Легенды и были Аула Рича

Легенды и были аула Рича.
В не столь далёкие голодные времена, жила старушка в Ричах, у которой было 7 сыновей. Одним из основных способов добычи пропитания тогда была охота, и живности в горах было достаточно. В один из ранних весенних дней, когда зима в этих местах ещё играет свою свирепую мелодию, отправляются сыновья на охоту в горы. Однако погода братьям не соблаговолила: они попали в страшную пургу, которая не оставила бы шансов выжить даже самому крепкому человеку. Семеро братьев погибают, спасая друг друга от дикого холода.
Очень скоро узнав об охотничьем походе семерых братьев в те самые горы, где  накануне пронеслась снежная буря редкой силы,небезучастные  сельчане понимают, что с охотниками случилось несчастье и выходят на их поиски. Молодая жена одного из  охотников тоже, во что была одета, бросается на возможную помощь своему кормильцу-добытчику, но, к великому сожалению, вскоре находит замёрзшее тело любимого мужа.
Рыдая от горя беременная девушка, подоспевшая раньше остальных, волочёт на себе бездыханное тело мужа домой и сама приковывается к постели с отморожением ног.
Старушка-мать, убитая горем семи сыновей, рыдая над телами своих детей, проклинает ту гору:"вун кlаре кlарнитl хьурай...вал ери ягъди тlурфан гъутlурай..."
(И по ныне эта гора называется "кlарнитl".По этой легенде ,в марте в горах бывают сильные ветры: буря, пурга. Эти 7 дней так и называют – "къарин ягъар")
 Хоронит мать сыновей, проходит время – месяц-два – невеста, прикованная к постели рожает сына, но сама от последствий перенесенной тяжести и болезни покидает этот мир.
Остаётся старушка одна с младенцем на руках, выхаживает мальчика 5-6 лет, но старость берёт своё – старушка умирает. Перед смертью бабушка отдаёт сына муле-имаму села как аманат, чтобы мальчику была хоть какая-то опора.
Мулла растит мальчика как может, даёт ему шариатское образование. Чтоб парень не пристрастился к безделью, отдаёт он его чабану в помощники.
С детства мальчик идёт пасти овец, и летом, и зимой, что ни день, то в горах – на побегушках у чабанов. Только по ночам он отправляется в сельскую мечеть, где мулла учит его чтению Корана, даёт полезные советы,– так проходит несколько лет, а пацан, как щенок, переходит от одного чабана к другому.
 В возрасте 9-10 лет мальчик становится свидетелем и ,быть может, невольно, виновником поистине необычайного и трагического случая: в осенний сезон, когда ещё тепло и отары овец отгоняют пастись на окраины села, на дольные земли, чтоб сэкономить ближние пастбища на зиму(одним из таких мест в Рича была приграничная земля с Тпигом и Буркиханом в районе "верхьерихъ", поднимаясь выше "Баламаригь"),
по старым традициям у чабанов, новое место полагается пометить дымом. Режут ягнёнка, готовят хинкал, разливают вино. "Мальчик, делай то... Мальчик, делай это!"...сами пируют. Посылают пацана за водой: то один, то другой, то третий. Мало им,– посылают вновь. После вина вода ближнего родника им не вкусная, посылают мальчика принести воду с другого родника, более далёкого–"кьудракьан ракка". Уставший мальчик идёт под лунным светом, то песню напевает, то злой - ругается на взрослых своих товарищей.
Добравшись до родника мальчик удрученный наклоняется набрать воды и произносит:  "-Сибихъ дурукьурай чве ми хьед!"
Не успевает он наполнит катку, поднимается грохот, словно гром небесный,– высокая скала рушится как ахир-заман, стремительная лава огромных валунов накрывает всю отару с чабанами. Мальчик прибегает к месту обвала и в ужасе от страха, что его проклятие мгновенно настигло чабанов становится немым.
Три дня и три ночи с разных сторон обвалившейся скалы люди слышали голоса овец и мелодию свирели, что играл один из похороненных заживо под громадной каменной массой чабанов. Но человек здесь был бессилен.
Долгое время мальчик ютится у муллы в мечети; что только не делают местные знахари, чтоб вернуть мальчику речь, но по воле судьбы парень на всю жизнь становится немым.
Годы идут, юноша растёт, становится опытным чабаном: раньше всех выгоняет отару, загоняет с темнотой, все парня хвалят, зовут к себе в чабаны. На одном из сходов сельских чабанов за парня идёт настоящий аукцион: одна бригада зовёт к себе чабаном обещают ягнёнка, другая –к себе, предлагая овцу, третья ещё что-то... Выходит один "бей" богач – хозяин большой отары, говорит парню, что заплатит в конце сезона столько овец, сколько тот сможет через забор перекинуть. Все вокруг ахают, охают, шушукаются между собой –  соглашается парень.
Время проходит быстро, днём парень пасёт овец, ночью с муллой в мечети выучивает Коран.
Хозяин отары только и думает :как бы истощить парня. Ставит
 ему каждый день одно и тоже – лук с хлебом, надеясь обессилить чабана к концу сезона, чтоб тот не смог перекинуть много овец. С каждым днём парень слабеет, теряет аппетит, худеет. Одним вечером, сидя с муллой за "ифтаром", вытаскивает чабан свою еду – лук с хлебом, но удивляется когда мулла с лука перед тем, чтоб съесть, снимает тонкую плёнку. Парень спрашивает: зачем он это делает, на что мулла отвечает, что эта плёнка очень сильно вредит здоровью человека: вызывает слабость и истощение.
Тут немой чабан понимает, почему хозяин овец каждый день ставит ему лук. Запомнил парень совета суть, стал также снимать плёнку с лука как научил старик-мулла. Время шло, юноша рос здоровым и красивым.
Дочь бея, хозяина отары,– избалованная девушка, заигрывает с парнем: то камушек бросит на парня, то словами стыдит, мол замуж только за него выйдет, но парень не обращает на неё внимания.
 Проживший всё детство в одиночестве; холодный камень которому было подушкой, отара овец которому заменила семью, воспитаный  муллой по строгим горским обычаям. Он стеснялся даже смотреть в сторону девушки, но сам не понимая что с ним происходит, радовался каждой встрече, каждому её взгляду каждому её слову.
Хозяин замечает, что чабан влюблён в её дочь, но видит что избалованная дочь просто играется с ним.
Приходит день расплаты с чабанами, люди знавшие о том договоре, о цене, что обещал бей, приходят посмотреть: сдержит ли он слово. Парень перекидывает всю отару –150-200 голов – и кладёт маленькую луковицу в руку бея. Но тот злой, кого-то  проклинает, возмущается – не согласен с таким исходом. Все вокруг смеются, хохочут. Хозяин умоляет парня: проси что угодно, но не разоряй меня.
Тут парень показывает пальцем на дочь бея и мычанием обращается к хозяину, предлагая выбор: либо отару овец, либо дочь. Отец дочери был просто счастлив от такого предложения – он выбирает овец и соглашается выдать за чабана свою дочь.
Жмут они друг другу руки, хозяин говорит, чтоб прислали сватов.
Но дочь высокомерно выкрикивает с высокого балкона: "Не выйду за него ни за что. Не нужен мне этот такин (такин от слова буйвол, животное которое умеет только мычать).
Сердце парня разбивается в клочья: его мечты, его надежды, то, во что он верил, то, что придавало ему сил, – в один миг рушится всё, ради чего он жил.
Слово "такин" становится парню клеймом на всю жизнь.
Накинув на плечо свою бурку уходит он из села навсегда,
На верховье аула, у маленького родника, где всё село как на ладони разбивает он себе шалаш.
По камню в день строит себе домик. По сей день это место называют "такин хал" (такин дом)
С того дня при встрече с женщиной он стал опускать глаза, чтобы не сеять в сердце обольщение; всё свободное время проводил за чтением Корана: так как он был немым, он сердцем читал коран, но иногда вырывались непонятные мелодичные звуки.
Много лет он ещё пас овец, врачевал домашних животных, потом и людей. Собирал разные травы для отваров, настоек, делал разные мази, стал знахарем.  Изредка спускался в село.  Жил как отшельник, питался на то что люди принесут, со всего района ходили к нему с безнадёжными больными; ходили слухи, что он обладает какой-то магической силой.
Прямо возле его дома был маленький источник воды, родник располагался в конце узкого тоннеля. Не все решались туда входить: ходила легенда, что грешный человек задыхается при переходе этого тоннеля. Воду в том роднике считали живительным, целебным, люди набирали оттуда воду для разных больных людей, купали детей от сглаза, от разных недугов.     Клеймом несчастного парня до сих пор называется тот самый верхний дом( "Такин хал" ), что и по ныне одиноко и мрачно стоит в ауле Рича.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →