Стихосложение на базе Снегири

00100^00100 Припорошило. Приморозило.
10100^10100 Ветвь с рябиною в снег забросило.
11101^001 А на ней сидят снегири.
00100^00100 Краснопузые, шаловливые,
00100^10100 Боязливые, но счастливые,
10100^001 С длинной блузою главари.
 
10100^00100 Дятлы с фомкою-дробовницею
10101^10100 Песнь поют свою с синью-птицами,
00101^001 Исполняют всем попурри.
10100^101 Со Снегуркою б… Спору нет
10101^001 (Чтоб увидеть то изнутри),
10101^001 Но влюбился я в интернет.

Каким размером написано?

Кто-то, возможно, скажет, что это из античной метрики, упомянет термин «пентаметр», что происходит от греческого слова «pentametros», которое состоит из двух слов – «penta» – «пять» и «metros» – «мера». Из названия можно понять, что стих, написанный пентаметром, состоит из пяти стоп. Далее вспомнят, чему их в институте учили... там дактиль - не дактиль...
А мне "до лампочки" такая счетоводческая математика... это пентаметр или не пентаметр или еще какой-то там метро-дюйм  ученой степенью. У меня другой подход к этому.
Во время анализа своей сказки "Червона рута в ночь Купала", я обращал внимание на то, что при преходах к пейзажам мной использовался пеон-4, а именно: 0001. Зачем? Пейзаж - это отдушина, умиротворение. Чем меньше ударных слогов и начал строк (стихов) с многими согласными звуками, тем легче передать бескрайность, спокойствие, наслаждение.
Если пейзаж предназначен для описания бури, гнева, напряжения, по моему мнению, не место пеону-3 или пеону-4, а о пеоне-1 даже вспоминать не хочется.
Посмотрим на строки (стихи) 1, 4 и 5. В них 00100^00100.  Два ударных слога из 10. Полный штиль.
Если бы и другие строки уподобились им, была бы скукота. Скукотища! Вот в них можно напихать ударных звуков под завязку, а строку укоротить, сделав ее мужской (с ударным последним звуком).
Кому-то не понравится, вторая строфа не копитует первую. А зачем?
Функция второй строфы иная, а именно: взорвать идилию, сыграть на контрасте, проявить мужской характер укороченными строками, заканчивающимися на ударный слог.
Начальная строка "Припорошило. Приморозило." настроила нас на пентаметр, на идилию. Система обознчена, выстроена, мозг читателя настроен, обучен, динамический стереотип закреплен строками 4 и 5. Далее во всех строках 3-й и 8-й слоги ударные. Они заглушают остальные, которые следует считать сверхсистемными или внесистемными.
Если профессиональные критики с высокими учеными степенями попытаются втянуть меня в лингвистические споры, натянуть на любую колодку, я спрошу их:
– А кому нужно ваше прокрустово ложе с выдергиванием ног или отрубанием головы?


Рецензии