Какой сон портит сердце?

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

"Бывает сон крайне нежелательный, бывает вредный,
не приносящий пользы телу. Такой сон умерщвляет
сердце, отягощает тело, становится потерей времени
и приносит с собой беспечность и лень.

Самый же полезный сон - тот, в котором существует
острая потребность.

Сон в начале ночи похвальнее и полезнее сна в конце
её. Сон в середине дня полезнее сна в его начале
или в конце.

Чем ближе сон либо к началу дня, либо к его концу,
тем меньше приносимая им польза и тем больше
от него вреда.

Особенно сон в период послеполуденной молитвы (аср),
а также сон в начале дня, кроме как не спавшего
ночью.

Ученые также считают нежелательным спать между
утренней молитвой и восходом солнца, ибо это время
собирать "добычу", и продвижение по пути для идущих
(к Аллаху) в это время имеет великую особенность.

Даже если они двигались всю ночь, они не позволят
себе прекратить движение в это время - до тех пор,
пока не взойдет солнце. Это начало дня и ключ
к нему, и время ниспослания удела, распределения,
прихода благодати.

С этого времени начинается день, и то, как проведена
эта его часть, отражается на всем дне. И спать в это
время человек должен только, когда действительно
необходимо.

Итак, наилучший и самый полезный сон - сон в первую
половину ночи и последнюю шестую часть ночи, то есть
около восьми часов. Это наилучший сон по мнению
лекарей, и отклонения в ту или иную сторону
отрицательно сказываются на человеке.

К видам сна, которые не приносят пользы, также
относится сон в начале ночи, то есть сразу после
захода солнца и до наступления вечерней молитвы
(иша).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, не любил такой сон, и он нежелателен
с точки зрения Шариата и не согласуется
с человеческой природой.

Избыточный сон влечет за собой все эти отклонения.

Однако борьба со сном и отказ от него влекут за собой
другие отклонения, в том числе скверный характер
и черствость натуры, отклонения души от правильного
пути, а также высыхание жидкостей, способствующих
пониманию и действию.

Они влекут за собой губительные недуги, имея которые
человек не может получать пользу от своего сердца
и тела. Всё бытие зиждется на умеренности, и кто
придерживается её, тот обретет свою долю блага.

А Аллах - Тот, Которого просят о помощи".


(См. "Мадаридж ас-саликин" Ибн аль-Каййима1,
"Деяния сердец. Избранное", 1/84-85)


=Подборка Тины АНСАРОВОЙ


1 Ибн Каййим - известный исламский ученый


Рецензии