С метлой и тетрадкой

ИЛИ ИСКУССТВО ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ
(школа выжимания)

«Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин —
каждый дюжий ему господин,
и даже слабые, если двое.
А если в общину сгрудились малые —
сдайся враг, замри и ляг!»
/под Маяковского/

Приехав в Израиль в возрасте выше среднего, я понимал, что устроиться по специальности будет непросто. Изучая язык в ульпане, с первых же дней начал искать работу. И вдруг удача! Ювелирной фирме в Ор-Егуде требовался специалист, который осуществит весь цикл работ по проектированию, наладке и запуску в производство новых видов изделий. С ювелирным производством не был знаком. Созвонившись, я приехал на встречу. После собеседования хозяин фирмы Давид предложил мне на следующий день выйти на работу.

Давид, как и большинство работников фирмы — выходцы из Грузии. Общались на русском языке. Работал у него один слесарь-инструментальщик из Украины. Как и ему, Давид назначил мне минимальную оплату — 12ш. в час. Разумеется, я рассчитывал на повышение соответственно моему статусу.
 
Прошло два года. О предстоящей реконструкции я знал из предварительно поставленных мне технических задач. Решения некоторых уже просматривались в эскизах. Давид пригласил всех в свой просторный кабинет. Он говорил о техническом переоснащении фирмы. Обозначив задачи основных специалистов в объеме предстоящей реконструкции, Давид спросил, всё ли всем ясно?
Я поднялся и задал вопрос: "Планируемая вами реконструкция опирается на проектирование и изготовление штампов, оснастки и инструментов, целиком определяющих технологию производства и качество продукции. При этом моя минимальная зарплата — одна из самых низких на вашей фирме. Во всей вашей речи я так и не услышал, в чем состоит мой интерес в готовящейся реконструкции?"
Давид буквально взорвался: -"Если бы ты молчал, я бы сам тебе поднял зарплату!.." Двух лет, проработанных мной, видимо, оказалось недостаточно — я был не из "своих", и жадность взяла верх над здравым смыслом. Я уволился, исключив все возможности компромисса.

Мои наблюдения и выводы основаны на контактах с владельцами компаний и непосредственно с работниками. В поиске заработка (или подработки) я использовал все возможности. Эпизодически выполнял самые неожиданные, начиная от сантехнических, обработки металлов или дерева, до реставрации фотодокументов. От художественно-графического построения, до технической разработки устройств, механизмов или технологической оснастки. Один раз мне даже довелось разработать и внедрить этикетку на бутылку вина(!).

Кроме постсоветских людей, выросших в славянской христианской среде, все остальные, как правило, неформально объединяются в общины. Подтягивают друг друга, стараются везде образовывать некое большинство из "своих". Можно предположить, что протекция, кумовство распространены во многих, если не во всех странах мира. Одни из моих родственников живут во Франции. Их зять уже 6 лет числится временным сотрудником, успешно работая реставратором в Тулузе. На фирму пришел местный сотрудник, и его сразу приняли на постоянную работу. Подобные примеры я мог бы привести из Германии и Чехословакии.
У нас в Израиле это особенно заметно на марокканской, эфиопской и кавказской общинах. Скажем, если руководитель марокканец, можете даже не проверять, в своем большинстве на престижных местах работники — марокканцы.
Подобных примеров работы выходцев из славянской среды я не наблюдал.
Если, аналогично, небольшим начальником работает "русский", вниз по цепочке (если не родственники или совсем уж не престижная работа), можете "русских" не искать. Если они и были — всех выживет, чтобы не подумали, что он тянет своих.
Мало того, что мы сами не в состоянии объединить свои усилия на благо членов нашей общины, мы еще ревнуем к тем, кто посмел, объединившись, требовать обеспечения комфортных условий для проживания "своих".

Вот типичная реакция "русского" пользователя Фейсбук на бунт эфиопов по поводу избитого полицейским солдата: "Эфиопы хотят равенства? Так давайте им его дадим! Ту же корзину абсорбции, как "русским" (вчетверо меньше, чем эфиопы получают), машканту - не 95% (безвозвратно), а 40! Никаких преференций при приеме на госслужбу! Равенство так равенство! Я за! Кто-то против?"

Был как-то случай. Поднялись мы с женой в автобус. Она протянула водителю деньги на билеты со словами: пенсионеры. Наверное, ни одному человеку из любой другой общины в мире не пришло бы в голову усомниться в сказанном, как бы молодо мы ни выглядели! Но на переднем сидении справа (по ходу автобуса) сидела типичная по внешним признакам и речи "русская", которая тут же с сарказмом кинула реплику: "Можно подумать, "пенсионеры!"

Прикормив постсоветских диссидентов Щаранского, Эдельштейна... (тут же забывших о тех, кто дал им мандат в Кнессет), израильские политики обезглавили разрозненную постсоветскую Алию. Им, политикам, не хватало именно русскоязычных репатриантов, относящихся в большей степени к христианству, чем к иудаизму, неспособных к объединению, непритязательных, недоверчивых друг к другу, но трудоспособных и покорных — "производства" СССР. "Русские" в возрасте 50+ без поддержки своих депутатов оказались неконкурентными и не способными отстаивать свои интересы. Это позволило государству вытеснять их в не престижные или опасные районы страны, а работодателям — диктовать свои условия на производстве, незащищенном профсоюзами.
В результате производители держат работающих на минимальной оплате, государство содержит пенсионеров по старости и инвалидов на пособии, не обеспечивающем прожиточный минимум, министерство строительства выплачивает самую низкую компенсацию за аренду жилья, все производственные районы страны густо заселены, число жителей, выдавливаемых на поселения, не скудеет, еще и остается часть бюджета на личные расходы объединенных ветвей власти: министров, судей, депутатов! При этом власть остается неуязвимой для русскоязычной толпы. В этом и заключается искусство израильской политики!

Что может противопоставить русскоязычная толпа? Только одно — организованное гражданское общество, объединенное общностью своих интересов. "Русские" должны твердо усвоить, что без улучшения условий жизни такого же "русского" соседа, невозможно и личное благополучие. Только в дружелюбной среде и может сформироваться политическая партия, защищающая интересы русскоязычных избирателей. И пока этого нет, улучшение условий жизни любой активной израильской общины, или как писал Ривлин — "племени", будет происходить за счет русскоязычной толпы. Ибо дверь открывают тому, кто стучит.


Еще в армии, обучаясь в сержантской школе в Тбилиси, получив наряд вне очереди, я  познакомился с метлой. Уже тогда я обратил внимание на поведение различных по форме и массе мусорных объектов, управление которыми требует персонального подхода и специальных навыков.
 
Через много лет, уже пенсионер, будучи механиком по образованию, проживая в Израиле, я прочитал объявление о приеме на работу дворников. Мне, как человеку творческому, захотелось продолжить изучение, вернее НАБЛЮДЕНИЕ за поведением мусорных объектов, заинтересовавших меня еще в ранней молодости. Вот и вся проза моего "трудоустройства", за которое мне еще и заплатили. От полученных денег, я ни цента не внес в домашний бюджет, раздав жене и детям на подарки.
 Я говорю, что каждый, кто берет в руки метлу, имеет возможность проявить себя...  В конце концов, есть такая  почетная профессия — РОДИНУ ОЧИЩАТЬ!

Я зашел в контору и спросил, можно ли устроиться на временную работу по уборке?  Спросили— кем работал. Я ответил — инженер-конструктор. И вы лучшего ничего не нашли?- спросил администратор. Я ему ответил, что для диссертации мне необходимо изучить вероятность управления мусорными объектами. Не думаю, что он поверил, но принял меня. О том, что я работал на уборке, прикладываю фото-факт. Я, действительно, продолжил наблюдение этого явления — управляемое движение мусорными объектами. И надо заметить, что при определенных условиях, мусорные объекты, под воздействием метлы, двигались как намагниченные. Тем, кто не обращает на это внимание, приходится одни и те же движения повторять многократно до тех пор, пока одно из движений, случайно, не совпадет с траекторией, создающей условия, срывающие объект с места.

Возглавлял общее руководство работами Габи, лет до 40 — выходец из Эфиопии. Помогал ему некий кавказец, примерно того же возраста. Командовал "парадом" на местах бригадир — также выходец из Кавказа. Работники вспомогательных служб, с кем из них мне приходилось встречаться — из тех же краев. А вот непосредственные уборщики — в основном эфиопы, и мы, из русскоязычного "племени", их немного разбавляли. Организация быстро расширялась — не хватало инвентаря. Мое предложение ввести посменную работу, чтобы ликвидировать дефицит, руководство восприняло со скандалом как личное оскорбление. Я не остался в долгу…
 К сожалению, через 2 месяца меня попросили уволиться, ибо уже накопилась большая очередь работников из Эфиопии. Тогда-то я и написал этот стишок.
 
***
С метлой и тетрадкой
Хожу не украдкой —
Хожу я во весь полный рост.
Я улицы чищу
От грязи и пищи,
И это мой главный форпост!

На травки, росточек,
На пищи кусочек—
Нечаянно не наступлю.
Я урну помою,
Я пищу накрою,
И нежно животным сложу!

P.S. А вторую смену, после моего ухода, все-таки ввели!

                Гарри  16.06/2015


Рецензии