IV. Интермедия 2-я. 10 сонетов Ни о чём

IV.   ИНТЕРМЕДИЯ 2-я. 10 сонетов Ни о чём

51.

Воробьи чирикают: «Вы чьи?»
Каркает простуженно ворона,
тщатся пересмешники-грачи
петь, но получается мудрёно, –

так бывает в жизни: толмачи
переводят одухотворённо,
но в своих писаньях – трепачи,
пусто за душой, хоть пишут ровно.

Впрочем, если пишешь для семьи,
денно не вставая со скамьи,
флаг тебе, как говорится, в руки.

Если ж возомнил, что ты поэт –
да такой, что равных в мире нет,
лучше глупости читай от скуки.

52.

Лучше глупости читай от скуки,
чем с женой ругаться день-деньской,
мол, куда опять девались брюки,
от безделья маяться тоской

и хулить соседей: эти суки
провоняли жареной треской
весь подъезд, а вдруг приедут внуки, –
нет, не жизнь в квартире городской,

то ли дело отдыхать на даче,
там и дышится совсем иначе,
а прихватит вдруг радикулит, –

всё ж не на «Канатчиковой даче»11,
а в своём родном дому, тем паче,
жив, покуда что-то там болит.

11) «Канатчикова дача» – народное название
Психиатрической  клинической больницы
№ 1 им. Н.А. Алексеева за расположение в
местности Канатчиково (Канатчикова дача)
на юге Москвы. Упоминается в песне
Владимира Высоцкого «Письмо в “Очевидное –
невероятное”» (1977).

53.

Жив, покуда что-то там болит,
жив, пока витаю в эмпиреях,
а гастрит тревожит иль колит,
мне плевать, я лучше о хореях

или ямбах, – это мне сулит
жить в ладу с собою, не старея,
что бы ни сказал в пылу завлит, –
лучше сдохнуть, чем ходить в ливреях.

Утро, светит солнце, тишина.
Жизнь моя прекрасна – и грешна,
как и всё вокруг на этом свете.

Буду дальше жить, как раньше жил,
не прислуживался, в меру сил служил12  –
на своей, не на чужой планете.

12) Аллюзия на слова Чацкого: «Служить бы рад,
прислуживаться тошно» – в его диалоге с Фамусовым
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).

54.

На своей, не на чужой планете, –
а иной не ведомо пока, –
мы живём, и с нами наши дети,
на других не смотрим свысока,

не нуждаемся в кабриолете,
не дерёмся из-за пятака,
и на винегрете и котлете
наша жизнь прекрасна и легка.

Жизнь прекрасна13 и неугасима,
хоть порой она невыносима,
но любите жизнь, любите жизнь!

Даже если ты совсем отпетый,
научись любить её, не сетуй,
зубы крепче стисни – и держись.

13) «Жизнь прекрасна» (итал. La vita ; bella) –
итальянская трагикомедия 1997 года
режиссёра Роберто Бениньи. В главных
ролях Роберто Бениньи, Николетта Браски.

55.

Зубы крепче стисни – и держись,
не сдавайся под напором вьюги;
отметая зависть и корысть,
только крепче подтяни подпруги –

и лети, лети смелее ввысь,
к чёрту все болезни и недуги,
только, как Орфей, не оглянись,
ибо ты – один во всей округе,

ты творишь, а значит, одинок,
ты мудрец, историк и пророк,
ни одна на свете Эвридика

не поймёт твою тоску-печаль,
ты один осилишь вертикаль, –
жизнь за ней бездонна и безлика.

56.

Жизнь за ней бездонна и безлика –
за никем не видимой чертой.
Кто бывал там? Может быть, калика,
не лихой нуждой, так суетой

в одночасье сбитый с панталыку,
утомлён былинной красотой,
но в скитаньях вечных за мечтой,
не узревший солнечного лика –

или блика чистого луча,
лишь ночное уханье сыча
предвещало новую неделю…

Лес чужой, под ним земля чужая, –
всё застыло молча, не мешая
песни петь бродяге-менестрелю.

57.

Песни петь бродяге-менестрелю –
как сверчку сверчать в ночной тиши,
как призывный стрёкот – коростелю,
нищему на паперти – гроши,

верный путь к грядущему похмелью, –
это пяткой чуют алкаши,
а потом поют про камыши,
голова кружи;тся каруселью…

По велению души, как менестрель,
петь хочу, и пусть метёт метель
или тёплый вечер под луною,

петь хочу, как сердце мне велит,
наплевать, что это мне сулит, –
только б не взорваться тишиною…

58.

Только б не взорваться тишиною,
только б не забыться, не заснуть14 –
и не важно: осенью, весною –
видеть, как блестит кремнистый путь.

По нему, пока не смыт волною,
я стремлюсь в страну с названьем Грусть,
насладившись радостью земною,
в тайных мыслях постигая суть

своего в природе трепыханья –
или перед миром оправданья,
что дышу, надеюсь и живу,

что выслушиваю разные советы,
но пишу без устали сонеты –
не во сне, но зримо, наяву.

14) Аллюзия на стихотворение Михаила Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу…» (1841).

59.

Не во сне, но зримо, наяву
пыль куда-то делась, стало чище,
кошки, подчиняясь естеству,
обживают новое жилище,

назначают встречи, рандеву,
в глубине двора находят пищу, –
в общем, остаются на плаву,
словно это мы с тобой, дружище:

что б ни приготовила судьба,
наша жизнь гульба или пальба,
и не расстаёмся мы с надеждой15.

А надежда, как весна, близка,
но не сыщешь кисти для мазка,
руки стали слабы, гаснут вежды…

15) Аллюзия на «Песенку о Моцарте» (1969)
Булата Окуджавы.

60.

Руки стали слабы, гаснут вежды,
нет весны, затянулась зима,
неустойчива жизнь как бы между –
меж зимой и весной, - кутерьма,

что ни день, только сбросишь одежды,
ан, опять на дворе Колыма, –
в небесах, что ли, правят невежды! –
вновь ручьи побежали с холма.

Так всю жизнь: то туда, то обратно,
то по горло в грязи, то опрятно,
то в обиде, а то в тесноте.

Как тут жить, не хватает умишка:
то ты шишка, а то замухрышка,
и вокруг ходят кто-то не те…

02 – 09.06.2020


Рецензии