От Купальских Кострищ - до игр в РоМаШкУ

ОТ КУПАЛЬСКИХ КОСТРИЩ
ДО ИгР СоВнОмЕнКлАтУрЫ
В "РОМАШКУ".

Русь исстари грешила
Простотою варварскою
Нравов. -
В святую ночь КупАлы
После игрищ
С прыжками
Через огневища, -
Купальские костры, -
Парни и девушки
Шли парами искать
Цветущий папоротник,
Хоть от отцов
Да прАотцев
ВСЕ ЗНАЛИ,
Что ПАПОРОТНИК
НЕ ЦвЕтЁт, -
(он размножается
 не спменами, -
 СпОрАмИ!), -
И пары эти
Вовсе не всегда
Справляли свадьбы
После проведенной
Совместно
Купальской Ночи.

А позже на Руси
Веками был обычай
Зимой  по вечерам
Сбираться вместе
В самой большой избе
Парням и девушкам
Деревни,
Чтоб до утра
Петь песни
При лучине.

При этом,
Когда лучина
Очередная гасла
Сосед с соседкою, -
(Случайной,
 Не случайной ), -
Не плошали.

Один проезжий иностранец,
Гостем побывав
В такой избе,
Отметил
В путевых зсметках,
Что пять раз
Гасла в той избе
Лучина.

Обычай предков
Не забыт потомками.
И потому
ТаК ПрОцВеТаЛо
Многожёнство
И наложничество
У Князей* да у Царей,
И потому же
Так расцвела в СССР
Игра "РоМаШкА", -
(Под РюМаШкУ!), -
В  финскмх баньках
Высокопоставленной
Советской ли,
Хозяйственной,
Партийной,
Профсоюзной
И комсомольской
Номенклатуры
Да свальный грех
После банкетов-пьянок,
Завершавших, -
Почитай, -
Все Конференции
И Съезды
Всех уровней
Партийной,
Профсоюзной
И советской власти
Вплоть до семинаров
РайОНО
И празднований
Дней 8-го марта
И Красной Армии
"Междусобойчиком"
В различных
"Конторах"
И "шарагах".

Если кто
Обвинит меня,
Что клевещу на Русь
И на Россию, -
Пусть у Некрасова прочтёт
Его былину
"Ехал со ярмарки
 Ухарь-купкц"
Да хронику поездки
В Москву из Петербурга
У Радищева,
Не обошедшего
"Незлым, тихим" словом
Придорожных
"Валдайских ц*лок".
      
--------------------------------------------------------
* - См. нижеприведенное Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.   

Ирина Чугаева, кандидат исторических наук.
Чернигов,УкраИна.
               
               ГАРЕМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА -
                ПРАВДА ИЛИ МИФ ?
          http://www.golos.com.ua/rus/article/269350

      Одной из главных черт князя Владимира Святославича языческих времен был безграничный интерес к женщинам, что выделяло его среди других правителей Руси, к женскому полу тоже не вельти равнодушных.

     До крещения он, как свидетельствует «Повесть временных лет» («Повесть...») в рассказе за 980 г., имел не только ряд жен, но и несколько гаремов — 300 наложниц в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200 — в с. Берестове.

     При том он не ограничивался своими женщинами, - «творил блуд», за что летописцы сравнивали князя с библейским царем Соломоном, который был большим любителем женщин и якобы имел 700 жен и 300 наложниц.

     На самом деле до сих пор точно не известно количество жен Владимира Святого.

    «Повесть...» отмечает поименно трех жен князя — Малфриду, Рогнеду Рогволодовну и Анну Византийскую, а остальные названы лишь по этническому происхождению — гречанка, чешка, болгарка.

     По мнению известного украинского историка Л. Войтовича, у Владимира Святославича было 8 законных жен: дочь викинга Олафа (от нее родился Вышеслав), Рогнеда Рогволодовна, гречанка-монахиня, жена его брата Ярополка с 977 г., а с 980 г., а после смерти самого Ярополка, и его собственная, которая была «непраздна» и родила Святополка, чешки Малфрида и Аделя (родила Мстислава, Станислава и Судислава), «болгарыня» (мать будущих святых мучеников Бориса и Глеба), византийская принцесса Анна — мать Марии (Добронеги), а также дочь графа Куно фон Энингена.

      С другой стороны, сравнение Владимира Святого с библейским Соломоном приводит к мнению о символичности цифр — летописцы всегда любили округлять цифры.

      Откуда взялся имидж Владимира Святославича как блудника?

      Часть исследователей начала ХХ в. считали, что включение в летопись информации о его женщинах и легенды о крещении Владимира в Корсуне имели целью показать поиск Владимиром жены-христианки, которой в конце концов стала принцесса Анна.

      Другая часть современных историков делала акцент на существовании житийного предания, которое изображало Владимира гонителем христиан и защитником язычества, любителем женщин, а также сравнивали акт его обращения к христианской вере с судьбой апостола Павла.

      При этом весомая роль в превращении князя из язычника-блудника в истинного христианина отводилась именно Анне Византийской. Бесспорно, эта информация о любви Владимира к женщинам и его многочисленных гаремах исходила из «Хроники» Георгия Амартола (ее текст был распространен на Руси), в которой такую же характеристику имел царь Соломон.

     «Блуд» же Владимира в отношении других женщин — не что иное, как описание традиционных языческих игрищ, которые были распространены в Киевской Руси до крещения.

      Мужская сила, прелюбодеяния Владимира Крестителя ассоциировались с силой. И летописец такими примерами старался повысить авторитет князя в глазах современников. 

      Так что летописный рассказ о больших гаремах князя Владимира вряд ли имел реальные корни, летописец просто хотел показать мощь и энергию великого князя и подчеркнуть его тернистый путь к Спасению.

      В «Повести...» названо поименно 12 его сыновей (столько же было апостолов Христа и сыновей Иакова) и по иностранным источникам известны 9 дочерей. -

      Это прямая сакральная параллель из Книги Бытия: количество сыновей Иакова, Измаила, «колен» Израилевых, 12 апостолов и ворот Небесного Иерусалима. Эти цифры имели символичный смысл, в частности, «12» отображает богочеловеческую суть, объединение земного и небесного начал, из которого «3» — символ Бога, символ всего духовного, а «4» — символ человеческой природы, материальных вещей и напоминает обо всем земном.

      А князь Владимир изображался древнерусскими книжниками «тринадцатым апостолом» (12 сыновей как 12 апостолов), что придавало акту принятия христианства черт грандиозности. При этом княжеская династия будто получала «апостольское предназначение». Все это должно было обосновать идею Киева — второго Иерусалима.
   
     Итак, количество женщин, которые не были официальными женами князя Владимира, очень преувеличено в «Повести...» ради восхваления князя перед принятием христианства и крещением Руси.

     Впрочем, летописный рассказ 980 г. имел правдивую основу, ведь в целом его содержание согласовывается с характером князя, действительно большого любителя женщин.

     Изображение образа равноапостольного князя Владимира как великого любовника до принятия им крещения подчеркнула его сложный и тернистый путь к святости и Спасению, ведь эти сведения содержались в первоисточнике агиографического происхождения о Владимире Святославиче.

     Вся жизнь Владимира построена на контрастах (от яркого язычника до христианина), что явно объединяло князя с библейскими старозаветными героями, в частности царем Соломоном.

     Ведь летописцы писали преимущественно религиозную историю на основе идеи Божественного провидения, а изображение личности князя Владимира как первого правителя христианского государства древнерусскими книжниками имело целью создать образ избранного Богом Правителя священного государства — Киевской Руси.

                13 июня 2020-го года.               
               


Рецензии