По конкурсу Взгляд с высоты, ч. 2
http://stihi.ru/2020/06/07/3789 - Итоги конкурса
Продолжаю разбор произведений участников конкурса. Начало статьи - см. http://stihi.ru/2020/06/07/7041
****************************************************
КАК БЫСТРО НАСТУПАЕТ ОДИНОЧЕСТВО. ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРИНСКАЯ
Как быстро наступает одиночество -
Спокойно, плавно, лишнего не хочется...
Стоит в углу торшер, как изваяние, -
Под светом оживут воспоминания:
Игрушки, санки, мяч, линейка школьная...
Задремлешь в кресле тихо поневоле ты...
Приснится море, пароход, родители...
И конкурсы, где был ты победителем...
Друг бывший улыбнется с сожалением -
Ты у него не попросил прощения...
Посмотрит ласково глазами синими
Ушедшая, всю жизнь тобой любимая...
Разбудит звук случайный неожиданно,
Из мира грез вернет назад в обыденность.
Слезинка по щеке скатилась медленно.
Ты не заметил - стал слегка рассеянным...
Симпатичные стихи, но если в предыдущем стихотворении персонаж анализирует себя и делает выводы, то здесь только воспоминания о себе из прошлого, здесь мы почти не узнаем того, что же он увидел с высоты (и смотрел ли он с нее?) - есть только констатация своих воспоминаний и себя сегодняшнего ("стал рассеянным") - без открытий о себе.
С ВЫСОТЫ СВОИХ ЛЕТ. РЕДЖИНА 80
А за спиной остался долгий путь.
Дорога стала уже, но ровнее.
Могу взглянуть назад, увидеть суть:
Мне с высоты всё видится яснее.
Несла порой, не понимая, вздор,
А мне казалось - мыслю о высоком.
Проблемы, что взлетали выше гор,
Рассматривая их под микроскопом... "рассматривала я под микроскопом",
Ничто мне не досталось без труда,
А жить хотелось ПО БОЛЬШОМУ СЧЁТУ.
Высот пусть не достигла - не беда.
Парю я птицей среднего полёта.
Смотреть на мир приятно свысока,
И это ведь не значит, что надменно.
О прожитых годах в душе тоска,
Да седина довлеет постепенно.
Стихи-самонаблюдение, стихи - исповедь. По раскрытию конкурсного задания нет замечаний - всё в тему. По художественному впечатлению - хочется не столько обозначения фактов, сколько выразительных поэтических образов. Я бы еще немного поработала бы над языком стихов, которые мне очень понравились по содержанию.
СУЕТА. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ
Вот и год пролетел. Шумит за окном весна.
Мне бы радоваться да счастью депеши слать
Мол живой и пока ещё не сошёл с ума...
Телефон, телевизор, форточка и кровать.
Весь набор разрешённых люду простому благ.
Всё для нас - сквозняки и в кране журчит вода.
Жизнь, похожая на - закрученный в жгут зигзаг...
Стометровка, аптека, маска и суета.
Надоело до колик - кукольный взрослый мир,
Где правдивая ложь всегда раскрывает пасть.
Пир во время чумы в глазницах немых квартир...
И опять суета, политика, деньги, власть...
Философская поэзия, яркий язык, интересные наблюдения жизни "с высоты" - изложены не факты, не описание отдельных черт, а сразу выводы. "Жизнь, похожая на - закрученный в жгут зигзаг..." "Пир во время чумы в глазницах немых квартир". Выразительно!
МНЕ БЫ КРЫЛЬЯ СЕЙЧАС... ГАЛА ГАЛКА
(изменила авторскую пунктуацию)
Мне бы крылья сейчас, чтобы птицею
В небо взмыть да - в родные края.
Где луга запестрели вновь ситцами,
Соловьями запела земля.
Где черёмухи вместе с сиренями
Закипели в цветенье опять,
Купола тополей над деревнями
Серебром свОим радуют взгляд. РУ
Где под крышею - шалью с заплатками,
Ждёт, сутулясь, родная изба
С образами в углу и лампадкою.
В ней моя начиналась судьба.
Где поля бороздою измерены.
Спину гнули на благо страны,
Жили бедно, но в лучшее верили,
До сих пор идеалам верны.
Где по-прежнему родину малую
Продолжают всё так же любить.
Развлеченьями люд не ИЗБАЛОВАН,
НЕ ПРИВЫКШИЙ РОПТАТЬ ОН НА ЖИЗНЬ. построение фразы
Где годами живётся, как можется,
В захолустье, вдали от дорог.
Нелегка деревенская вольница:
Утешенье лишь - дети да Бог!
Поднимусь по утру я с зарницею,
Гляну в высь, БОЛЬ В ДУШЕ ЗАТАЯ. "боль души не тая"
Мне бы крылья сейчас, чтобы птицею
В небо взмыть да - в родные края…
Стихи о малой родине, гражданская поэзия, но не философская, тема здесь иная: персонаж вспоминает и описывает свой родной край, свое прошлое, сожалеет, что не может туда вернуться ("Мне бы крылья сейчас, чтобы птицею в небо взмыть да - в родные края"). Стихи отличные, хотя не совсем по теме конкурса, несмотря на то, что написаны специально для него. Где тут философское обобщение увиденного? По исполнению все нравится, разве что кроме некорректного построения предложения в 5 строфе, где в причастном обороте избыточное местоимение "он": либо "люд, не привыкший роптать на жизнь", либо "не привык он сердиться на жизнь". Там же неверное ударение "не избАлован", правильно: "не избалОван". А в последней строфе я бы избавилась от формы "затая" (просится "затаив"), заменив всю фразу на, например, "боль души не тая".
СТО МИЛЛИОНОВ ГРАДУСОВ ПО ЦЕЛЬСИЮ. АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ
Авторская справка: «Да какая разница – одна бомба, которую мы сбросили, или тысячи, которые мы бы сбросили на них» /Пилот «Энола Гей» полковник Пол В. Тиббетс/. Троица была взорвана на полигоне 16 июля 1945 года в Аламогордо, штат Нью-Мексико. Со времён Троицы – первой в истории человечества атомной бомбы, было выполнено почти 2000 ядерных испытаний, а также бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки
Бес попутал, родив сомнения:
Первородный – невольный грех,
В смысле правила исключения
Мертвецами считая всех.
Бес попутал, точней, додумался:
«Что посеешь, то и пожнёшь.
Рыба ищет, где глубже, умница,
В свете истины скрыта ложь!»
Бес попутал, вдохнув в чистилище
Между Раем и Адом страх.
Словно обухом по потылице –
Образованная дыра.
Бес попутал Триаду с Троицей,
Проникающий признак – зной:
В пыль скукоженный тут же скроется
Мир по форме и цвету – Ноль...
Бес попутал... Что взять с лукавого?
В битве разума – апогей:
Будьте прокляты, зомби дьявола,
Бомбардиры с «Энола Гей»!
Стихи по вполне конкретному эпизоду истории, которому дана историческая оценка. В каком-то смысле описание любого исторического события предполагает "взгляд с высоты" - оценку ему по прошествии времени, поэтому формально - стихи в тему. Является ли произведение философской поэзией? Не уверена, это скорее историческая или гражданская поэзия. Да и написаны они не к нашему конкурсу.
ЮБИЛЕИ. ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА
Время бежит, и мы, конечно, стареем.
Так же, как все, потихоньку старею и я.
Лишь жить начала, поздравляют уже с юбилеем –
тонкий намёк на скорый конец бытия.
Я же ещё ничего завершить не успела,
едва обрела лебединую песню свою,
сложился припев – нашла любимое дело,
дайте же время, и я её допою.
100 100 100 100 10
01 001 001 001 001
01 001 01 01 001 0
100 100 10 100 1
Мало ещё на загадочный мир посмотрела,
уехать бы в глушь, куда не ступала нога,
как прежде любви хочет грешное тело,
и стремится душа летать, обнимать облака.
Но вдруг понимаю – всё разумно на свете,
вижу гостей и искренне радуюсь я:
гости из будущего – наши прекрасные дети,
и гости из прошлого – старые наши друзья.
Явный подстрочник под какую-то мелодию - читать стихи вслух сложно, все время места Иктов меняются. Да и речь - разговорная, автор просто пересказывает свои зарифмованные доводы - для поэзии такай язык не годится. По содержанию. Видна попытка поразмышлять на заданную тему - персонаж анализирует свою жизнь (что он успел, а что не получилось), и это, конечно, взгляд с высоты. Но хочется еще и поэтического решения этой темы.
ПУТЬ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Живи – и большего не требуй.
Всё остальное заслужи.
Стреми в заоблачное небо
Своих усилий этажи.
Чем выше ты, тем меньше надо –
Зовут к себе вершины гор.
Внизу – ловушки и ограды,
Вверху – свобода и простор.
Там – в озарениях духовных
Найдёшь себя – найдёшь свой кров.
Там нет сует и связей кровных.
И боль видней, и дух здоров.
Чем выше ты, тем путь светлее.
И скорбь твоя пронзает ночь:
«Как я люблю вас! Как жалею!
И я не в силах вам помочь!»
Лично мне мешает пафос повелительного наклонения и поучений. Пусть даже поучений самого себя, но все равно - это не та форма, которая вызывает в читателе симпатию. А еще я так и не поняла, что же конкретно персонажу открылось с высоты его взгляда и на что-то именно направлен его взгляд.
ДУБ И ПЛЮЩ. ИРИНА ГУБАНОВА
Могучий дуб царил в лесной державе,
Красавец был и грозен, и силён,
До холодов в раскидистой дубраве
ЕМУ ЗВУЧАЛ хвалебный ПЕРЕЗВОН: ?
"О, ниспошли защиту, тень и силу
Для братии лесной, нас пожалей,
Отец родной, укрой, спаси, помилуй
И подари хоть горстку желудей."
Шли на поклон куницы, белки, сойки,
Олени, мыши, злые кабаны,
И дуб услышал голосочек тонкий
Плюща - малышки. С веткой сплетены
Его листочки были, прижимался
К коре шершавой, нежно обнимал,
Заискивал, угодничал, ласкался...
Поверил дуб той ласке и пропал.
Из года в год давила "ДРУГА" БЛИЗОСТЬ,
КОВАРСТВО ВЫДАВАЯ ЗА ЛЮБОВЬ, кто выдавал - друг или близость?
Увы, не сразу распознаешь низость
Того, кто БЬЁТ ПОТОМ И В ГЛАЗ И В БРОВЬ.
Присоски корни намертво душили,
Вампир пил сок, царапая кору,
Ковёр роскошный стебли возводили,
ВПЛЕТАЯ ВСЁ В ЗЛОВЕЩУЮ ИГРУ.
***
В ТЕАТРЕ ЖИЗНИ СПЕШНО ВЫБИРАЕШЬ
Большую или маленькую роль,
А через годы ГОРЬКО РАЗГАДАЕШЬ, горько разгаДЫВАешь
Кто подарил добро, а кто лишь боль.
ЛИЦОМ К ЛИЦУ - НЕ ТА КАРТИНА МАСЛОМ,
И только время мудро сложит пазлы.
По жанру это притча с моралью, можно назвать стихи и басней. Тема их отвечает заданию, а выбранный жанр и форма его исполнения оставляет желать лучшего. Далеко не все понравилось в стиле речи, в употреблении слов и их сочетаниях, связях друг с другом. В тексте изобилие словесных клише, которые не всегда к месту вставлены в одно предложение ("коварство выдавая за любовь", "кто бьёт потом и в глаз и в бровь, "В театре жизни, "лицом к лицу - не та картина маслом", "время мудро сложит пазлы"). Если уж сделана претензия на басню, то язык басни должен быть безукоризненным - полностью авторским, афористичным!
ДОМАШНЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИЕРУСАЛИМ. АННА КРУПЕНИНА
Он шел все дальше на восток от дома своего,
ХОТЬ ОН ЛЮБИЛ ЕГО ПОРОГ И КРЫШУ, И ОКНО, (а остальные части дома???)
Любил он в доме засыпать, закончив тяжкий труд,
Пусть НЕ ИМЕЛ СВОЮ КРОВАТЬ, но не был глуп и скуп,
Всегда ворота отворял для странника в ночи
И пилигрим ложился спать согретый у печи.
Благословенье получив у пастора на ПУТЬ,
Святую землю увидать и лучше стать чуть-чуть,
Он шел все дальше на восток и видел вечный град.
Пусть до него не близок ПУТЬ и пусть вокруг лишь мрак,
И человеческим зрачком “Земли” не разглядишь,
Но километры за спиной и вместо бури тишь.
Еще осталось одолеть две тысячи шагов
Он расстояние презрел и к большему готов.
Лучами первыми заря ему светила ПУТЬ.
Успел скотину покормить, да и огонь раздуть,
Чтоб не покинуло тепло его родимый дом
И чтоб малютка не замерз, и мать С СЕДЫМ ОТЦОМ.
Он два часа шагал вперед по кругу во дворе,
Шагал, молился, БЫЛ ГОТОВ и думал о Христе. к чему готов?
Справка от автора стихов: в средневековье во временна массовых паломничеств в Святую Землю, крестовых походов и охоты на ведьм, существовала практика необычных богомольных странствий, когда человек проходил расстоянии до места поклонения наматывая километры вокруг местной церкви или креста.. Подобное разрешение-благословение давалось не всем, а лишь истинно верующим, по каким-либо причинам не имеющим возможность покинуть место своего пребывания.
Как связать тему стихов с темой задания? Наше воображение ничуть не хуже реальности, если мы умеем и хотим смотреть на реальные и простые вещи с высоты духовных смыслов нашего существования. Интересное решение темы. По технике исполнения. При выборе парной рифмовки требование к точности концевых рифм и к их небанальности повышается. А здесь и рифмы не идеальны, и одно и то же слово "путь" дважды оказывается на конце строки и еще раз - внутри строки. Есть некорректный падеж в 4 строке: "пусть не имел (чего?) своЕЙ КРОВАТИ". Еще несколько неудачных мест я показала в тексте заглавными буквами.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ
У Мариинского портала
При входе лопались зонты.
Там тучка-лебедь пролетала,
Роняя слёзы с высоты.
А капли мыли тротуары
И ИСЧЕЗАЛИ В ВОДОСТОК, (либо "уходили в водосток" либо "исчезали в водостоке")
Не забывая чистить пары
Ботинок, туфелек, сапог
Сошлись во взглядах воедино
Циклон с искусством не спеша,
Дождю смыть пыль необходимо,
-Чайковским чистится душа.
У Мариинского портала
При входе лопались зонты,
Волна людская ИСЧЕЗАЛА
ПО ЗОВУ ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ. неточность согласования слов.
Философское осмысление картинки города возле Мариинского оперного театра - персонаж стихов из деталей городского пейзажа пытается построить картину смысла происходящего: театр очищает и притягивает к себе людей так же, как и ...непогода. "Сошлись во взглядах воедино циклон с искусством". Мысль интересная и стихи - в тему конкурса, но очень уж плохим, невнятным языком она изложена - я не увидела работы автора над текстом, стихи напоминают экспромт, зарисовку без окончательной правки. Управление словами, их сочетание, подбор слов - всё здесь оставляет желать лучшего.
НАВЕСТИЛА. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Пустой перрон. Уедешь, неизбежно.
Вагоны пОезда пусты, пусты…
Вслед за тобою мысленно, поспешно,
Лечу, осознавая с высоты,
Что счастье кратковременно, непрочно,
Бесценно…
В заточеньи, под замком,
Любовь живёт, когда ты рядом, дочка!
И мы вдвоём, и старый дачный дом…
Флёр быстрых облаков–воспоминаний,
Обиды так нелепы и смешны.
Дороже стали нам слова признаний,
Теплеет взгляд, объятия нежны.
Вдруг посмотреть прозревшими глазами
На тех, кто рядом, близких, – нет родней.
Людскими переполнена слезами
Земля…
Беречь. Дожить до новых дней.
Стихи начинаются как интимная лирика - касаются отношений с дочерью, но к концовке воспринимаются как философская поэзия. В конкретном эпизоде - в описании отъезда дочери, персонаж стихов находит повод для осмысления сути отношений с близкими (а это - взгляд с высоты): "Вдруг посмотреть прозревшими глазами на тех, кто рядом, близких, – нет родней" и, не останавливаясь на этом, идет дальше, продолжает свою мысль в еще большем масштабе: "людскими переполнена слезами Земля… Беречь. Дожить до новых дней..." Хорошие стихи получились - и по исполнению, и по содержанию.
ДОБРО И ЗЛО. ВЛАДИМИР ЕВАНГУЛОВ
Когда вопрос стоит ребром,
Добро не может быть Добром,
А только долгой версией.
И Зло не балуется Злом,
Когда срывается в излом
Былого равновесия.
Когда вопрос не ждет ответ, не ждёт ответА
А славит свой авторитет
В безликом многоточии,
Добро берет бронежилет,
А Зло идет за ним след в след
Походкою охотничьей.
Когда вопрос со всех сторон
Сжимает горечь похорон похорон чего? шипов?
Шипов инакомыслия,
Добро и Зло, как метроном,
Качают колыбель времен
ПОД ГРОХОТ БЛИЗКИХ выстрелов.
Добро и Зло от горьких смут
Когда-нибудь от нас сбегут,
Оставив для спасения
Вопрос без резких амплитуд,
Вопрос, который будет мудр,
Как красота осенняя.
Однозначно - философская поэзия, где есть попытка осмысления Добра и Зла в особых жизненных обстоятельствах, когда "зло срывается в излом былого равновесия". Мысли интересные, и в целом они по теме конкурса, но совсем не радует их изложение: то падеж не тот в согласовании слов, то фраза построена так, что теряется ее смысл (плохое согласование слов). Здесь явно чувствуется прогиб фраз не под их точный и ясный смысл, а под укладку в строфу, в рифму, в интересность звучания. Пока не вдумываешься в этот текст - стихи нравятся, но только до поры....
УРОК. АЛЕКСАНДР НОСАЧЕВ
Кто понял жизнь… Тот больше не спешит…
Смакует каждый миг и наблюдает…
................................................
"Зелёный" светофор: переходи.
Визг тормозов – последнее, что помню.
Мелькание... и где-то впереди
светящийся объект престранной формы.
Подплыл поближе, чуден внешний вид,
и трубный глас мне с чувством возвещает:
«Кто понял жизнь… Тот больше не спешит…» –
бросай, мол, тело с прочими вещами...
И, осознав полученный завет,
я воспарил туманом бестелесным.
Я понял всё: откуда яркий свет,
и лёгкость, и полёт в туннеле тесном.
Раскрылся мир в пронзительной красе,
от горных кряжей до песчинок малых.
И я проник везде и видел всех
людей, живущих и в грязи, и в славе.
А жизнь кипела: вера и любовь.
И тут же зависть, ненависть и злоба.
Бесстрастно наблюдал, как вновь и вновь
старались игроки друг друга слопать...
Себя на чём-то белом увидал,
хирургов торопливую бригаду.
И в тот же миг решительный удар
Отправил вниз по радуге. «Так надо. –
Раздался снова глас – Ещё не срок».
Не знаю, что я видел – блики дао?
Но не забыть впечатанный урок:
«Кто понял… не спешит… и наблюдает».
Интересные стихи с описанием посмертного опыта - нестандартный сюжет! Философская поэзия, где в деталях описано то, что можно увидеть только с максимально возможной для нас высоты - поднявшись над уровнем земной жизни. И по технике хорошо написано.
ЧТО НОВОГО В КРЫМУ? ФИДЕЛЬ САГИТОВ
Карим, который год нет о тебе вестей,
Да и у нас, поверь, немного новостей,
По-прежнему, соседи спорят, чей же Крым,
То Генуя с Ордой, то Греция и Рим.
Что нового в Крыму? Бу яна Кырымда?
Меняется властителей и ханов череда,
Что правили, а после исчезли навсегда,
Оставив только след, а чаще без следа.
Что нового в Крыму? Бу яна Кырымда?
Наш маленький аул пусть обойдёт беда,
Сады уже в цвету, уходят холода,
На пастбища Яйлы отогнаны стада.
..........История людей не учит ничему,
Ни войн, ни перемен, не нужно никому,
Не будет их, настанет мир в твоём дому,
Когда – то ведомо Аллаху одному!
010001010001
010001010001
010001000101
010100010001
Смущает хаотичность положения Иктов с строке - рассогласование ритмических ударений с местом фонетических ударений в значащих словах. И еще я не любитель смешения разных языков: стихи лучше писать на каком-то одном. Это по технике. Содержание доброе, нужное, но можно ли считать тему стихов иллюстраций взгляда с высоты и философской поэзией, я не уверена. И тема здесь другая, и жанр другой.
ПАРАНОИК. ДАВИД РАМОНОВ
Поток суждений относя, к числу великих,
А обещаний ряд к разряду небылиц,
Реши принять, что МИР НА ПОЛУСДВИГЕ.. ???
АГЛОМЕРАТ ИЗ ПРОЧНО СВЯЗАННЫХ ЧАСТИЦ -
Наш образ мыслей, кажется привычным -
Обратно к полной возвращаться слепоте..
И станет все до боли безразличным,
Когда глаза привыкнут к «темноте».
О чем эти стихи? Что за странный подбор слов для выражения столь же странных тез, потому что все они не досказаны и туманны?
КОРОБКА ПАМЯТИ. ОРЛЕНА
За годом год, судьба куда-то вдаль летит,
Почти без остановок, ярких вех,
И только якорь мой, «Коробка Памяти»,
Хранит и неудачи, и успех.
Покрылась пылью, выцвела от времени,
Но все мои богатства сберегла -
Советские открытки с поздравленьями,
Флакон духов из синего стекла.
Мой галстук пионерский, весь исписанный -
Имён забытых ТЁПЛЫЙ ПЕРЕЛИВ, ???
Тетрадка с неумелыми эскизами,
И первый поэтический порыв.
Медали, всё такие же блестящие,
Поделки, что рассыпятся вот-вот,
И под замком, в отдельном тайном ящике,
Сухой букет и письма «от Него».
На чёрно-белых ФОТО - одноклассники,
В КРУЖОЧКАХ, ИЛИ СТОЯ В ДВА РЯДА,
А вот в костюмах, на каком-то празднике -
Хотела быть актрисой я тогда...
Чего здесь больше - грусти или радости,
ВОЛНИТЕЛЬНЫХ надежд илИ потерь?
И обжигают слёзы тихой ЖАЛОСТЬЮ,
Обидой, что неважно всё теперь.
Далёкое, наивное и раннее,
На что смотреть хотелось свысока,
КружИтся надо мной воспоминаньями
И уплывает вдаль за облака...
Стихи - воспоминания, которые нахлынули на персонажа при разборке старых вещей. Есть попытка посмотреть на прошлое с высоты прошедшего времени, но она почти не заметна: не о том стихи, они - ностальгия по прошлому, не более. И язык местами разговорный: "На чёрно-белых ФОТО - одноклассники, в кружочках, или стоя в два ряда", есть неточность выбора слов "и обжигают слёзы тихой ЖАЛОСТЬЮ" (не "жалость", а "сожаление", "грусть", да и обжигают "слезы сожаления", а вовсе не "слезы сожалением"). "Волнительные" надежды... В современном языке это определение употребляют (к несчастью для литературного языка!), но звучит оно отвратительно для уха, тем более, в языке настоящей поэзии...
НА СМЕНУ ЭПОХ. ГАЛИНА СМЕЛОВА 2
Здесь поезд мчится,
Там тройка скачет.
Иные лица
К былым в придачу.
Умчался поезд,
Отстала тройка.
Былая скорость
Осталась только
В заветных строках
Да на картинах,
В речных потоках
Во снах-былинах.
Теперь возницы -
На иномарках,
А тройки-птицы
Катают в парках
Детей и взрослых
Для развлеченья,
Заслуг всех прошлых
Поправ значенье.
По рельсам-струнам
Составы скорые
Стучат бравурно
Запевы новые.
Под них эпохи
Летят-меняются,
Быстры, как блохи,
И в кровь кусаются.
Мне эти стихи напомнили частушки или подстрочник к дешевой песенке. Игра словами есть, всё складненько, ритмично, но все равно - не поэзия. Есть ли здесь мысль? Наверное, есть, но не философская. Просто констатация отрицательных фактов без видимой связи между ними. И никаких авторских выводов я не нашла, не говоря уже о мудром и самобытном взгляде сверху.
ДАЛЬ ШИРОКАЯ, ДАЛЬ ВЫСОКАЯ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА
Даль широкая, даль высокая,
Даль без края меня позвала,
Обернулась я быстрым соколом,
Вместо рук обрела два крыла.
Степи вольно окрест раскинулись,
В них широкий простор для ловца,
УСМОТРЕВ, за добычею ринулась увидев
И настигла В МОМЕНТ беглеца.
Здесь внезапность – ПОДСПОРЬЕ ТАКТИКЕ, внезапность - и есть тактика
Я сильней: не моя в том вина,
Когти в жертву вцепились накрепко,
Участь слабого предрешена.
001 001 0100
001 000 01
001 001 0100
001 000 001
Кровь насытила и опьянила,
Тяжело, неподъёмно крыло,
Затуманился взор, позабыла,
Как меня поднебесье влекло.
Был коротким полёт мой свободный:
Я была голодна и легка,
А, насытив инстинкт свой природный,
Сжала высь до размера прыжка...
001 001 0010
001 00 001
Стихи аллегория, где использован образ полета, с помощью которого автор пытается осмыслить себя и свою историю отношений. Образ птицы и полета и стали поводом для отбора автором этих стихов на конкурс, но, мне кажется, они на другую тему, это интимная лирика, здесь нет философского обобщения жизни, а присутствует только образный рассказ о персонаже. "Полет"описан, а то, что благодаря ему открылось, нет. Технически тоже не все удалось: не чистый ритм анапеста с перестановкой мест икта. И язык бедный и не везде точный.
ОВЧИЙ ПУТЬ. НИКОЛАЙ БОШИНЦЕВ
Из ниоткуда в никуда
Плетутся серые стада.
ЗА НИМИ ВКРУГ следит пастух,
И тетива его СЕДА.
Он мог бы взять за годом год
ВО ВРЕМЯ ВСПЯТЬ НАОБОРОТ,
Но у него, у одного,
Не хватит слов, не хватит нот.
Он с высоты глядит во тьму –
Не мог бы ты помочь ему?
ЗЛОЙ СБОЙ ПРОПОЙ СУДЬБОЙ СЛЕПОЙ,
А он в ответ прошепчет: "Му!"
И вот тогда, как никогда,
Спасутся светлые стада.
Сквозь дни В ТЕНИ ПРИДУТ они
Из ниоткуда в никуда.
Здесь откровенная игра словами и их звучанием, где ради этой игры идут некорректные обороты речи и потеря смысла. Это типичный случай, когда автор постоянно жертвует смыслом в угоду игре звучания. Я пыталась самой себе пересказать прозой содержание этих стихов (логику мысли автора), но у меня это не получилось.
ДАЙ МНЕ КРЫЛЬЯ НАПРОКАТ... МАРИНА ЮРЧЕНКО ВИНОГРАДОВА
Добрый ангел, ты явись
мне воочью.
Снова манит в небо высь
синей ночью.
Мой хранитель, напрокат
выдай крылья.
У меня – зима, закат
и бессилье.
И уткнулась я в тупик
не на шутку –
мне бы крылья хоть на миг,
на минутку.
Я хочу тайком от всех
взмыть за песней.
Помоги подняться вверх,
в поднебесье.
Пусть опять лукавый бес
спрыгнул наземь,
мир не может быть с небес
безобразен.
Дай крыла, пока ты спишь,
только на; ночь –
не дадут со скользких крыш
падать навзничь.
Будет ветер мне как брат
до рассвета
и узнаю я стократ
в нём поэта.
Он поднимет над судьбой
где-то между
строк про веру и любовь
и надежду.
Буду в небе досветлa;...
Не тревожься –
я верну тебе крыла,
как проснёшься...
Витиеватые, образные (с использованием образа крыльев и полета) строки о личных чувствах, желаниях и отношениях, но философской поэзии я здесь не вижу. На мой взгляд, стихи не по теме, автор схватился за слова "крылья" и " поднебесье", решив, что этого вполне достаточно для конкурса, но задание его иное. Даже в качестве лирического рассказа о себе - не убедительно: много надуманных фраз ни о чем - ради ритма или написания подстрочника к песне, а вовсе не ради искреннего анализа своей души.
ЗОВ ПЕРЕМЕН. МАРИНА БУТБА
Легко дается, значит - верно!
Все трудности - лишь зависти труды,
Молвы ПРИТВОР, невежества плоды.
А ум - на плахе. Неизменно.
ЛУЧАМИ РВУТСЯ БЕСКОНЕЧНО
ПУЛЬСАРЫ МЫСЛИ ВЕЧНОСТИ СЕДОЙ;
Посланья К ПЕРЕМЕНАМ, словно вой:
И бич, и кара для беспечных.
О как историй ход причудлив!
Невидим оку, в сонме буден,
Миры, как паззлы, складывает вдруг.
Собрав узоры верно, метко,
Презрев и скорбь, и радость, и испуг,
РАЗВЕЕТ ВОЗГЛАСЫ-пайетки.
Сонетная форма мало подходит для раскрытия конкурсного задания, где важно содержание. Да и сонет (канонический) тоже требует четкости мысли (теза-антитеза- вывод), а здесь присутствует только игра фразами, образами и туман содержания. Автор работает лишь на сонетную форму, забыв про тему. Язык стихов... странен.
ГЛАЗА ИЗ ПРАВДЫ. ОЛЕГ ПАРАБИН
(исправила в тексте запятые)
Альбом открыт, глядят глаза из правды,
Как было там весной, в сороковых.
И вирус стал открытием отрадным,
На карантине вижу всех живых...
И чувство рода, в суете забытом, м.б. "в суете забытОЕ"?
ВЛЕЗАЕТ В НЕРВЫ, теребит в душе.
И стал для врЕменИ другим, открытым, нет субъекта - кто стал?
И новое возникло в тишине...
И сердце бьётся вдруг державным шагом,
И боль утраты обнажило мозг.
Забыть нельзя, и я под жёстким взглядом
Склоняю гОловУ в сыновий долг...
По содержанию - есть попытка написать стихи на заданную тему - персонаж стихов, листая старый альбом фотографий, смотрит на них с высоты сегодняшнего дня и видит давно ушедших - живыми: "И сердце бьётся вдруг державным шагом, и боль утраты обнажило мозг". Не везде четко и правильно выстроены предложения, даже управление словами - некорректное, страдает запись (пунктуацию я исправила для лучшего восприятия, есть проблема и с размещением ударных слогов - Иктов, относительно фонетического ударения слов (в двух местах ритм вынуждает прочитывать два ударения в слове) Тема хорошо задумана, но хочется ее раскрытия, продолжения авторской мысли. Тем не менее радует, что автор попытался по своему раскрыть заданную тему и пошел в правильном направлении.
КОММУНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ. КАЧКОВСКИЙ АНДРЕЙ
Зарплата – грош, квартплата душит,
Растут налоги, как грибы.
До пенсии дожить не сможет "душит-сможет" - рифма
Никто из ныне молодых.
Капиталисты захватили
Всю власть, ресурсы всей страны.
И за копейки приучили
Пахать - иль с голоду умри.
Работы нет на Украине,
Всем нужно в Польшу уезжать.
Чтоб стать нам полною руиной,
Осталось Землю распродать.
В судах бесправие творится,
Без денег правды не найти.
Законы пишут за границей
Американские ПАНЫ. рифма "паны-найти", слово "паны" не про Америку
Капиталисты сговорились
НАЖИТЬСЯ ДЕНЕГ на войне, (либо "нажить денег" либо"нажиться")
И потому стравили Киев
С Донбассом – мир горит в огне!
Ну, а пока солдат воюет
И братьев проливает кровь,
Его семья подчас бедует –
Кредиты душат, КАК ПЕТЛЕЙ. "как петля", потеря рифмы "кровь-петлёй"
Власть упырей, воров с майдана,
Принесших людям столько мук,
Пора свергать – ШТЫКОМ ТИРАНОВ
ЗА КРОВЬ НЕВИННУЮ ПРОТКНУТЬ. инверсия слов в предложении
Вас, угнетателей свободы,
Лже-патриотов, слуг БАБЛА,
Самих отправить рыть окопы – (самих отправить БЫ в окопы)
Война народу не нужна!
С точки зрения раскрытия темы - хорошо, выбран жанр публицистики, гражданской поэзии. И хотя данный жанр разговорный стиль речи допускает, но хочется доработки стихов, к языку (подбору слов и связям между ними) есть замечания - я показала их в тексте. К сожалению, и рифмы не везде точные, а есть даже и потери рифм.
ВОЗРОЖДЕНЬЕ ДУШИ В НЕБЕСАХ. ОЛЬГА ЖЕЛТУХИНА
Если сердцу тревожно в груди -
Уходи от непрошеных слез,
Ясным взором на мир посмотри:
На ДЕВИЧЬИ станы берез... нехватка слога
Посмотри, как плывут ОБЛАКА,
В путь-дорогу зовут за собой,
Ветер травы колышет слегка,
Впереди небосвод голубой.
И как птица, ВСПАРИ В ОБЛАКАХ, воспари
Где размыта реальность границ.
Возрожденье души в небесах "облаках-небесах" - рифма
По велению Божьих Десниц...
Дождик слезы прольет за окном,
И отступит земная юдоль,
Белый ангел коснется крылом,
И исчезнут тревоги и боль.
Есть недочеты техники - показала их в тексте. Дважды одно слово попадает на конец строки - рифмуется. Есть потери рифмы и сбивка ритма. Тема раскрыта, как поучение, написанное в повелительном наклонении, а хочется поэтической иллюстрации применения "взгляда с высоты" на конкретном событии, случае или явлении.
РУСОФОБИЯ РИСКНУЛА СТАТЬ ТОВАРОМ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН
Русофобия рискнула стать товаром:
покупается за доллары она,
а не просто интегрируется даром,
как пропитанная ядом белена.
Изо всех щелей полезли русофобы
на волнующий их слух купюрный хруст,
как бациллы и зловредные микробы,
соблазнённые на запах, цвет и вкус.
Активировались те, кто ближе к телу,
из которого сосали молоко,
а теперь испить им крови захотелось
вместе с теми, кто активен далеко.
Лизоблюды-паразиты стали в позы:
мордой – по ветру, а грязным задом – к нам
и, погавкивая, ждут валютной дозы,
не давая отдыхать своим хвостам.
Тема раскрыта в форме политического обличения: автор не описывает отдельные события или факты, а сразу же обобщает, смотря с высоты на происходящее, пытается сделать выводы и дать явлению имена. Это не совсем философская поэзия, но заданию в какой-то степени соответствует. Хотя язык произведения, к сожалению, не язык поэзии, а язык выступления оратора на митинге.
КАЖДОМУ СВОЁ. САМА-ПО-СЕБЕ
Кому - поднебесье,
просторы и песни,
кому-то болото
и нудная плесень.
И что предпочтительней -
петь или тлеть?
Должно быть -
с какой колокольни смотреть...
Мысль философская есть - она поясняет, как важно смотреть на явления с высоты - с разных "колоколен", но тема конкурса не раскрыта. Автор нам только объясняют идею, а задание конкурса предполагает сделать поэтическую иллюстрацию смотрения на вещи с высоты...
*************************************
На этом стихи пакета кончаются, разобрала их все. Если кого обидела, если с чем-то не согласны - простите меня, это только мое личное восприятие смысла стихов. Очень хотелось бы в следующем сезоне продолжить учебные конкурсы, где будет необходимо думать не только о красоте слов и рифм, а учиться формулировать свои мысли - вкладывать небанальные авторские мысли в новые стихи. Не знаю, как вам, а мне этот конкурс был интересен, поэтому большое спасибо всем его участникам! С бесконечным уважением к нашей пишущей братии, Ваша Алкора. 08.06.20.
Свидетельство о публикации №120060802403