Стихотворение месяца 86 - обзор Евгения Мотурнака

Здравствуйте, уважаемые участники! Произведение любого вида искусства, и поэзия – не исключение, является отражением внутреннего состояния автора, а потому – глубоко индивидуально. Восприятие же стихотворения читателем очень зависит от контекста. Если читатель далек от авторского контекста, он не сможет в полной мере понять мысль, прочувствовать эмоции автора. Поэтому если какой-то стих проходит мимо конкретного читателя – это не означает, что он плох, это может значить, что читатель просто находится вне авторского контекста.

1. "Любимая рифма"

Май – месяц маяты, об этом знали предки.
Тут вдохновенье прёт из глубины веков;
Уходит зимний сплин и юные поэтки
Рифмуют страстный стих про кровь и про любовь.

И что им до того, что вирус бродит рядом.
Желания всегда извечны и просты:
Им снятся по ночам красивые наряды,
И воспаляют мозг весенние цветы.

Испортит макияж свеченье в юных лицах,
Как злата тонкий слой стирает абразив.
И вырвется строка на крылышках амбиций
Всех гениев пера той рифмой поразив.

Опять бушует май и буйствует природа,
Кипит адреналин и возбуждает кровь.
Хоть  пишутся стихи в любое время года,
Но рифма про любовь востребована вновь.
*****

Очень легкое стихотворение, простой ровный ритмический рисунок подчеркивает светлую иронию. Кровь-любовь-вновь – избитые рифмы, использованные в сотнях тысяч стихов и всерьез, и с юмором, почему бы не пройтись по ним еще раз? ) Немного выбивается из общего стиля просторечное “вдохновенье прёт”, а “Испортит макияж свеченье в юных лицах,
Как злата тонкий слой стирает абразив.” – просто находка.
Оценка 4/4
================

2. "Чтобы быть вместе"

Сон-трава по остывшим следам...
Птицей синей в бесчисленной стае,
Я летела сегодня туда,
Где судьба все долги возвращает.
 
По дороге из прожитых лет,
Где конца нет, есть только начало,
Без силков, в приоткрытую клеть,
Беспокойно сердечко стучало.
 
Где-то хлябь, разводились мосты,
Берега размывая слезами.
Безмятежность в ресницах густых
Мы поймали при встрече глазами.
 
Отпуская обид седину,
Приближаясь к губам именами,
Мы вдыхали свою же вину,
Обжигаясь, как прежде, телами.
 
Сон-трава - бесконечности синь –
Побродить, утонуть, пощадит ли...
Волшебство, но бесчисленный клин
Улетел, чтобы мы - возродились.
*****

Для меня это стихотворение полно аллюзий, его никак нельзя прочитывать буквально, и если где-то понимание ускользает, то подсознание немедленно предлагает эмоциональные отклики. Не скрою, люблю такие стихи.
Если говорить о технике, то – отличная ритмика, небанальные рифмы, иногда встречаются инверсии “бесконечности синь”, “обид седину”, “ресницах густых”, но они органично вписываются в стих.
5/4
================

3. "Последний звонок"

Белые фартуки, бантики белые -
значит, и вправду весна.
Мы - каторжане, из холода беглые,
жизнь на полгода ясна.

Засоловьилась сибирская ночка,
стелет муравы у ног...
Чья-то курносая рыжая дочка
встретит "последний звонок".

И загрустилось невольно - давно ли
в фартуке белом и я,
с детством прощаясь, бродила по школе
в час, что сиренями пьян.

Жаль, не вернуться в ту милую пору -
стёрло нас время с доски.
Как вам живётся, сдружившимся, порознь?
Где вы теперь, земляки?

Нынче весна разгулялась на диво -
сдобна, румяна, вкусна.
Жизнь - половодье. Ты ждёшь терпеливо
взрослую дочь у окна.
*****

Ностальгично...
5/4
================

4. "Реликвия Настасьи"
 
Поздним вечером к бабе Настасье заглянули во двор пацаны
Не о горе узнать, не о счастье, а искать раритеты войны.
Длинноногий скуластый парнишка разговорчив был и вдохновлён,
Всё листал о реликвиях книжку, теребя от винтовки патрон.

-У меня лишь письмо с фронта, дети... от супруга, Петра Ильича,
Ничего нет дороже на свете... слёзно голос вдовы прозвучал.
Протянула письмо треуголку, где поведывал муж, как живёт:
Как саднит голова от осколков и о том, как разбили их взвод,

Про портянки писал, про атаки, про смертельный и яростный бой
И про то, как во сне в полумраке возвращался с победой домой...
Конопатый мальчишка сквозь зубы: - Не реликвия это... - бурчал,
Клятвы нету "Умрём, не отступим!" И о подвигах текст слишком мал.-

Поспешили ребята на выход, покидая старушки крыльцо,
Стало в маленькой комнате тихо, без не знавших войны, огольцов.
А Настасья смотрела в окошко, не сводя с юных мальчиков взгляд,
Наблюдая, как те по дорожке возвращались к ней шумно назад...
*****

Стихотворение, как маленькая жизнь, как будто читатель в окошко заглянул. По форме – эпическое повествование, по содержанию – столкновение глубоко личной бесценной памяти о человеке с растиражированным поверхностным ура-патриотизмом. Хороший поворот финала, неожиданный. Настолько неожиданный, что в него не очень верится. Что же там произошло между мальчишками, что они возвращаются? Или просто забыли что-то? Сами эти вопросы уже говорят о том, что стих сильный.
5/4
================

5. "В моём маленьком мире"

В небе - весеннего солнца лучи,
И ветерок лицо мне ласкает.
Где-то море волнуется, речка журчит,
Птицы поют... Лишь тебя не хватает.

Вечер нахмурился, ливень пошёл -
На фонари серпантином слетает.
У окна с кружкой чая мне хорошо,
Но почему-то тебя не хватает.

Домашний мурлыка ласкаться пришёл,
Сметана сугробом на сырнике тает...
В моём маленьком мире всё хорошо.
Только вот грустно - тебя не хватает...
*****

Одна из тех маленьких историй, которые мы проживаем каждый день. Они – самая основа нашей жизни. Но потому и зацепить читателя такой историей сложно. Технически режет глаз обилие отглагольных рифм “ласкает – хватает”, “слетает – хватает”. Отглагольная рифма – не вселенское зло, конечно, но это настолько просто, что стало общим местом и воспринимается, как банальность.
Неравномерный ритм стиха в данном случае не добавляет выразительности, а создается впечатление, что просто так получилось.
2/3
================

6. "Сердечная тьма"

На паутинках умолчаний,
на ниточках ненужных слов -
разлука, глупая вначале,
качели памяти качает
рукой уверенной и злой.
 
Грустит без дела и без тени
луна, в стекле отражена.
Обоймы гнева опустели.
Не умирать в её постели
просила шёпотом жена.
 
Но заплатить за счастье некем.
Как жалкой жалости гроши,
в остывшем бывшем человеке
зрачки закатятся под веки,
где тьма сердечная дрожит.
*****

Ужасное произведение, ужасно сильное в своей трагичности. От него веет глубиной чувств, а еще – силой. Силой жизни, силой писать о таком, о чем и сказать нельзя. Метафоричность, небанальная ритмика, в целом сильные рифмы (за небольшим исключением) – это о технике.
5/5
================

7. "Барыня"

Барыня встала сегодня рано,
Моськи не греют и ломит кости.
Снилась ей свадьба, плешь генерала.
Муж лет осьмнадцать ждёт на погосте.
 
Но рассмеялась, немедля вспомнив,
Что за стеною младая дочка
Спит, наметавшись громов и молний,
Розовы щёчки, бела сорочка.
 
Ей предложение сделал графчик
Прошлый вечор и твердил про знатность.
Сам же косился на винный шкафчик,
Знатность важнее богатства, знамо.
 
Только богатство гуляке надо.
Ах, проходимец, прибью каналью!
Хочется счастья родному чаду,
Не за него я отдам Наталью.
 
Шесть сыновей родила от мужа,
Где-то все служат, велик мир грешный.
Дочь подарил мне лакей Петруша,
В день похорон он вдову утешил.
 
Да и мамаша моя, хирея,
Каялась Богу в печали смертной
В том, что папА у меня – форейтор.
Знаю про знатность и про измены.
 
Кровь с молоком! Не чихнёт ни разу
Знатная дева, в снегах порхая.
Как не любить мне мою заразу?
Но присмотрела ей жениха я.
 
Все люди братья, а может сёстры.
Продан Петруша и куплен Гриня.
...Барыня примет монаший постриг,
Доченьку замуж отдаст и примет.
*****

Ах, какой образ барыни! И стилизация под позапрошлый век удалась, и конечно же это не только про барыню, чем и подкупает.
5/4
================

8. "С оттенком позолоты"

Осенняя любовь с оттенком позолоты
И с карнавальным блеском утомлённых глаз -
То происки судьбы, кидающей нам квоты,
Вновь чувство испытать, хотя б в последний раз.

Осенняя любовь. И прожитые годы
Забыты начисто. В душе цветёт сирень.
Вдруг птицей хочется взлететь под небосводы,
И ярко светит солнышко в дождливый день.

Осенняя любовь звучит на сердце песней,
И огоньки в глазах, как в юности, горят.
Становится и жизнь намного интересней,
Когда я на себе ловлю влюблённый взгляд.

Осенняя любовь - последний мой подарок,
Зачем ты послана в сей неурочный час?
Перечеркнула ты года мои и старость.
Я вопреки всему так счастлива сейчас.
Осенняя любовь с оттенком позолоты…
*****

Осенняя любовь - так много в ней, когда кажется, что осталось так мало, Немного сбивается ритмика. Так, в строчке " И ярко светит солнышко в дождливый день.  " выбивается "солнышко", ударение срывается на последний слог.
4/4
================

9. "Расставания"

Расставанья как расстрелы,
Пуля - купленный билет.
Расставанья как пробелы,
Между слов, которых нет.
 
Упакованные чувства
Словно с порохом патрон.
Расставанья как искусство.
Ночь, зима, фонарь, перрон...
 
Загудит натужно поезд
И поедет: чух-чух-чух,
Разгоняя с рельс замёрзших
Сонных, белых, снежных мух.
 
Я машу ему платочком,
Провожая в дальний путь,
И терзаю в мыслях строчку:
"Ты вернуться не забудь,
Ты вернуться не забудь..."
*****

Легкий по ритмике стих, грусть от расставания упакована в легкую иронию. Или это просто так кажется из-за неожиданного “чух-чух-чух”, которое для меня выбивается из общего стиля и вызывает улыбку. В целом все как будто хорошо, но эмоционально не зацепило.
5/3
================

10. "Море"

Люблю я море, цвет его и вкус,
Дышу им, восхищаюсь, наблюдая
Волну, что набегает, вырастая,
Сбивая пену в белоснежный мусс.

Я осенью всегда к нему стремлюсь,
Когда листву холодный дождь листает.
На дальний юг стремятся птичьи стаи,
И я туда прокладываю курс.

У сказочный далёких берегов,
Не знающий морозов и снегов,
Невероятно быстры дни и ночи.

Как жаль, что не у моря я живу.
Стремлюсь к нему во сне и наяву
И стихотворных не жалею строчек.
*****

Морской сонет, легкий и красивый по форме, настроение литературного героя лирично. Немного удивили ошибки “сказочныЙ”, “знающиЙ”. При прочтении обратили на себя внимание и частично разрушили настроение.
4/4
================

11. "Лада"

Неустанно в течение лет,
Обнажая душу и нервы,
Рисовала с любовью портрет,
Страстно веря – он станет шедевром!
 
Как-то стылой, промозглой порой,
Показались старания бредом.
Я в бреду… а с картины герой –
Рядом с чаем и вязаным пледом…
 
Держит руки мои в своих,
Проницает заботливым взглядом…
Я, дыхание затаив,
                слышу:
– Лада, очнись, моя Лада!
 
Голубиная нежность в глазах…
Я в сознании чистом и ясном.
С верой можно творить чудеса, –
Мой портрет получился прекрасным!
*****

Сразу вспоминаются все известные столкновения искусства с жизнью, начиная от Портрета Дориана Грея и заканчивая Формулой Любви.
5/4
================

12. "Монолог"

Это жаркое небо и россыпи маков,
и прозрачные бабочки в танце – не сон.
Солнце плавится медленно, в реку стекая, –
ты стоишь – невесом,

ты боишься вспугнуть этот мир ненароком,
не слетит даже слово с разомкнутых губ.
Только слышно – негромко стрекочет сорока,
и кузнечик – искусный прыгун  –      
верещит в шелковистой траве неустанно...
Исходивший, познавший немало дорог,
зависаешь – немой, просто зритель случайный, –
только ты и природы живой монолог.
*****

Мгновенный снимок, стих-ощущение, сколько их – таких ощущений окружает нас? Это как фотография, глядя на которую, погружаешься в давно ушедшее состояние. А потом снова прячешь ее на года.
Пара неаккуратных рифм, есть вопрос к ритму. После слов “и кузнечик – искусный прыгун” хочется остановиться, не хочется продолжать предложение, а оно продолжается.
4/3
================

13. "В какой-нибудь очередной войне..."

/ Памяти пацанов, погибших в Афгане, Чечне и других бессмысленных войнах/

В какой-нибудь очередной войне
придётся поучаствовать и мне.
Застав врасплох, случайно, ненароком,
она разметит на моей спине
глухой судьбы озвученные сроки.

Не то, чтоб мне хотелось пострелять,
но поздно отступать и смотрит мать
мне в спину, уходящему за солнцем
туда, где кровью разбавляя мат,
хрипит война и сплёвывает стронций.

Конечно, я умру в конце концов,
и, подставляя вечности лицо,
Пойму сквозь ад взбесившегося рая:
Хоть предан поколением отцов,
но Бог не выдаёт, а принимает.
*****
Без комментариев
5/4
================

14. "В саду"
 
Зал аплодирует и встает.
Все - как один.

А под окошком подсолнух растет.
Кто посадил?
Мерно жужжит над цветами пчела,
Царствует май,
И от соседского бла-бла-бла
Сходишь с ума.
Ах, как танцуют чаинки на дне,
Сладок пирог...

Все поворачиваются к стене.
- Первый.
- Второй.
*****

Ах, как хотелось контраста при чтении второго катрена. И вот он – обухом по голове!
5/5
================

15. "В городе"

Фонари по городу – россыпь звёзд.
Облака над городом – серебро.
На гербе у города – алканост.
Надо верить в лучшее и в добро.
 
Гулко в башне ратуши бьют часы.
На брусчатой площади – балаган.
Фейерверки, музыка, недосып...
Море мордой тычется в берега.
 
За окном гороховый цокот ног –
Променад от пристаней до тюрьмы...
Дай нам только памяти, светлый Бог,
Как всё было в городе до чумы.
*****

До чумы... Карантин заставил нас взглянуть на жизнь иначе, некоторых вывернул наизнанку, и все равно мы можем едва-едва представить, что происходило во время чумы, и возможны ли были мысли о “как было раньше”.
5/4
================

16. "Не случайно"
 
Не случайно на лужайке танцевали игуаны,
А ленивые коалы пили сцеженный кокос.
Это было очень дивно, это было очень странно -
Белый танец средь магнолий и бутонов белых роз.

Не случайно у речушки креативные кайманы
Выдували из соломки свежепойманных медуз.
Это было очень дивно и по-доброму забавно,
Эти толстые медузы, этот их медовый вкус.

Не случайно в трёх лианах заблудились пилигримы,
Их ловили на бананы, поедали всей толпой.
Это было очень дивно и весьма неповторимо,
Эти ручки, эти ножки... этот праздник Лимпопо!
*****

Просто напомнило песенку про хиппи, плывущих в пироге. Праздник, счастье, вкусно...
5/3
================

17.  "Рубит лучик словно меч тьму небес"
 
Защемили тучи чёрные
Солнце ласковое,
Рубит лучик словно меч тьму небес.
Не справляется с упорными,
Ветром насланными.
Сколь не бейся мгла могучая съест.
 
Навалилась окаянная
Тьма губительная,
Ливень с градом всё живое побил.
Сила туч в борьбе гигантская
И внушительная,
Но неполною победой мрак был.
 
Истрепались в битве с солнышком
Тучи грозные все,
Разорвали их на части лучи.
Засияло наше золотко,
Богом созданное.
Праздник с радугами красноречив.
*****

Рваный ритм – как рваное небо в разрывах туч, сложно оценивать, это от неаккуратности, или так задумано. В любом случае это гармонично. А содержание – прямолинейное, в чем-то предсказуемое, счастливый конец.
5/3
================

18. "Ерунда"

Как странно, то что кажется мне важным,
то для тебя "Сплошная ерунда".
Я столько лет пытался быть отважным,
простым солдатом, может и бумажным,
на перевес с огрызком карандашным,
к твоим ногам бросавшим города.

Ты знаешь, нам с тобой осталось вместе,
не так уж много лет. Назло мольбе,
нам не дадут остаться в этом месте,
нас испекут в упругом новом тесте,
а там опять, приснись жених невесте.
И нет гарантии, что я приснюсь тебе.

Но если я узнаю твои плечи,
мне карандаш пронзит низ живота.
Так входят стрелы и заряд картечи,
лишившись сил, ума и дара речи,
я напишу стихи о прошлой встрече...
А ты прочтёшь и скажешь: Ерунда.
*****

Здесь не так интересны мысли литературного героя, как оставшиеся за кадром мысли героини. Кажется, что поднимается целый пласт проблематики столкновения романтики с прагматичностью.
С технической стороны есть фрагменты неудобные для чтения. Например, “мне карандаш пронзит низ живота” – если читать это вслух, читается слитно “пронзитниз”, или если делать паузу – она выпадает из ритма и кажется лишней.
4/5
================

19. "Мотыльки"

Как просто в летней суете
рассыпать радости монеты.
Найти другие, да не те.
Не верить в верные приметы.

Вставать ногой на самый край,
тревоги заносить в анамнез.
Со смертью в дурака играть,
чтоб проиграла вновь она мне.

И невесомым мотылькам
завидовать в июньский вечер –
их жизнь печально коротка,
но их полёт над нами вечен.

Грустить, читать твои стихи,
не вспоминая даже имя.
Стихи легки, как мотыльки,
и летний воздух светел ими.
*****

Грусть прикрытая напускным легкомыслием, не совсем понятен посыл первого четверостишия. “Найти другие, да не те.” – монеты грусти?
Из технических вопросов: “чтоб проиграла вновь она мне” – неудобно читать, а еще неудобнее воспринимать на слух, “вновьонамне” сливается в единое неразборчивое слово.
4/3


Рецензии
Евгений, спасибо Вам за понимание и хорошую оценку моего стихотворения (№2). Вдвойне приятно, что в нем разобрался мужчина!

Спасибо площадке, всем арбитрам и ведущей за время и силы, которые вкладываются, чтобы каждый автор мог утверждаться или продолжил своё развитие!

Светлана Мироновская   08.06.2020 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Светлана, за стихотворение! И за смелость спасибо. Не все хотят, умеют и могут принимать участие в конкурсах, вынося из них конструктивный опыт )

Евгений Мотурнак   17.06.2020 14:43   Заявить о нарушении