитую» картину, «это шедевр» лишь потому, что некие «эксперты», обычно небескорыстно, так её назвали. А её совершенство можно будет оценить строго научными критериями. Разумеется, речь идёт не только о живописи, а о любом произведении искусства.
На днях, мне кажется, я понял образ мышления профессиональных математиков.
Странно, что как раз об этом, самом главном, на мой взгляд, математики нигде не пишут.
Вопрос ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: ЧТО нравится математикам в их занятии. (ведь иначе люди не посвящали бы всю жизнь этому предмету).
Некая игра мысли, хождение по лабиринту, придерживаясь строгих правил, выработанных для таких странствий, но с неизвестным конечным результатом, часто неожиданным для самого путника.
Поль Дирак, один из самых талантливыз физиков-теоретиков, (по сути же математиков-прикладников) нарисовал достаточно чётко алгоритмы своего мышления:
«Я не принимал участия в том споре между Эйнштейном и Бором на Сольвеевском конгрессе (в 1927 году). Я выслушивал аргументы, но не ввязывался в спор, главным образом, потому что меня это мало интересовало.
В большей мере меня интересовал вывод правильных уравнений. Мне казалось, что основой работы физика-математика должно быть получение верных уравнений, а не интерпретация этих уравнений – это уже второстепенный вопрос...»
Сказано в 1979 году.
Авраам Пайс, вспоминая свои беседы с Дираком, высказал взгляды Дирака в ещё более наглядной форме:
«Из этих обсуждений я гораздо больше узнал о том, как Дирак играет с уравнениями. В общем, это можно выразить так: Сначала поиграй с красивой математикой ради математики, а затем посмотри, не ведёт ли это к новой физике.»
Снова суть игры: Ты играешь по строгим правилам, но ходов и возможностей много и ты никогда не знаешь, куда попадёшь...
Как сказал не математик, а писатель, Юлиан Тувим:
«Не говори «ХОП!», когда перепрыгнул. Сначала посмотри, ВО ЧТО ТЫ ПОПАЛ!»
И математику ИНТЕРЕСНО тоже посмотреть, когда перепрыгнул, во что он попал?
Странные мысли приходят иногда в голову Эспри, предел мышления которого бесконечно далёк от беспредельной математики.
12 VI 2020
Свидетельство о публикации №120061300906