Комок, Зинаиде Миркиной

Узел боли можно размотать.
Узел муки можно развязать.
И душа становится опять
Бесконечной, как морская гладь.
И от муки больше ни следа,
Дух расправлен, вечен и высок.
Мука появляется тогда,
Когда душу стиснули в комок.

*

«Счастьем было слушать стихи Зинаиды Миркиной, – писал в «Мыслях о главном» Борис Чичибабин, – они «вроде Давидовой Псалтири или, еще лучше, единой непрестанной молитвы со множеством разветвлений и вариаций. Ни до, ни после я не встречал такого интенсивного, одержимого, обильного творческого процесса. Это было похоже на чудо». С ее стихов, говорил Григорий Померанц, «и сегодня можно начинать поэтическое богословие после Освенцима».
Сегодня, когда много пишут мастеровитых, интеллектуальных, филологичных текстов, Зинаида Миркина может кое-кому показаться анахронизмом: простые, повторяющиеся рифмы, понятные слова, прозрачно выраженная мысль, отсутствие метафорических прикрас… Конечно, Миркина – не для таких читателей.
Стихи для нее – не литература в общепринятом смысле слова. Поэзия для Миркиной – «с Непостижимым тайный разговор», нить, которая может соединить все сердца, поэзия – как будто бы даже и не в словах, а в паузах, «Она – нигде. Ее как будто нету./ Но без нее на свете нет и нас».
Недоверие к слову? Не совсем так:
«У слов и мыслей есть граница,
Но края нет у бытия».
Поэт понимает, что говорит о невыразимом – именно в нем заключена поэзия; в конце концов поэт обращается к Богу.

Слова живые канут в тишь,
В которой ты всегда горишь,
...
Смысловая, словесная повторяемость стихов Зинаиды Миркиной и есть пребывание на глубине, а вовсе не кружение по поверхности. Каждому дню поэт предстает как «чистая страница», во всегдашней готовности встретить «новорожденные слова и утро первое на свете».
Подробнее: http://exlibris.ng.ru/poetry/2012-10-18/5_conversation.html

**

С некоторыми работами Миркиной я действительно нахожу и для себя точечно точное совпадение смыслов, словно поочередно на уроке мы читаем Давидову Псалтирь, ты страницу, я страницу... Вот один из примеров таких точечных совпадений - "слова", боль", комок", - или она и он, как с двух сторон - «новорожденные слова и утро первое на свете» и "предрассветный сон, твое, такое ровное, дыханье". Может быть мне это кажется, а может быть это так и есть, вам судить, читатель:

слова
их затвердили наизусть
но я не повторения боюсь
а попросту в предчувствии немею
как отзовется болью вдоль виска
твоя неутолимая тоска
и я кричу и рта открыть не смею

о, если бы я боль ослабить мог!
распластываюсь в губчатый комок
приди - и поглощу я сгусток горя
но взгляд твой снова - темная река
и я ничто и Гамлета рука
на шпаге перед тенью в Эльсиноре

а думалось
что твердью защищен
но каждый раз молюсь - "вернись еще,
пробейся, озаренье состраданья!"
и теплый луч, незрим и невесом
ко мне приносит в предрассветный сон
твое
такое ровное
дыханье

http://stihi.ru/2009/08/15/2752


Рецензии