К истории двух икон с изображением Пушкина

                Дату для Пушкинского дня выбрали просто -
                день рождения писателя и поэта по новому стилю
                6 июня (26 мая по старому).
                _______               
 

     Святитель Филарет Московский (1782-1867) и
     душа русской поэзии Александр Пушкин (1799-1837)

     Эти необычные иконы имеют интересную, но малоизвестную историю создания...

     В мае 1828 года, в день своего рождения,
     Александр Пушкин написал стихотворение:

     Дар напрасный, дар случайный,
     Жизнь, зачем ты мне дана?
     Иль зачем судьбою тайной
     Ты на казнь осуждена?

     Кто меня враждебной властью
     Из ничтожества воззвал,
     Душу мне наполнил страстью,
     Ум сомненьем взволновал?

     Цели нет передо мною:
     Сердце пусто, празден ум,
     И томит меня тоскою
     Однозвучный жизни шум.

(26 мая 1828г.)

     Эти строки Поэта прочитал митрополит Филарет и,
     взволновавшись, написал свой ответ А.Пушкину:

     Не напрасно, не случайно
     Жизнь от Бога нам дана,
     Не без воли Бога тайной
     И на казнь осуждена.

     Сам я своенравной властью
     Зло из темных бездн воззвал,
     Сам наполнил душу страстью,
     Ум сомненьем взволновал.

     Вспомнись мне, Забвенный мною!
     Просияй сквозь сумрак дум, -
     И созиждется Тобою
     Сердце чисто, светел ум.

     По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом святителя Филарета Московского. Исследователи предполагают, именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере, и многие  стихи последующих лет однозначно свидетельствуют о духовном прозрении Поэта.

     В знак благодарности владыке Филарету
     Пушкин ответил вторым стихотворением:

     В часы забав иль праздной скуки,
     Бывало, лире я моей
     Вверял изнеженные звуки
     Безумства, лени и страстей.

     Но и тогда струны лукавой
     Невольно звон я прерывал,
     Когда твой голос величавый
     Меня внезапно поражал.

     Я лил потоки слез нежданных,
     И ранам совести моей
     Твоих речей благоуханных
     Отраден чистый был елей.

     И ныне с высоты духовной
     Мне руку простираешь ты,
     И силой кроткой и любовной
     Смиряешь буйные мечты.

     Твоим огнем душа согрета
     Отвергла мрак земных сует,
     И внемлет арфе Филарета
     В священном ужасе поэт.

     Считается, что позже,  чтобы не было привязки именно к святителю Филарету Московскому, Пушкин для открытого опубликования в печати сделал другой финал...

     ...Твоим огнем душа палима
     Отвергла мрак земных сует,
     И внемлет арфе серафима
     В священном ужасе поэт.

(19 января 1830г.)

      Священник Иоанн Малинин отмечает, "Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание на знакомое словосочетание: "с высоты... силой". 26 мая (6 июня) – день рождения поэта - иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы - дня Святой Троицы.
      В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: "С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси..." (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил "обычаи родной старины", в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание.
      Значит, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой."

       В Молитвослове имеется ежедневная молитва свт.Филарета Московского ("Господи, не знаю чего мне просить у тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно..."), которая стоит рядом с молитвой Оптинских старцев на каждый день("Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...") и молитвой свт.Димитрия Ростовского ("Спаси мя, Спасе мой, по Твоей благости, а не по моим делом!..."

      Вот такая история стоит за иконами, показанными в иллюстрации.


Рецензии
Не знал о существовании икон с изображение Пушкина. На них он изображён получающим поэтический дар от священника. Наверно, подразумевается, что талант Пушкина от Бога. Это так и есть. Хорошо, что у России были и есть такие сыновья. Дай Бог России всего самого светлого в будущем! Спасибо Вам за это произведение!

Артамонов Андрей Иванович   16.12.2024 23:16     Заявить о нарушении
Реальный духовный путь Пушкина был не прост; и правда этого пути, правда самой жизни этой личности, противоречивая, но данная или попущенная Самим Богом, заключает в себе больше глубокого, подлинно религиозного смысла, больше истины, добра и красоты, чем самая красивая и благочестивая выдумка, принадлежащая людям. Личный путь Пушкина был не прост как раз потому, что Пушкин чувствовал и сознавал свой гений, свой творческий дар как не свою ношу, а на это не каждый художник способен. Пушкину было дано чувствовать и мыслить по-христиански, было дано "благое иго" (Мф. 11:30) по-христиански "мыслить и страдать". Понимая это, мы не можем ни обожествлять, ни судить смертного и грешного, как мы, человека, одаренного божественным гением, мы можем только — как учит святой праведный Иоанн Кронштадтский — "восходить тотчас мысленно к высшей, личной Красоте Божией и Ею восхищаться".

Анатолий Евстафьев   17.12.2024 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.