Преподобная Благоверная княгиня Ефросинья Полоцкая
Прозвучал ряд стихотворений, посвященных Преподобной княгине, Сергея Феденкова и Натальи Соловьёвой, а также - тонких, проникновенных, берущих за душу песен в исполнении любимого всеми витеблянами ансамбля «Ковчег», но, как Откровение, как Исповедь, был рассказ Валентины Ивановны Моисеенко, заместителя председателя Витебского отделения Республиканской организации «Русское общество» о том, как создавались копии знаменитых картин о великой просветительнице художников Белоруссии и России.
Рассказ Валентины Ивановны - очень живой, профессиональный, глубокий, поэтичный, но и основанный на реальных фактах.
Меня потрясла история о Ефросинье Полоцкой - как игуменье со стальным характером:
Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве…
У Ефросиньи Полоцкой - А ОНА ЗНАЛА ДЕНЬ СВОЕЙ СМЕРТИ - было желание умереть у гроба Господня.
Когда прибыла в Израильв 73 года, ей отказали в этом желании из- за того, что она - женщина.- Похоронили великую просветительницу в стенах русского Федосьевского монастыря.
2 неизвестных монаха Федосьевского монастыря привезли останки Преподобной княгини в Киево- Печёрскую Лавру.
В 1911 году Киев прощался слёзно с Преподобной...
Люди пешком добирались до тех мест, где ночевали останки Ефросиньи Полоцкой.
С Орши - до Витебска, из Витебска - до Полоцка православные христиане несли на руках гроб Ефросиньи Полоцкой.
- Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», - рассказывает Валентина Ивановна Моисеенко, заместитель председателя Витебского отделения Республиканской организации «Русское общество».- Житие было написано в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать Преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.
… Но сначала двенадцатилетняя Предслава должна была проявить несгибаемый характер и стать монахиней вопреки воле родителей. Она знала языки, могла переводить, но главным делом её жизни стала Спасо- Преображенская церковь Спасо- Ефросиньевского женского монастыря.
…Как началось строительство монастыря?
Вот как сказано об этом в «Житии»: Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря. И путь от Софийского собора до места, где Спасо -Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.
- Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, - рассказывает Валентина Ивановна. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.
Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.
Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря - мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо -Преображенская – , по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы, а также создан знаменитый шестиконечный крест…
Меня тронул рассказ, мне давно известный, но прозвучавший так трогательно из уст Моисеенко Валентины Ивановны, как искали крест Ефросиньи Полоцкой.
Вот рассказ о потерянном кресте Ефросиньи Полоцкой, созданном Лазарем Богшей, находящемся сейчас то ли у Морганов в Америке, то ли у Медичи во Франции, копию сделал Николай Петрович Кузьмич, на кипарисовом дереве, с жемчугом, серебром и золотом...
Но сначала Мастер не был воцерковленным человеком - и ему нельзя было браться за эту работу - в Греции в Эфесе был Кузьмич Николай Петрович был воцерковлен...
…Зелёные изумруды на Кресте – это символы земной жизни, красные рубины - крови Христовой, сапфиры- символы горнего мира, жемчужинки - непорочности и чистоты...
Ночью Кузьмич проснулся от трубного голоса. Что это? Он был в теме – а кто сильно находится в теме, у того мысль- магнит ...притягивает...подобную мысль или ответ…
Поехали в Троице- Сергиеву Лавру ,там все мысли укрепляются, нет ли для Креста частички запёкшейся крови...
На несколько дней задержался по причинам, вроде не зависимым от него. Привезли новые иконы с частичкой крови.
Столько людей в воссоздании Креста было задействовано! Со всех концов страны...
Но крест ли это Ефросиньи Полоцкой?
…Это Крест, востановленный по образу и подобию КРЕСТА Ефросиньи Полоцкой...
А история копий икон?!!Очень информативный, глубокий, вдохновенный рассказ Валентины Ивановны мы прослушали об иконах. Их истории поучительны!!!
Говорят, что икону Одигитрии – Богородицы - Путеводительницы написал сам пророк Лука, живший в первом веке н.э.- Именно поэтому так потемнел лик Богородицы.
Икону «Преподобной Ефросиньи игуменьи Полоцкой с частицей её мощей» попросила Моисеенко Валентина найти знакомого, страдавшего невыносимыми головными болями
-Найдёшь икону в Жировичском монастыре – и выздоровеешь,- предрекла своему знакомому Валентина Ивановна.
Несколько недель знакомый не мог найти Одигитрию.
Оказалось, она находится в алтаре.
Нашёл - и навсегда избавился от мигрени,- то есть Ефросинья Преподобная продолжает действовать,- и я в это верю!!!
Идея создать выставку о Ефросинье Полоцкой возникла у Моисеенко В.И. после того, как она прочитала в «Настаўніцкай газете” статью учителя истории о том, как девушку провожали однокурсники, как учитель истории с ужасом узнал, что девушка по имени Ефросинья( Эфка в кругу друзей) впервые слышит о своей тёзке Ефросинье Полоцкой. Валентина Моисеенко рассказала, как были заказаны рамки, которые она наждачила, вощила, красила, как были получены паспарту серого, горчишного, белого, зелёного цветов, как создавались копии картин.
Например, копии картин Марочкина Алеся…
У нас две картины Алеся Марочкина: таких художников очень мало. Здесь в одном лице совпадают и художественный талант, и гражданская позиция, и любовь к Родине. А еще можно добавить его демократическое мировоззрение и уважение к правам человека", - обе картины называются «Ефросинья Полоцкая» - но они такие разные: первая- на зелёно- золотом фоне княгиня Ефросинья Полоцкая прижимает к груди белую лилию – символ святости, доброты, красоты и чистоты.
На другой картине Алеся Марочкина Ефросинья Полоцкая в бело - голубых монашеских одеждах – рясе и и апостольнике (Апостольник — предмет одежды православной монахини. Представляет собой головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота. Поверх апостольника носятся скуфья, камилавка или клобук.) На фоне лазоревых васильков и белого поля,- (современная стилизация, изображающая символы Белоруссии) мы видим святой лик Ефросиньи Полоцкой...
Лицо просветительницы очень печально: губы скорбно сжаты, грустные глаза смотрят вдаль,- не всё гладко с Просвещением, не всё так удаётся, как хотелось бы…
«Да святится имя Твоё».
На выставке представлены копии линогравюр, ксилогравюр, литографий , знаменитого белорусского художника,иллюстратора книг Купалы и Короткевича, Давида Симановича и Ивана Шамякина, знаменитого графика, народного художника Белоруссии Арлена Кашкуревича, создавшего цикл работ» Святые Белоруссии».
Обратимся к литографии( гравюра на камне) Арлена Кашкуревича «Ефросинья Полоцкая».
На ней мы видим Евросинью Полоцкую в монашеском одеянии – чёрной рясе ризе для веселия и радования - и парамане – большом платке- с деревянным крестом,- и мантии – одежде нетления и чистоты.
На голове – параман.
Огромные глаза дивного света устремлены вдаль, к Богу.
За спиной Ефросиньи Полоцкой белый Спасо - Ефросиньевский храм в древнем града на Полоте; над головой святой - купол неба; на правой руке висят чётки, обеими руками прекрасная девушка держит раскрытую книгу.
Сейчас в Кировской библиотеке находятся и работы Лагуновича -Черепко Сергея Александровича - доцента Белорусской Академии искусств, члена Белорусского Союза художников: на первой картине мы видим полоцкую святую на фоне зелёно- золотистой драпировки, возле окна, из которого видна Спасо- Преображенская церковь. В руках Преподобной белая лилия - символ чистоты и непорочности. Святая в чёрном монашеском одеянии окружена книгами. Её лицо воодушевлено и одухотворено,- это лицо очень красивой женщины, сознательно отказавшейся от мирской жизни.
Другая картина «Вдохновение» показывает, как могла Преподобная Ефросинья воздействовать на священников и прихожан. Её проповедь освящает сам ангел. На неё с обожанием смотрят все пророки. Картина выполнена в золотисто - серо- голубых тонах,- очень верно к ней подобрано серое паспарту.
Также у нас на выставке можно посмотреть копию иконы Виктора Васнецова «Преподобная Ефросинья Полоцкая»- на фоне куполов и чудесной русской природы, икону Преподобной Ефросиньи игуменьи Полоцкой И. Громко, с храмом и крестом, неизвестного автора «Ефросинья Полоцкая с двумя ангелами».
В нашей Кировской библиотеке Вы можете ознакомиться с двумя фрагментами настенной средневековой живописи Спасо - Преображенской церкви( сохранилась в Полоцке и стоит до сих пор, я в ней в 2019 году два раза была)…
Также у нас есть копия картины А. Кузьмича «Плач Ефросиньи Полоцкой», а также копия картины Наталии Климовой «Преподобная Благоверная княгиня Ефросиния Полоцкая»- Наталья Климова, известный московский иллюстратор, директор издательского дома православной литературы «Дар», создала целый цикл святых «Небесные заступники»,-
Вот такую интересную выставку нашей библиотеке предоставила Валентина Ивановна Моисеенко.
На фотографии: слева направо- Моисеенко Валентина Ивановна и наш знаменитый ансамбль "Ковчег"- Александр Иванов и Светлана Ким
Свидетельство о публикации №120061104391
святую.
Антонина Орлова 2 16.06.2020 18:25 Заявить о нарушении
Соловьёва 17.06.2020 06:42 Заявить о нарушении