Белый рояль Сати

БЕЛЫЙ РОЯЛЬ САТИ


А там в мансарде белый жив рояль,
Сам по себе играет и играет,
Спадают клавиши и внове воскресают.
О где же ты, Сати? Играет сам рояль.

В нормандском домике и тесно и светло,
В онфлёрских улочках – разбежка к океану,
Брусчатка в конском цокоте органна.
Услышать музыку брусчатки суждено

Тебе, Сати, а ты шутник и клоун.
Ты между нот записки рисовал,
Капель подслушал, минималом стал,
Движений музыкальных вольный Броун.

Тут в домике твоём царит смешной уклад:
Пойдёшь направо – с «Мессою для нищих»,
Звук исчезает, тишина всё тише…
Скакнёшь налево – оглушит «Парад».

Всё в мире музыка – и мебельна она:
Мяукнет кошка, чайка в небе тает,
Их будто бы никто не замечает –
Но в кладовых ума сверкает полнота!

Сати был мальчик, папа ведал порт,
Из бурь Атлантики здесь укрывались судна.
Капель не скучна – дзэнским изумрудом
Блистает мир, когда звучит аккорд.

Аккорд в мансарде! - белый жив рояль,
Сам по себе играет и играет,
Спадают клавиши и внове воскресают.
Ты здесь, старик Сати? Играет сам рояль.

   
11 июня 2020 года – услышал «Гимнопедию № 1» Эрика Сати и вспомнил, как в его Доме-музее в Онфлёре (Нормандия) играет автомат-рояль, как мастерски там оборудованы комнаты, где звучат все виды его музыки: от Меблировочной музыки (Musique d’ameublement) до «Мессы для нищих» (Messe de pauvres) и балета «Парад» (Parade). Отец Сати служил портовым маклером в порту Онфлёра.

Упоминание дзен-буддизма – отклик на слова Джона Кейджа, который признавал Сати предтечей минимализма: «В дзен-буддизме говорят: если какая-то вещь вам скучна по прошествии двух минут, занимайтесь четыре. Если скука продолжается, продолжайте восемь, шестнадцать, тридцать две и так далее. В конце концов окажется, что совсем не скучно, а живо и интересно».


Рецензии