Стихотворение месяца 86 - обзор Семёна Каца
Заранее прошу прощения, если кого-то ненароком обижу.
1. "Любимая рифма"
Май – месяц маяты, об этом знали предки.
Тут вдохновенье прёт из глубины веков;
Уходит зимний сплин и юные поэтки
Рифмуют страстный стих про кровь и про любовь.
И что им до того, что вирус бродит рядом.
Желания всегда извечны и просты:
Им снятся по ночам красивые наряды,
И воспаляют мозг весенние цветы.
Испортит макияж свеченье в юных лицах,
Как злата тонкий слой стирает абразив.
И вырвется строка на крылышках амбиций
Всех гениев пера той рифмой поразив.
Опять бушует май и буйствует природа,
Кипит адреналин и возбуждает кровь.
Хоть пишутся стихи в любое время года,
Но рифма про любовь востребована вновь.
Стихи про стихи ещё со времён Твардовского «Нового мира» считаются дурным тоном. Хотя ироничность смягчает вину автора.
Но по технике кроме приблизительной рифмы веков-любовь и одиозной кровь-вновь как бы придраться не к чему.
4-4
*****
2. "Чтобы быть вместе"
Сон-трава по остывшим следам...
Птицей синей в бесчисленной стае,
Я летела сегодня туда,
Где судьба все долги возвращает.
По дороге из прожитых лет,
Где конца нет, есть только начало,
Без силков, в приоткрытую клеть,
Беспокойно сердечко стучало.
Где-то хлябь, разводились мосты,
Берега размывая слезами.
Безмятежность в ресницах густых
Мы поймали при встрече глазами.
Отпуская обид седину,
Приближаясь к губам именами,
Мы вдыхали свою же вину,
Обжигаясь, как прежде, телами.
Сон-трава - бесконечности синь –
Побродить, утонуть, пощадит ли...
Волшебство, но бесчисленный клин
Улетел, чтобы мы - возродились.
«Синяя птица» - двусмысленный образ.
Так называли тощих цыплят на прилавках советских магазинов.
Судьба, сердечко, слёзы, губы и тела – джентльменский набор дамской поэзии.
3-3
*****
3. "Последний звонок"
Белые фартуки, бантики белые -
значит, и вправду весна.
Мы - каторжане, из холода беглые,
жизнь на полгода ясна.
Засоловьилась сибирская ночка,
стелет муравы у ног...
Чья-то курносая рыжая дочка
встретит "последний звонок".
И загрустилось невольно - давно ли
в фартуке белом и я,
с детством прощаясь, бродила по школе
в час, что сиренями пьян.
Жаль, не вернуться в ту милую пору -
стёрло нас время с доски.
Как вам живётся, сдружившимся, порознь?
Где вы теперь, земляки?
Нынче весна разгулялась на диво -
сдобна, румяна, вкусна.
Жизнь - половодье. Ты ждёшь терпеливо
взрослую дочь у окна.
Ничего не могу поделать с моей собственной ностальгией по
последнему звонку.
5-5
*****
4. "Реликвия Настасьи"
Поздним вечером к бабе Настасье заглянули во двор пацаны
Не о горе узнать, не о счастье, а искать раритеты войны.
Длинноногий скуластый парнишка разговорчив был и вдохновлён,
Всё листал о реликвиях книжку, теребя от винтовки патрон.
-У меня лишь письмо с фронта, дети... от супруга, Петра Ильича,
Ничего нет дороже на свете... слёзно голос вдовы прозвучал.
Протянула письмо треуголку, где поведывал муж, как живёт:
Как саднит голова от осколков и о том, как разбили их взвод,
Про портянки писал, про атаки, про смертельный и яростный бой
И про то, как во сне в полумраке возвращался с победой домой...
Конопатый мальчишка сквозь зубы: - Не реликвия это... - бурчал,
Клятвы нету "Умрём, не отступим!" И о подвигах текст слишком мал.-
Поспешили ребята на выход, покидая старушки крыльцо,
Стало в маленькой комнате тихо, без не знавших войны, огольцов.
А Настасья смотрела в окошко, не сводя с юных мальчиков взгляд,
Наблюдая, как те по дорожке возвращались к ней шумно назад...
На такую тему – либо щемяще-правдиво, либо ничего.
Цензура была на письма с фронта, не мог солдат писать про разбитый взвод...
3-3
*****
5. "В моём маленьком мире"
В небе - весеннего солнца лучи,
И ветерок лицо мне ласкает.
Где-то море волнуется, речка журчит,
Птицы поют... Лишь тебя не хватает.
Вечер нахмурился, ливень пошёл -
На фонари серпантином слетает.
У окна с кружкой чая мне хорошо,
Но почему-то тебя не хватает.
Домашний мурлыка ласкаться пришёл,
Сметана сугробом на сырнике тает...
В моём маленьком мире всё хорошо.
Только вот грустно - тебя не хватает...
«И только тебя не хватает чуть-чуть...»
Пошёл-хорошо, пришёл-хорошо, ласкает,слетает, тает, хватает...
Простите за иронию, автор.
Попробуйте привести в порядок третьи строки каждой строфы.
3-3
*****
6. "Сердечная тьма"
На паутинках умолчаний,
на ниточках ненужных слов -
разлука, глупая вначале,
качели памяти качает
рукой уверенной и злой.
Грустит без дела и без тени
луна, в стекле отражена.
Обоймы гнева опустели.
Не умирать в её постели
просила шёпотом жена.
Но заплатить за счастье некем.
Как жалкой жалости гроши,
в остывшем бывшем человеке
зрачки закатятся под веки,
где тьма сердечная дрожит.
Что-то трагичное ощущается, но невнятно.
4-4
*****
7. "Барыня"
Барыня встала сегодня рано,
Моськи не греют и ломит кости.
Снилась ей свадьба, плешь генерала.
Муж лет осьмнадцать ждёт на погосте.
Но рассмеялась, немедля вспомнив,
Что за стеною младая дочка
Спит, наметавшись громов и молний,
Розовы щёчки, бела сорочка.
Ей предложение сделал графчик
Прошлый вечор и твердил про знатность.
Сам же косился на винный шкафчик,
Знатность важнее богатства, знамо.
Только богатство гуляке надо.
Ах, проходимец, прибью каналью!
Хочется счастья родному чаду,
Не за него я отдам Наталью.
Шесть сыновей родила от мужа,
Где-то все служат, велик мир грешный.
Дочь подарил мне лакей Петруша,
В день похорон он вдову утешил.
Да и мамаша моя, хирея,
Каялась Богу в печали смертной
В том, что папА у меня – форейтор.
Знаю про знатность и про измены.
Кровь с молоком! Не чихнёт ни разу
Знатная дева, в снегах порхая.
Как не любить мне мою заразу?
Но присмотрела ей жениха я.
Все люди братья, а может сёстры.
Продан Петруша и куплен Гриня.
...Барыня примет монаший постриг,
Доченьку замуж отдаст и примет.
Вполне прозаическая житейская история,
хорошо стилизованная.
5-4
*****
8. "С оттенком позолоты"
Осенняя любовь с оттенком позолоты
И с карнавальным блеском утомлённых глаз -
То происки судьбы, кидающей нам квоты,
Вновь чувство испытать, хотя б в последний раз.
Осенняя любовь. И прожитые годы
Забыты начисто. В душе цветёт сирень.
Вдруг птицей хочется взлететь под небосводы,
И ярко светит солнышко в дождливый день.
Осенняя любовь звучит на сердце песней,
И огоньки в глазах, как в юности, горят.
Становится и жизнь намного интересней,
Когда я на себе ловлю влюблённый взгляд.
Осенняя любовь - последний мой подарок,
Зачем ты послана в сей неурочный час?
Перечеркнула ты года мои и старость.
Я вопреки всему так счастлива сейчас.
Осенняя любовь с оттенком позолоты...
«У утомлённых глаз и блеск не карнавальный,
и квоты выделять - чиновникам откат,
историй о любви старушечьей навалом,
здесь лишь одна из них, на мой критичный взгляд...»
3-3
*****
9. "Расставания"
Расставанья как расстрелы,
Пуля - купленный билет.
Расставанья как пробелы,
Между слов, которых нет.
Упакованные чувства
Словно с порохом патрон.
Расставанья как искусство.
Ночь, зима, фонарь, перрон...
Загудит натужно поезд
И поедет: чух-чух-чух,
Разгоняя с рельс замёрзших
Сонных, белых, снежных мух.
Я машу ему платочком,
Провожая в дальний путь,
И терзаю в мыслях строчку:
"Ты вернуться не забудь,
Ты вернуться не забудь..."
«Отправляясь в дальний путь,
аккредитив взять не забудь»
Автор, Вы нарушили патентное право
Неизвестного сочинителя рекламных строчек;
3-4
*****
10. "Море"
Люблю я море, цвет его и вкус,
Дышу им, восхищаюсь, наблюдая
Волну, что набегает, вырастая,
Сбивая пену в белоснежный мусс.
Я осенью всегда к нему стремлюсь,
Когда листву холодный дождь листает.
На дальний юг стремятся птичьи стаи,
И я туда прокладываю курс.
У сказочный далёких берегов,
Не знающий морозов и снегов,
Невероятно быстры дни и ночи.
Как жаль, что не у моря я живу.
Стремлюсь к нему во сне и наяву
И стихотворных не жалею строчек.
Люблю море, живу возле моря, и знаю его с разных сторон.
Мне близко это стихотворение.
Концовка его портит: море любят не ради стихотворных строчек.
Автор, поправьте пару опечаток: сказочныХ, знающиХ.
4-4
*****
11. "Лада"
Неустанно в течение лет,
Обнажая душу и нервы,
Рисовала с любовью портрет,
Страстно веря – он станет шедевром!
Как-то стылой, промозглой порой,
Показались старания бредом.
Я в бреду… а с картины герой –
Рядом с чаем и вязаным пледом…
Держит руки мои в своих,
Проницает заботливым взглядом…
Я, дыхание затаив,
слышу:
– Лада, очнись, моя Лада!
Голубиная нежность в глазах…
Я в сознании чистом и ясном.
С верой можно творить чудеса, –
Мой портрет получился прекрасным!
Лубочная картинка, да и только, и не более того.
Плюс сбой ритма во второй строке, и «...мОя Лада!»
Но намерения добрые.
4-4
*****
12. "Монолог"
Это жаркое небо и россыпи маков,
и прозрачные бабочки в танце – не сон.
Солнце плавится медленно, в реку стекая, –
ты стоишь – невесом,
ты боишься вспугнуть этот мир ненароком,
не слетит даже слово с разомкнутых губ.
Только слышно – негромко стрекочет сорока,
и кузнечик – искусный прыгун –
верещит в шелковистой траве неустанно...
Исходивший, познавший немало дорог,
зависаешь – немой, просто зритель случайный, –
только ты и природы живой монолог.
Маков-стекая – не рифма на фоне ненароком-сорока.
4-4
*****
13. "В какой-нибудь очередной войне..."
/ Памяти пацанов, погибших в Афгане, Чечне и других бессмысленных войнах/
В какой-нибудь очередной войне
придётся поучаствовать и мне.
Застав врасплох, случайно, ненароком,
она разметит на моей спине
глухой судьбы озвученные сроки.
Не то, чтоб мне хотелось пострелять,
но поздно отступать и смотрит мать
мне в спину, уходящему за солнцем
туда, где кровью разбавляя мат,
хрипит война и сплёвывает стронций.
Конечно, я умру в конце концов,
и, подставляя вечности лицо,
Пойму сквозь ад взбесившегося рая:
Хоть предан поколением отцов,
но Бог не выдаёт, а принимает.
«Когда ребят гоняют по призыву,
им не до жиру, быть бы только живу,
на тех, кто гонит, ляжет вся вина.
Но тем, кто воевать идёт в наём,
не будет ночью сна, покоя днём,
их доля окаянная страшна...»
5-5
*****
14. "В саду"
Зал аплодирует и встает.
Все - как один.
А под окошком подсолнух растет.
Кто посадил?
Мерно жужжит над цветами пчела,
Царствует май,
И от соседского бла-бла-бла
Сходишь с ума.
Ах, как танцуют чаинки на дне,
Сладок пирог...
Все поворачиваются к стене.
- Первый.
- Второй.
Не понял смысла, техника хорошая, но ради чего?
Можно вообразить, что зал аплодирует вождю, стенка расстрельная...
5-3
*****
15. "В городе"
Фонари по городу – россыпь звёзд.
Облака над городом – серебро.
На гербе у города – алканост.
Надо верить в лучшее и в добро.
Гулко в башне ратуши бьют часы.
На брусчатой площади – балаган.
Фейерверки, музыка, недосып...
Море мордой тычется в берега.
За окном гороховый цокот ног –
Променад от пристаней до тюрьмы...
Дай нам только памяти, светлый Бог,
Как всё было в городе до чумы.
Всё здорово!
5-5
*****
16. "Не случайно"
Не случайно на лужайке танцевали игуаны,
А ленивые коалы пили сцеженный кокос.
Это было очень дивно, это было очень странно -
Белый танец средь магнолий и бутонов белых роз.
Не случайно у речушки креативные кайманы
Выдували из соломки свежепойманных медуз.
Это было очень дивно и по-доброму забавно,
Эти толстые медузы, этот их медовый вкус.
Не случайно в трёх лианах заблудились пилигримы,
Их ловили на бананы, поедали всей толпой.
Это было очень дивно и весьма неповторимо,
Эти ручки, эти ножки... этот праздник Лимпопо!
Ну, прямо, эти, как их там, Обериуты!
5-5
*****
17. "Рубит лучик словно меч тьму небес"
Защемили тучи чёрные
Солнце ласковое,
Рубит лучик словно меч тьму небес.
Не справляется с упорными,
Ветром насланными.
Сколь не бейся мгла могучая съест.
Навалилась окаянная
Тьма губительная,
Ливень с градом всё живое побил.
Сила туч в борьбе гигантская
И внушительная,
Но неполною победой мрак был.
Истрепались в битве с солнышком
Тучи грозные все,
Разорвали их на части лучи.
Засияло наше золотко,
Богом созданное.
Праздник с радугами красноречив.
По-моему, не очень удачная стилизация под древне-русский говор.
3-3
*****
18. "Ерунда"
Как странно, то что кажется мне важным,
то для тебя "Сплошная ерунда".
Я столько лет пытался быть отважным,
простым солдатом, может и бумажным,
на перевес с огрызком карандашным,
к твоим ногам бросавшим города.
Ты знаешь, нам с тобой осталось вместе,
не так уж много лет. Назло мольбе,
нам не дадут остаться в этом месте,
нас испекут в упругом новом тесте,
а там опять, приснись жених невесте.
И нет гарантии, что я приснюсь тебе.
Но если я узнаю твои плечи,
мне карандаш пронзит низ живота.
Так входят стрелы и заряд картечи,
лишившись сил, ума и дара речи,
я напишу стихи о прошлой встрече...
А ты прочтёшь и скажешь: Ерунда.
И вновь стихи о стихах с элементами нестрашного ужастика.
3-3
*****
19. "Мотыльки"
Как просто в летней суете
рассыпать радости монеты.
Найти другие, да не те.
Не верить в верные приметы.
Вставать ногой на самый край,
тревоги заносить в анамнез.
Со смертью в дурака играть,
чтоб проиграла вновь она мне.
И невесомым мотылькам
завидовать в июньский вечер –
их жизнь печально коротка,
но их полёт над нами вечен.
Грустить, читать твои стихи,
не вспоминая даже имя.
Стихи легки, как мотыльки,
и летний воздух светел ими.
----------
«Писать стихи не о стихах
просили в «Новом мире»
но кое-кто, увы и ах,
к призыву глух в Стихире...»
4-3
Свидетельство о публикации №120060800385